«Этот великий вопрос о смысле жизни я задал сыну, который работает педиатром. И вот что доктор Воннегут ответил старому маразматику-отцу: ‘Папа, мы появляемся на свет для того, чтобы помочь друг другу пережить эту самую жизнь, в чем бы там ни был ее смысл’.»
Пожалуй, Лосев в этом отрывке ведёт речь не о смысле жизни :) "Почему?" и "Ради чего?" ведь разные вопросы. И он даже вопрошает не "Почему?", а "Почему именно вот в такое-то время и в таком-то месте?". Это самостоятельный вопрос, даже, в каком-то смысле, логический. Я обратил внимание на этот фрагмент так как это одна из тем моего собственного трактата :)
Если убрать из рассмотрения смысл жизни, то по моему мнению вопрос сведется либо к детерминизму, либо стохастическим моделям. Либо все было предрешено уже в момент создания Вселенной, либо все определяется выпадом некоторой случайной величины.
Вот он говорит "Почему я родился тогда а не тогда". Т.е. почему сейчас, а не например в Средние века? Может этот вопрос как-то неправильно поставлен, но интересно, что это осмысленный вопрос, т.е. все понимают о чём здесь спрашивается. Очень загадочный вопрос. Как-то даже отдалённо касается темы антропного принципа. Тут мне кажется дело не в том, что это "было предрешено уже в момент создания Вселенной" или определилось случаем. Тут вопрос в том, как это вообще можно было бы помыслить, что я родился бы в Среднии века -- т.е. ведь это был бы вовсе и не я тогда.
Все эпохи имели свои собственные представления о судьбе... И это правильно. Одна судьба - в Одессе, другая - в средние века...
- Для чего живет человек на земле? Скажите! - Как же так сразу? И потом - где живет?… Ежели у нас, в Смоленской губернии, это одно… А ежели в Тамбовской - другое…
Тут есть странный парадокс - можно рассматривать себя родившимся в другом месте, в другое время, среди других людей, но невозможно отрешиться от собственной биографии. Этот мысленный эксперимент без нее невозможен, хотя, быть может, на словах мы и будем отрекаться от опыта. Словно наша биография, единожды запущенная в конкретном месте и в конкретое время уже безвозвратна, и мысленный эксперимент - а вот если бы я родился в графском замке где-нибудь в Аквитании в эпоху Плантагенетов - может быть только ее фантастическим продолжением. "Я" как акт самоотождествления не есть объективный факт, никакое событие "снаружи" не подтвердит субъекту его собственную идентичность, поэтому "выключи" он свою историю - и нет больше идентичности.
Я долго не отвечал на Ваш комментарий потому что этот вопрос (вопрос "о человеке с зонтом", как я его называл) иногда вводит меня в ступор :) И так и не нашёл что "умного" ответить :) Пожалуй я готов согласиться с тезисом о "безвозвратности биографии".
Он кстати говорит "одна судьба в античности [комкая окончание], другая ...".
Comments 7
«Этот великий вопрос о смысле жизни я задал сыну, который работает педиатром. И вот что доктор Воннегут ответил старому маразматику-отцу: ‘Папа, мы появляемся на свет для того, чтобы помочь друг другу пережить эту самую жизнь, в чем бы там ни был ее смысл’.»
Reply
Reply
Reply
Reply
- Для чего живет человек на земле? Скажите!
- Как же так сразу? И потом - где живет?… Ежели у нас, в Смоленской губернии, это одно… А ежели в Тамбовской - другое…
Тут есть странный парадокс - можно рассматривать себя родившимся в другом месте, в другое время, среди других людей, но невозможно отрешиться от собственной биографии. Этот мысленный эксперимент без нее невозможен, хотя, быть может, на словах мы и будем отрекаться от опыта. Словно наша биография, единожды запущенная в конкретном месте и в конкретое время уже безвозвратна, и мысленный эксперимент - а вот если бы я родился в графском замке где-нибудь в Аквитании в эпоху Плантагенетов - может быть только ее фантастическим продолжением. "Я" как акт самоотождествления не есть объективный факт, никакое событие "снаружи" не подтвердит субъекту его собственную идентичность, поэтому "выключи" он свою историю - и нет больше идентичности.
Reply
Он кстати говорит "одна судьба в античности [комкая окончание], другая ...".
Reply
Leave a comment