Из наших пяти часов пребывания в Стокгольме около двух мы посвятили изучению одной из главных достопримечательностей города - местного метрополитена или как его величают - Tunnelbana. В интернетах пишут, что Стокгольмское метро является самым красивым в мире, и отчасти я с этим даже соглашусь. Но отчасти! Возможно, потому что я побывал всего на 7 станциях из 100… А вот то, что по стоимости проезда оно претендует на звание самого дорого в мире я подтвержу лично. Как вам отдать за одну поездку 6 долларов США?
Одной из наиболее оригинальных на наш неискушенный белорусский взгляд оказалась станция Solna Centrum, расположенная на «синей» линии метрополитена. Правда с синим цветом она ну никак не ассоциируется, потому что целиком и полностью раскрашена в наши родные красно-зеленые цвета. Еще никогда до этого не приходилось мне видеть такого длинного «заката над болотом»…
На примере Solna Centrum познакомимся в общих чертах с особенностями станций Стокгольмского метрополитена.
Первый участок «синей линии» метрополитена был закончен в 1975 году.
Главная особенность объединяющая станции данной линии - все они представляют собой огромные подземные галереи высеченные прямо в скальном массиве. То есть стенами на станции (ровно как и на перегонах) служат естественные горные породы ненарушенного сложения. Вот круто! Никаких тебе тюбингов, никакой крепи! Высек тоннель и пользуйся! Конечно же «прорубить» тоннель не так легко, но уверен все же это намного надежнее и, наверное, даже дешевле. Пути также сразу же уложены на скальном основании.
На снимке выше можно увидеть много-много табличек дублирующих название текущей станции. Сам я не проверял, но думаю, что они расставлены на такой дистанции, что бы в каждом окне прибывающего состава можно было увидеть название станции. Да, и еще в тоннеле виднеется зеленый сигнал светофора, отчего можно догадаться, что движение в стокгольмском метро левостороннее. Так получилось потому, что на момент ввода метро в эксплуатацию в Швеции было левостороннее движение.
Станции лишь отличаются стилистикой оформления. Каждая станция была отдана на «растерзание» художникам самых разных направлений - от классики до поп-арта. По сути, непосвященному как мне человеку покажется, что одни и те же стены из нетронутого природного камня всего лишь раскрашены разными цветами.
Про билет я уже оговорился выше - цена в 36 крон (6 долларов США) за одну поездку очень кусачая для белоруса со среднестатистическим доходом. Еще один момент, которого мы не знали - приобретенный билетик действителен всего лишь один час с момента как ты зашел в метро. На входе в будке сидит контролер, который ставит на талончике печать с датой и временем. Мы еще долго соображали, где приобрести билет, потому как контролер их не реализует, но вот при каждой станции есть небольшой торговый павильон типа нашей «союзпечати» (грубое сравнение конечно) в основном с пищевыми продуктами и прессой - там-то и можно «оталониться».
Итак, возвращаемся назад на станцию. Эскалаторы достаточно большие. Хотя после питерского метро глубина стокгольмского конечно уже не впечатляет))
Почти на каждой станции я наблюдал на потолке по одной, а то и по несколько таких блюдец-антенн (см. фото ниже)…
…под потолком висит девайс напоминающий блюдо для фруктов. Истинного значения сего агрегата я так и не узнал. Мы полагали лишь, что это какие-нибудь антенны или улавливатели сигнала - ведь сигнал мобильной связи в метро не пропадает нигде! В поезде очень и очень тихо - можно спокойно ехать и говорить партнеру, что уже подходишь к городской ратуше, например - сложно спалиться ;)
В метро курсируют поезда различных поколений: как старые, напоминающие наши мытищинские, так и современные марки которых я не знаю. В современных составах кстати мне не понравилась система открытия дверей. Принцип такой же как и на наших комунмашевских трамваях - двери выдвигаются наружу, но процесс этот в шведской подземке какой-то очень дурацкий и медлительный. Ну мне, вечно спешащему, так показалось.
Из маленьких наворотов могу еще назвать стрелку «норд-зюд», которая присутствует на платформе каждой станции (см. на предыдущем фото). Сориентироваться где север-юг легко, но вот практического значения на месте мы, увы, не заметили. Хотя сейчас я уже начинаю догадываться, что эта штука действительно может быть полезна при ориентировании в поисках выхода в нужную сторону.
С фото- и видеосъемкой проблем у нас не возникало. Кругом все напичкано камерами видеонаблюдения, а к нам так никто и не подошел ни разу не поинтересовался чего это мы все фоткаем. Хотя чего интересоваться? Уверен, что ежедневно по самой длинной в мире художественной галерее (а именно так и называют «синюю линию» метро) бродят сотни если не тысячи таких же любопытных туристов как и мы.
Что же изображено на Solna Centrum? Закат. Большой красный закат над зеленым лесом. Приятно, наверное, вечерком, стоя после работы в ожидании поезда созерцать живописный закат солнца над хвойным лесом прямо с платформы. Ну вот хотя бы так!
Если хорошо присмотреться, то на стенах можно разглядеть много различных мелких картинок. Думаю каждый раз можно найти что-то новое чего не разглядел в предыдущий.
Кстати, про лося будет полезно знать всем. Лось - национальный символ Швеции и его изображения присутствует буквально везде. Магниты, календари, плюшевые игрушки, майки, байки и прочее. Если вы собираетесь в Швецию и озадачены чего же это такого привезти на память, не задумывайтесь особо - ЛОСЬ!
Шведская подземка первая на моей памяти, которая работает круглосуточно, вот только интервалы движения с 01.00 до 06.00 походят более на пригородные поезда - 2 поезда в час. Да и днем если честно поезда метро ходят нечасто. Интервал движения 8 минут в час пик и 10 минут в остальное время не выдерживает никакой критики, если конечно смотреть из нашей далекой Беларуси, где поезда 10 минут придется ждать лишь поздно вечером.
Еще я не увидел у них в подземке привычных для нас табло точного времени с «таймером» движения поездов. Зато есть электронные табло, указывающие через сколько минут и на какую станцию пойдет очередной состав.
На сегодня знакомство со стокгольмской подземкой, думаю, можно считать законченным.