Как евреи из-за Герцеля подрались, или история первого часовщика!

Mar 15, 2009 08:56

Начиная "раскапывать" историю тель авивской улицы Бялик, я и не предполагал, что уже с самым первым домом этой улицы связана такая интересная история.Настолько интересная, что я решил выделить ее в небольшой отдельный рассказ, в котором есть все - и детектив, и любовь, и трагедия, и успех и даже немного мистики. Итак, история дома и семьи Морица Шенбенрга
Мориц Шенберг приехал в Палестину из Румынии 1-го мая 1882 года вместе с пожилым отцом. Первый дом семьи Шенберг был в... арабской деревне Сумиэль (сегодня остатки этой деревни можно увидеть на улице Ибн Гвироль, между улицами Арлозоров и Жаботински). Мориц купил там участок земли в 33 дунама, на котором построил дом и ферму. Ферма развивалась успешно, однако вскоре начались неприятности - через год Мориц заболел лихорадкой. Его отец был уже довольно стар, и не мог заниматься сельскохозяйственными работами, и хозяйство начало нести убытки. Поэтому, чтобы не разориться окончательно, они решили продать дом и ферму.
Новый владелец - Исар Гольдовский, оказался очень радушным и порядочным человеком. Он предложил Шенбергом остаться в доме до тех пор, пока они не смогут устроиться на новом месте. В скором времени Мориц поправился, но решил не возвращаться к сельскому хозяйству. Он открыл ювелирную и часовую лавку в Яффо. А проживание вместе с семьей Гольдовских не прошло бесследно - за это время Мориц очень сблизился с дочерью Гольдовского- Любой (Аувой) и 16 февраля 1885 года они поженились. В качестве приданного Мориц получил.. . те самые 33 дунама земли с домом и фермой.


