15. Репортеры и мультимедиа

Mar 09, 2012 14:36


С развитием технологий жанр репортажа обогатился мультимедийной составляющей. Теперь читателю (и редактору) мало одного текста. Репортер должен еще и уметь снимать видео и фото.


Грань между печатным репортажем, телевизионным и радиорепортажем постепенно стирается. Один из наших руководителей по РИА Новости на планерках в агентстве любит высказывать мысль, что эти жанры постепенно с разных сторон движутся в некую общую точку. Точку, где они достигнут конвергенции.

Теперь читатель может не просто почитать текст, но и одновременно посмотреть относящееся к этой теме видео, послушать подкаст (аудио), посмотреть фотографии. Причем все чаще и чаще бывает так, что производит эти мультимедийные материалы тот же, кто текст - сам журналист.

Судя по всему, куда-то в эту же конвергентную «точку» движутся не только интернет-СМИ, но и печатные. Конечно, на бумаге видео не посмотреть и аудио не послушать. Но зато с распространением интернет-планшетов вроде ipad интернет-версии печатных изданий будут по своему тиражу конкурировать с бумажной версией и постепенно ее замещать. Уже сейчас это характерно для газет - таких как «Комсомолка», «Жизнь», «Коммерсантъ». Все эти издания активно развивают свои интернет-страницы, и они по своей посещаемостью вполне могут соперничать с оригинальной, печатной версией. А газета «Газета» (gzt.ru) так и вовсе весной 2010 года перестала публиковаться на бумаге, полностью "уйдя" в интернет.

Журналы пока движутся в этом направлении с некоторым опозданием, но это вопрос времени. Уже сейчас интернет-страницы «Большого города» и «Афиши» живут самостоятельной жизнью. В «Большом городе» можно, например, послушать «аудиоколонку» музыканта Сергея Шнурова. А на «Афише» можно не только прочитать рецензию на свежий фильм (причем не только профессионального критика из штата «Афиши», но и читателей), но и посмотреть трейлер фильма.

Признанным флагманом в нелегком деле мультимедийных репортажей является агентство РИА Новости и его сайт. Кстати, замечу, что я так хвалю это агентство вовсе не потому, что сам в нем работаю. Зависимость строго противоположная: агентство прекрасное само по себе, и именно поэтому мне в свое время и захотелось в нем работать.

Как выглядит вся эта пресловутая мультимедийность на практике? Например, написал ваш покорный слуга репортаж об открытии авиасообщения Тбилиси и Москвы (прерывавшегося из-за известных событий между двумя странами). Этот текст был «украшен», во-первых фотографиями - самолет, тбилисский аэропорт и так далее. Во-вторых, тут же идет видео - взлет и прилет самолета, регистрация пассажиров, их комментарии по поводу того, как было неудобно добираться в Тбилиси на перекладных и как прекрасно, что теперь есть прямое авиасообщение. Тут же инфографика, иллюстрирующая отношения России и Грузии в последнее время.

Грустная новость для нас, репортеров, в том, что заметная часть подготовки все этого информационного богатства ложится именно на наши плечи. Можно было бы, конечно, одновременно с пишущим журналистом в его небольшое путешествие отправить фотографа и съемочную группу. Так часто делают, когда предстоит большая тема и работы намечается достаточно много - один «писатель» попросту не справится.

Но гораздо чаще «писателю» выдают, помимо его блокнота и ручки и диктофона, еще и фотограппарат, и видеокамеру со штативом. Одновременно собирать нужные детали, фотографировать и вести видеосъемку довольно сложно. Но приходится. Таковы сегодняшние суровые реалии.

Не говоря уж и о том, что остаются вопросы и к качеству продукции, производимой таким журналистом-универсалом. В том же «Русском репортере» «на дело» отправляют обычно двоих журналистов - «пишущего» и фотографа, при чем это лучшие фотографы в стране (а то и в мире - журнал использует и иностранных авторов, а его российские фотографы часто выигрывают престижные конкурсы вроде World Press Photo). Могут ли интернет-журналисты снимать так же хорошо? Это вопрос. Но, к счастью, для интернета требования не такие высокие, как для цветного красивого журнала.

То же самое касается и видео. В РИА Новостях организованы курсы, где пишущих авторов учат снимать видео. «Оскар» за лучшую операторскую работу они, скорее всего, вряд ли когда-нибудь получат. Но для интернета качество вполне приемлемое. По крайней мере, то соображение, что редакция здорово экономит, посылая на задание не толпу профессионалов, а одного «универсального солдата», все остальное пока перевешивает.

Если позволить себе немного пофилософствовать, то я бы высказал предположение, что с развитием блогов и интернета труд журналиста вообще несколько обесценился, подвергся инфляции - оказалось, что качественно производить информацию могут не только профессионалы, но и многие-многие другие. Соответственно, и журналистам нужно теперь производить больше информации, чем раньше - чтобы как-то компенсировать эту самую «инфляцию». Вручение «пишущим» журналистам видеокамер и фотоаппаратов - это как раз один из способов заставить их производить больше информационного продукта.

А не заменят ли блоги журналистов вообще и зачем нужны репортеры в век блогов - об этом мы поговорим в следующей главе нашего пособия.

Контрольные вопросы

1) Что такое мультимедиа?

2) Согласны ли вы с утверждением, что все СМИ движутся в общую "конвергентную" точку?

Практические задания

1) Откройте любой репортаж или очерк на сайте РИА Новости. Разберите, какими мультимедиа он "украшен"

2) Сделайте ММ-статью

<= 14. Отношения с источниками информации
=> 16. Репортеры и блоги, репортеры и блогеры

Previous post Next post
Up