Игорь Торик: хождение по мукам.

Jun 09, 2011 14:44




В ближайшую субботу в синагогах будут читать про то, как через год после исхода из Египта, получения Торы и строительства переносного Храма еврейский народ снимается со своего места и отправляется в Землю Израиля.

(11) И было, во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения. (12) И поднялись сыны Исраэйля в походы свои из пустыни Синайской; и остановилось облако в пустыне Паран. (13) И поднялись они в первый раз по указанию Г-сподню, (данному) через Моше. (14) И двинулось знамя стана сынов Йыуды впереди по ополчениям их. А над ополчением его Нахшон, сын Амминадава. (15) И над ополчением колена сынов Иссахара Нытанэйл, сын Цуара. (16) И над ополчением колена сынов Зывулуна Элиав, сын Хэйлона. (17) А (когда) разбиралась скиния, то двигались сыны Гэйршона и сыны Мырари, носители скинии. (18) И двинулся (под) знаменем стан Рыувэйна по ополчениям своим, и над войском его Элицур, сын Шедэйура. (19) И над ополчением колена сынов Шимона Шелумиэйл, сын Цуришаддая. (20) И над ополчением колена сынов Гада Эльясаф, сын Дыуэйла. (21) Затем двигались Кыатиты, носители священных вещей; скинию же воздвигали до прихода их. (22) И двинулся (под) знаменем стан сынов Эфраима по ополчениям своим, а над войском его Элишама, сын Аммиуда. (23) И над ополчением колена сынов Мынаше Гамлиэйл, сын Пыдацура. (24) И над ополчением колена сынов Биньямина Авидан, сын Гидони. (25) Затем двигался (под) знаменем стан сынов Дана, замыкающий все станы по ополчениям их. И над ополчением его Ахиэзэр, сын Аммишаддая. (26) И над войском колена сынов Ашейра Пагиэйл, сын Охрана. (27) И над войском колена сынов Нафтали Ахира, сын Эйнана. (28) Вот (порядок) походов сынов Исраэйля по ополчениям их. Так двигались они. http://toraonline.ru/bemidbar/behaaloyscho

В связи с этим сейчас самое подходящее место упомянуть чрезвычайно знаковый пост Игоря Торика:

Вчера я был на кошерном седере Пейсах... Далеко не в первый раз, конечно. Но сейчас как-то мысли мои отвлеклись от рутинной процедуры на анализ происходящего.. И почувствовал я некоторое, скажем так, недоумение по поводу происходящего.. И сам седер вызвал у меня негатив.. Попробую объяснить.

Праздник Пейсах - это праздник исхода из Египта, праздник становления народа и избавления его от египетского рабства. Смысл праздника - свобода, освобождение. И смысл этот чрезвычайно важен и для самоосознания и для национальной идентификации и как национальная идея, сплачивающая народ и дающая ему мотивацию к существованию, выживанию и дающий силы противостоять трудностям и врагам, которые преследуют евреев на протяжении всей истории существования нашего народа. Праздник этот забывать нельзя, он должен существовать, наши дети должны знать, что "рабами были мы в Египте" и что мы достойны свободы.. Все это так. Но.

Но. Сам седер проходит по одному и тому же раз и навсегда установленному сценарию - лет эдак почти 2000 тому назад... Произносятся одни и те же слова без малейших изменений. Все делается в строгой последовательности: сначала говорят то-то, потом съедают кусочек того-то, потом моют руки, потом снова говорят то-то и так весь вечер... Стопроцентная формализация.

... сидеть нужно облокотившись на левую руку, обязательно именно на левую, даже если ты левша...

... когда ты ешь "марор" - горькую зелень - облокачиваться нельзя. Когда мацу - должен...

... когда ты ешь первый кусочек мацы, который должен быть размером с оливку, его нужно прожевать целиком и целиком проглотить, а не частями..

Ну и так далее. Совершенно роботизированный сценарий. Шаг в сторону считается побегом, прыжок на месте - - попыткой улететь. Абсолютная несвобода действия.. И это ради символизации свободы.. Полная противоположность символики самой себе... Праздник свободы, на котором участник его максимально несвободен.. Фактически, превращение человека в бездумного раба, который должен выполнять раз и навсегда заведенные тысячи лет тому назад действия.. Совершенно гипертрофированные, настолько, что весь смысл, вся идея праздника за ними теряется.. Ярчайший пример реализации поговорки "Заставь дурака богу молиться - он себе лоб расшибет"...

И я весь вечер вспоминал гениальную фразу великого еврея Альберта Эйнштейна: "Человеку, которому нравится маршировать строем под музыку не нужен головной мозг. Ему достаточно спинного"...  http://igor-torick.livejournal.com/745845.html

Сначала объяснение (оно просто и красиво), а затем несколько чрезвычайно важных замечаний.

Итак объяснение.
У всех миров, в том числе и у этого, материального, есть законы их существования. Это справедливо относительно всего мира и любой его детали. Наверно Вам не хотелось бы, что бы у Вас было три уха или два носа или на спине, в отличии от всех других, у Вас выросла бы рука. Наверно Вам не хотелось бы, чтобы вдруг на несколько минут исчезла атмосфера и сила притяжения или Земля отклонилась бы от своей орбиты.
О том, что у всего есть свои рамки и законы существования говорится с первых строк Торы!

