Ездить в январе в Беларусь со снегоступным походом и купанием уже превращается в хорошую традицию. Ездили и в прошедшем январе. Группа набралась почти
прошлогодняя (за вычетом одного Сергея) - в итоге 4 человека. На четырех человек - три «зеркалки» (и то потому, что Андрей забыл свою). Огромная куча фото, откуда нереально отобрать три десятка на отчет.
Заброска «Двиной». В этот раз создавать ажиотаж выпало мне - на поезд я прибежал (именно прибежал) за две минуты до отправления. Имел все шансы не успеть и догонять потом группу уже на привале. Чуть отметили пятницу и наступление выходных. И спать.
Высадка в Полоцке. Ни разу не лето, даже с учетом того, что зима. В воздухе явный переизбыток зимней свежести. С интересом ждем вечерних купаний.
Сходили, поменяли рубли на рубли. Курс не сильно с прошлого года изменился, а вот цены скакнули на многое ощутимо. Разжились билетами на дизель.
Ехать в это раз нам нужно было до конца. До Алещи т.е. Полигон надоел уже, хотелось новых троп. Возможно мы немного перемудрили с маршрутом, но получилось ничего. Планировали до Алещи полоцким дизелем, от Алещи одну остановку российским дизелем. Выйти в Клястицах (это уже Россия) и пешком идти обратно в РБ. Пересечь границу и встать на озере Ведето, в идеале на полуострове имеющимся там. А утром обратно в Алещу. На карте это в итоге выглядело
так.
Через час после отправления мы в Алеще. Здесь мы уже бывали, все знакомо.
В Алеще интересная схема пересадки. Приходит полоцкий дизель, пассажиры выходят и идут в здание станции. Полоцкий дизель отходит от станции обратно, метров на 300. Через какое-то время приходит российский рельсовый автобус. Высаживает одних пассажиров, забирает других со станции. Отходит. Потом возвращается полоцкий дизель и забирает тех, кому надо в РБ. Пересадка в обе стороны. Удобно.
Прибытие рельсового автобуса из России:
Проезд до Клястиц почему-то бесплатный. Высаживаемся и моментально стартуем. Идем шустро. За время поездки подмерзли, а на улице дубак. Надо погонять кровь. Чуть отогревшись устраиваем «зеленую остановку» и, чтоб да раза не вставать, небольшой перекус. Я не могу удержаться и снимаю пробу с имеющийся настойки. Рановато для этого дела, но зимой в походе не смертельный грех.
Получил из Архангельска небольшую коллекцию АЛВИЗовских настоек: морошка, рябина, брусника, черемуха и черносливовая. 20 оборотиков, мягенькая … короче, будете если в городе Архангела Михаила - рекомендую.
От Клястиц идем на северо-запад, а не ломимся прямо к озерам. Вскоре мы должны оказаться в деревне Бол. Кулиги из которой, если верить генштабу, идет дорожка в нужном нам направлении. Генштаб для этих мест обычно не врет, что приятно. Не подвел и в этот раз. Дорожка. Не сильно накатанная рыбаками, как раз то, что нам нужно. Не будь она накатана все равно бы шлось без проблем - снегу в этом году сюда что-то не очень много завезли.
Добрались до первого озера: озеро Симонова. Небольшое. Видно, что обжитое (неудивительно, т.к. оно ближайшее к населенке).
Шпарим дальше. Есть плюс в холодной погоде: она почти всегда означает солнце. А солнце поднимает настроение.
Пройдя еще немного, решаем, что время вполне себе обеденное и можно устроить перекус. Иногда создается впечатление, что в походы ходим исключительно для того чтобы жрать. Останавливаемся. Остановки в такую погоду чреваты замерзанием, поэтому сразу организуем небольшой костерок. Дорога явно здесь не кончается, а она явно сильно экономит нам время. Поэтому времени не жалко. Ням.
Проходим между озерами Немстино и Черное. Еще один рывок и пересекаем границу. Пересекаем весьма условно - понять что мы ее пересекли можно только с помощью ЖПС и по тому, что мы вышли на берег озера Круглое-Мелкое, где проходит граница. С названиями озер, видимо, долго никто не парился. Чуть южнее находится озеро Долгое, а западнее - озеро Долгое-Мелкое. Вот так выглядит пересечение границы РФ-РБ:
После пересечения границы столкнулись с проблемой, которая для нас не нова: идти всего нечего осталось, а времени еще вагон. Решили сползать на, обозначенную на карте, высоту 167. Азимутим к ней по прямой. Снегоступы я не надеваю: снегу не настолько много. Идти можно. В снегоступах проще, но распаковывать лень, а идти нам осталось немного. Поэтому «жгу бензин».
Высота не сильно выделяется, но все же видно, что она чуть выше остальных, окружающих ее, кочек. На вершине даже находим триангуляционный знак (который, почему-то, никому в кадр не попал).
Еще чуть меньше километра азимута и мы на берегу озера к которому шли - Ведето. Встать мы хотим на полуострове, а значит надо к нему идти по льду. Выходим на лед растянувшись - кто его знает какой он толщины. Холодно, вроде, было, но знать наверняка нельзя.
А вот и полуостров впереди.
Нарезали круг по полуострову. Дров есть, не болото. Видимо не так давно был низовой пожар: много, чуть подгоревших снизу, деревьев, которые сейчас стоят сухими. Андрей уходит на битву со льдом, а мы начинаем лесоповал. Ночка предстоит жаркая, дров нужно много.
Пробная дырка пробита. Однако! Сантиметров 30. Лед такой толщины мы будем долго мучать. Тем временем потихоньку темнело.
На пустой желудок такие дела не делаются. Даем льду отсрочку и уходим к костру.
Поели, чуть отдохнули и бросились в атаку. Четверо, нажратых гречкой с тушенкой и боевыми ста граммами виски, туристов! У льда не было шансов.
Это сладкое чувство победы.
Поспорили на тему как целесообразнее поступить: раздеться у проруби или раздеться у костра и добежать. После купания-то, в любом случае тепло будет, а вот до мерзнуть не хочется. В итоге каждый поступил согласно своей теории. Теперь я знаю, каково это: бежать ночью через лес голяком, когда температура ниже -20.
Второй ужин с виски. Виски марки не «Перекресток» или «Ароматный мир». И даже не уровня «Duty free». А купленный в самой, что ни на есть Шотландии. В месте, где его производят. Трофей Сергея. Правда обеспечить комнатную температуру потребления было не просто. Спать ложились довольные.
Утро было пасмурным. Затянуло, пошел снег, потеплело. Через озеро вышли, к отмеченной на карте грунтовке. Она была накатанной и вот мы уже, спустя какое-то время, выходим к ж/д.
Возвращение штатное. Дизель, поезд, вагон-ресторан. Инфляцию ощутима. В прошлом году самый большой счет был тысяч 400. Сейчас у всех от 500 до 700. Правда с чешским пивом и грузинским вином. В данном случае действительно чешским, и действительно грузинским. Есть у этого вагона-ресторана такая приятная отличительная черта.
Видео на закуску:
You can watch this video on www.livejournal.com