Все мы с вами видели памятники дедушке Ленину - в Беларуси их на каждом шагу навалом: с кепкой, без кепки, за трибуной, с книжкой в руке, с указывающей в светлое будущее рукой, молодой кучерявый и т.д. …
А вот доводилось ли вам когда-нибудь видеть памятники вождю всех пролетариев мира, оформленные в соответствии с национальными особенностями страны, в которой они стоят? Есть такие, а вернее такой один памятник, и стоит он в самом центре туркменской столицы - в городе Ашхабад. Ильич охраняется государством, как культурная ценность Туркменистана.
И ценностью является не сама статуя Ильича (она обычная типовая), ценность представляет грандиозный (я не побоюсь этого слова) постамент, на который статую водрузили.
Давайте детальнее рассмотрим памятник (или всё-таки наверное правильнее будет называть его мемориалом) и познакомимся с историей его создания под катом!
24 января 1924 года спустя три дня после смерти Ленина на траурном митинге в Ашхабаде бывший тогда председателем ЦИК Н. Айтаков сообщил собравшимся о намерениях увековечить память о вожде. А еще спустя три дня в центре города на Гимназической площади состоялась закладка памятника. Сегодня это Ленинский сквер возле театра имени Махтумкули.
Совсем рядышком находится здание Кабинета министров Туркменистана и кругом полным полно дворников и лютых милиционеров, не поинмающих по-русски, однако все они с радостью укажут вам путь к памятнику «товарищу Ленину Баба»
Торжественное открытие памятника состоялось 7 ноября 1927 года - в день 10-летия Великого Октября.
«Мемориал» представляет собой здание в виде куба, к которому ведет лестница, в здании две резные деревянные двери - вход в музей Ленина. Статуя вождя помещена на параллелепипед, основанием которого являются четыре таких же параллелепипеда.
Бронзу для Ильича позаимствовали в бывшем царском имении Байрам-Али, откуда привезли на переплавку бронзовые пушки. Скульптор статуи - Трипольская, взяла за основу работу скульптора В. Козлова и внесла некоторые детали. Отливали её в кустарных условиях, потому что в Полторацке (тогда так назывался Ашхабад) не было необходимых для этого литейных производств.
Автором проекта памятника стал Андрей Андреевич Карелин - известный еще с царских времен живописец, ставший, кстати, годом ранее (1926) автором герба Туркменской ССР. Именно Карелину принадлежит идея облицовки постамента яркой майоликовой плиткой. Майолик - это особенная разновидность керамики с расписной глазурью.
Так перед нами сегодня предстают ковровые полотнища с орнаментами, характерными для ковровых изделий каждого района Туркмении
Выполнял работу керамист Назаров
Двери, ведущие в музей, также были обрамлены коврами.
Но более всего меня умиляют подписи на постаменте, выложенные из той же самой сочной плитки!
На каждой грани здания по фразе на русском и на туркменском.
На заднем плане виден советский горельеф на здании национального архива
Моё любимое: «Ленинизм - путь к раскрепощению народов востока». Ни больше, ни меньше))
Памятник во всей красе еще раз. Надо будет обязательно сюда вернуться и посмотреть на его сияние при хорошем солнечном свете
Сейчас же в Ашхабаде зима, но фонтаны всё равно не отключают, поэтому на них можно наблюдать толстые корки льда и шульги.
Ежели кого заинтересовал тот советский горельеф на здании национального архива, то вот его фотографии.
Как называется - сам пока еще не выяснил. Но автора вроде бы нашел - это работа Эрнста Неизвестного.
Ещё раз дедушка Ленин на прощание.