(11) И сказал Б-г: да произрастит земля зелень: траву семяносную, дерево плодоносное, производящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. (12) И выпустила земля зелень, траву семяносную, по роду своему, и дерево плодоносное, в котором семя его по роду его. И увидел Б-г, что хорошо.

(20) И сказал Б-г: да воскишит вода кишеньем живых существ; и птицы да полетят над землею по своду небесному. (21) И сотворил Б-г рыб больших и все существа живые, пресмыкающихся, которыми воскишела вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их. И увидел Б-г, что хорошо.

(24) И сказал Б-г: да произведет земля существа живые по роду их, и скот, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (25) И создал Б-г зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Б-г, что хорошо.  http://toraonline.ru/bereyshis/bereyshis

Когда всё структурированно - когда руки от плеч, а не от спины, когда два уха, а не три, когда один нос, а не два - тогда "хорошо". Про поколение потопа сказано, что извращения людей привели даже к извращению животных. Смешение разных видов. И тогда всё это месиво было стерто, а в ковчег были взяты те, кто не смешался и остался структурированным (есть замечательный фильм телеканала РТР "Вода"):

(18) Но с тобою Я установлю Мой союз, и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. (19) А от всего живущего, от всякой плоти по два из всех введешь в ковчег, чтоб они остались с тобою в живых; мужского пола и женского пусть они будут. (20) Из птиц по роду их и из скота по роду его, и из всех движущихся по земле по роду их, по два из всех войдут к тебе, чтобы остались в живых.

(13) В этот самый день вошел Ноах и Шэйм, и Хам, и Йэфэт, сыновья Ноаха, и жена Ноаха, и три жены сынов, его с ними в ковчег. (14) Они и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, ползающие по земле, по роду их, и все летающие по роду их, и все птицы, все крылатые. (15) И вошли к Ноаху в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни.   http://toraonline.ru/bereyshis/noach

Свобода Песаха - это не свобода быдла, жрущего, пьющего и развлекающегося в соседней комнате (избавим друг друга от интимных подробностей). Свобода Песаха - это исход из рабства животному и приближение к Творцу, принятие на себя Его заповедей, которые ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ структурированны, ибо суть еврейского народа - это структуризация мира, ибо больше этим заняться НЕКОМУ.

Поэтому нет ничего более естественного, чем описывая снятие стана с мест и отправление в Землю Израиля, начать с описания колен и порядка вставания и передвижения: это идут СТРОИТЕЛИ мира, а не быдло, монголо-татарское иго, рушащеее всё на своем пути.

Поэтому нет ничего более естественного, чем праздновать Песах именно "роботизированным сценарием", а не гулянкой казаков или десантников в парке им.Горького. Само слово "седер" означает "порядок"! Тебя с самого начала предупреждают, что это не попойка и не гулянка. Именно потому, что Песах - это "праздник становления народа и избавления его от египетского рабства. Смысл праздника - свобода, освобождение. И смысл этот чрезвычайно важен и для самоосознания и для национальной идентификации и как национальная идея, сплачивающая народ и дающая ему мотивацию к существованию, выживанию и дающий силы противостоять трудностям и врагам, которые преследуют евреев на протяжении всей истории существования нашего народа. Праздник этот забывать нельзя, он должен существовать, наши дети должны знать, что рабами были мы в Египте",  именно поэтому это СЕДЕР, а не ч..рт знает что (в самом прямом смысле этого выражения)!

Песах - это исход. Но это не исход из Египта в Египет, это не исход из свиной колбасы к сочной говяжьей. Это исход из колбасы К Торе - инструкции строительства мира. А мир РУШИТСЯ если он не структурирован. Вы хотите жить в квартире с кривыми стенами? Вам хочется, чтобы в Москве было плюс 40 и песчаные бури? Евреи получают заповеди, каждая из которых имеет свою структуру и определяет соответствующие именно ей каналы проведения Жизни. Не говоря уже о заповедях, явно направленных на структурирование: раздельно мясное и молочное, раздельно шерсть и лен для одежды, раздельные посадки растений, запрет на скрещивание разных видов деревьев и животных.

См. также
" Парад Победы на Красной Площади."
" Для чего еврею зубы? Азбука иудаизма 6"

А теперь несколько очень важных замечаний.

1. Тора не только рассказывает о том, что было, но и представляет из себя аллегорический шаблон жизни человека.
На эту тему азбука иудаизма 15 и 16.

Ребенок развивается внутри живота матери, ему становится тесно, расходятся воды, рождается человек.
Евреи интенсивно размножались в Египте, страдали от рабства - тесно, разошлись воды, родился народ.
Еврей, для того чтобы развиться, оказывается в гнетущей его ситуации, он ожидал на седере свободное веселье, а получил не понятно что, не соответствующее его представления. Если поднапрячься и сделать правильные "телодвижения" тела, мыслей, чувств - можно будет удостоиться развержения вод и выход на просторы новой жизни.