В середине 1885 года Шенберг собирает группу единомышленников и строит в Яффо 17 магазинов на участке земли, приобретенном у госпожи Элизабет Буструс, на улице, носящей имя ее покойного мужа (Наджиб Буструс, торговец, член небольшой яффской секты мормонитов). Сегодня эта улица называется Разиель.
В 1887 году было начато строительство поселения Неве-Цедек. Организаторы это поселения с первых дней стали приглашать Морица Шенберга присоединиться к ним. И приглашали не потому, что им не хватало состоятельных людей, готовых вложить деньги в развитие еврейского ишува(поселения). Обладающий недюженной физической силой и необыкновенной храбростью, Мориц давно снискал себе славу героя-защитника евреев от арабских бандитов. Он, один из не многих яффских евреев, не только имел в своем распоряжении оружие, но и умел им прекрасно пользоваться.
За силу и храбрость его уважали (и боялись) и яффские арабы, давшие ему почетное прозвище «Хаваджа Морис» - богатырь-Мориц.
В 1892 году в Яффо прибыла группа французских инженеров-железнодорожников для проектирования турецкой железной дороги Яффо-Иерусалим. Среди прочих специалистов французам был представлен и Шенберг. И в скоре он стал для них просто незаменим, выполняя для них огромный спектр услуг от охраны и проводника в поездках, и до переводчика и механика при выполнении работ. В процессе этого тесного сотрудничества Мориц подружился с французами настолько, что они рекомендовали его в яффскую ложу франкмасонов (вольных каменщиков). Яффская ложа, называемая "дворец Соломона» (היכל שלמה ) приняв Морица в свои ряды, не только дала ему возможность расширить свой кругозор, получить доступ к огромной библиотеке, но познакомила его с интересными людьми, самыми передовыми умами того времени. Ну и, не забывая о хлебе насущном, массоны помогли Шенбергу получить очень выгодный подряд - установка и обслуживание часов и часовых механизмов на всей Яффско-Иерусалимской железной дороге.
32 года Мориц Шенберг исполнял обязанности главного часовщика палестинской железной дороги, за что и был награжден пожизненным бесплатным проездом.
Общение с членами франкомассонской ложи и с многими гостями Яффо не могла не оставить свой след в душе Морица. Он проникся новыми веяниями, новыми принципами человечества о равенстве и свободе. Особенно сильное впечатление произвело на Морица знакомство с Теодором Герцель в 1898 году. Увлекшись идеями этого необыкновенного человека, Мориц Шенберг стал одним из самых ярых приверженцев сионизма.
Именно по предложению Герцеля, вместе с инициативной группой Шенберг стоял у истоков создания сионистского банка в Эрец Исраель. Зная его честность и порядочность, еврейское население Яффо часто обращалось к Морицу с просьбой представлять их интересы в различных инстанциях, особенно в сионистских. Так, в частности, ему предложили войти в совет управления первого еврейского профсоюза ремесленников «המסדרה «. И в течении длительного времени Мориц защищал интересы простых рабочих. Кроме того, он вложил крупную сумму своих собственных денег в развитие этого профсоюза. А организатором это профсоюза был Менахем Усишкин.
В 1903-м году объявил доктор Герцель о своем проекте «Уганда». Но еврейское население Палестины большей частью было против этой программы. И во главе противников этого переселения народов стоял Менахем Усишкин. Возник идеологический конфликт.
И все-таки нашлись люди, которые слепо верили родоначальнику современного сионизма. Среди этих приверженцев нового проекта был и Мориц Шенберг. Естественно, что между приверженцами и противниками проекта «Уганда» возникали споры. И именно эти споры постепенно переросли в глубокий политический раскол между Морицом Шенбергом и Менахем Усишкиным. В конце концов этот конфликт привел к тому, что Мориц решил порвать свои отношения с профсоюзом ремесленников и вышел из состава его управления. Следущим логичным шагом со стороны Морица было требование вернуть его деньги.
Он обратился к доктору Илель Яффе, который в то время возглавлял профсоюз, с просьбой вернуть его деньги. К чести Морица, он не требовал ни проценты, ни дивиденды, он лишь хотел получить свои деньги. Но с этой просьбы и начался затяжной конфликт, на долгое время повергший в шок все еврейское население Яффо.
На исходе субботы 15 апреля 1904 года прогуливался Мориц с сыном Борисом по улице Буструс, и увидел, что в окнах конторы профсоюза горит свет. Мориц зашел в контору, и попросил находящегося там казначея вернуть ему деньги. Казначей ответил отказом, сославшись на отсутствие указания свыше. Пока они разбирались, неожиданно в контору зашел доктор Илель Яффе. Когда он разобрался, о чем идет речь, то пришел в ярость и замахнулся на Морица тростью. У произошедшего после до сих пор существует две версии. По версии доктора, он лишь замахнулся, но не ударил, а по версии самого Морица, доктор Яффе нанес ему удар тростью. Как бы там не было, Мориц нанес ответный удар кулаком в голову, причинив тем самым Илелю Яффе легкое увечье, что, впрочем, совсем не удивительно, если мы вспомним об огромной физической силе Шенберга.
К сожалению, казначей выбежал из конторы в самом начале ссоры, поэтому свидетелей этого проишествия небыло. И сразу возник вопрос - кто же из них говорит правду? И не смотря на то, что у Морица была заслуженная репутация человека высоко порядочного и честного , большая часть евреев Яффо поверили доктору Яффе. Поговаривали, что это из-за контактов Шенберга с масонами. Как результат, Морицу Шенбергу был объявлен бойкот. Со страниц немного-численных еврейских газет не сходила эта история, в которой обвинялся Мориц Шенберг. В добавок к этим неприятностям, его вызвал к себе в иерусалимскую резиденцию турецкий паша - наместник султана, и приглашение это не сулило ничего хорошего. Подробности этой аудиенции остаются секретом, но до официального суда дело не дошло. Самым же худшим было то, что евреи перестали заходить в лавку Шенберга. Так, в один день обрушился хрупкий мир Морица Шенберга.
И только в 1906-м году на страницах газеты " השקפה" - «Обозрение» вышла статья о том, что бойкотируемый Шенберг не удостоился честного и справедливого суда, не смотря на то, что до этого случая он сам всегда заступался за несправедливо обиженных. Газета писала, что Мориц всегда зарабатывал на жизнь своим трудом и помогал нуждающимся по мере возможности. И когда помощь понадобилась ему - от него все отвернулись. Сила печатного слова известна, и постепенно, не сразу, люди перестали бойкотировать Шенберга, хотя по сегодняшний день не известно, кто же был виноват в той драке.
28 марта 1917-го года в связи приближением британских войск, турецкое правительство приказало всем евреям покинуть Тель-Авив. Семья Шенберг вынуждена была уехать в Дамаск, где более года проживала в нужде. Там, в Дамаске, скончалась от тифа младшая дочь Морица и Аувы Лея. Лишь после окончания первой мировой вернулась семья Шенбергов в Тель-Авив.
После возвращения, Мориц одним из первых решил построить свой дом. Это был смелый поступок, ведь люди не знали, как сложится их жизнь под британским мандатом. Находились даже такие пессимисты, которые покинули Тель-Авив. Но только не Шенберг. К сожалению, доподлинно не известно, кто являлся архитектором построенного в 1922 году дома семьи Шенберг. В некоторых документаз указывается Александр Леви, в некоторых - Филипп Хайт. Я более склонен к первой версии - уж очень этот дом похож на стоящие рядом дом Хензеля и дом Мангал. Но... пока что у меня есть повод продолжить свои "раскопки".


В скором времени после возвращения, дочь Морица и Аувы Мирьям вышла замуж за Зеева Абарбанеля, сына владельца кинотеатра «Эден». И первые рекламные щиты Тель-Авива появились именно на крыше дома Шенберга - это была реклама новых фильмов кинотеатра "Эден".
В 1937 году Мориц Шенберг умер. Его семья еще долгое время проживала в отцовском доме. Здесь родился его внук - Одед Абарбанель, летчик, один из основателей Военно-Воздушных сил Израиля.
А на первом этаже долгие годы находилось кафе «Рацки», история которого заслуживает отдельного рассказа.

легенды Тель-Авива, улица Бялик

Previous post Next post
Up