2. Непонимание ПРЕДНАЗНАЧЕНО вызвать страдание и желание избавиться от этого страдания ПУТЕМ нахождения ответа и получения шанса на развитие, А НЕ ПУТЕМ наплевательства и отталкивания.

...И это ради символизации свободы.. Полная противоположность символики самой себе... Праздник свободы, на котором участник его максимально несвободен.. Фактически, превращение человека в бездумного раба, который должен выполнять раз и навсегда заведенные тысячи лет тому назад действия.. Совершенно гипертрофированные, настолько, что весь смысл, вся идея праздника за ними теряется..

Так устроен иудаизм! Чтобы что-то понять надо потрудиться, это позволит исправить свои "советские" мозги и свою "советскую" жизнь: видел Творец, что будут в мире злодеи и спрятал свет в Торе - в Торе он тоже спрятан и если ты злодей и быть чистым, светлым, праведным, честным не стремишься - тебе от Торы будет горько и тошно! Вход в рай закрыт! Вход исключительно по пропускам! Так мудрецы писали Талмуд и другие книги!!! Тот, кто достоин - поймет, тот, кто не достоин - заржет и пойдет дальше. И чем больше у человека опыта непонимание-страдание-понимание, тем больше у него вырабатывается доверия к еврейским книгам! А не попробовав, так и останешься в сомнениях и пустоте!



3. В Талмуде рассказывается про еврея, который случайно услышал разговор своей жены, которая сказала, что он является отцом только одного из её детей. Потрясенный муж, пошел к раввину, рассказал и вскоре умер. Пришло семейство к раввину решать вопрос о разделе наследства.
- Идите на могилу, пусть каждый из сыновей возьмет по палке и бейте и требуйте от отца, чтобы он вам сказал как делить, - сказал им раввин.
Пошли, вернулись.
- Ну что? - спросил раввин.
- Все кроме одного били и требовали, но отец ничего не сказал.
- Ну и почему ты не бил? - спросил раввин.
- Ну как же это можно? Ведь он мой отец, - сказал тот, кто не бил.
Так выяснилось кто был действительно сыном.

То, что у Торика возникло страдание от непонимания чего-то в иудаизме - это хорошо, это признак того, что возможно он - еврей. Свое - болит, чужое - нет. А те, кто в таких постах всегда торопится поднять собачий лай - как знать, може они и не евреи. Хоть и от еврейской мамы. וצ"ע

4. У всего есть внешняя форма и внутреннее содержание. Вы можете наполнить кувшин экскрементами, а можете замечательным вином. Вы можете смотреть на форму (заповеди-структуры) и при этом забыть или не знать о том, что у них есть внутреннее содержание. И только от Вас зависит чем Вы наполните седер Песаха, чем Вы наполните все другие заповеди, чем Вы наполните свою собственную жизнь: крабовыми палочками или чем-то более красивым, важным, жизненным, значимым.

Вы можете сидеть на седере Песаха и не понимать и не видеть внутреннего содержания и весь вечер страдать от пустоты мероприятия (или себя в нем?) и думать о великом Эйнштейне, а можете наполнять формы совершенно изумительным вином и ни о чем другом не думать, т.к. это делается только раз в году и на это произносят спасибо, что Дал нам до этого великого момента дожить.

См. также:
" Шампанское BRUT CARMEL WINERY."
" Религия ветра. Азбука иудаизма 25"

5. Благодаря "великому" Эйнштейну и ему подобных "великих" евреев, которые структурированием мира не занимались, мы сейчас имеем атомную бомбу и другие прибамбасы, которые в любой момент грозят миллионам евреев стереть их с лица земли, подобно Потопу, с которого мы начали этот пост. ה' ישמור ויציל

См. также:
" 12 апреля: полет Гагарина - парад гордости человечества."
" 5 июня 1967 Шестидневная война: парад еврейской (?) гордости."

6. Все обвинения иудаизма в формализме смехотворны: если Вы хотите полететь путешествовать в другую страну - Вы должны подчиняться законам аэроперевозок, местным законам и обычаям, времени работы автобусов и т.д. и т.п. Если Вы захотите полететь в космос - количество ограничений будет ещё больше, даже в туалет по-нормальному Вы не сможете сходить. И тем не менее люди готовы платить многие миллионы. Вопрос не в ограничениях, не в "отсутствии свободы", а в том, что Вы получаете взамен. Взамен ториковской свободы максимум что Вы получаете - это кусок колбасы и песни Пугачевой (которые, между прочим, тоже структурированы). Ну и разрушительного Ахмеда в придачу как реакцию на свой выбор и свою разрушительную деятельность. Свобода Торы предлагает совершенно другое. Тот, кто не знает - не знает, кто не хочет знать - туда(?) ему и дорога: Яаков пошел своим путем, а Эсав - своим.

См. также
" Почему жиды Новый Год не празднуют?"

Пожелаем Игорю Торику и всем нам всего самого доброго: правильного выбора, правильного пути и успехов на нем.



экологическое, демократия, еврейские глаза, Торик, праздники, заповеди, творение Жизни

Previous post Next post
Up