Eino Ingerman Об истории церковного раскола в Эстонии в свете событий в 404
Я человек нерелигиозный, могу себе позволить более категоричные оценки, чем воцерквленные верующие.
https://www.youtube.com/watch?v=oeQZmdtUyuc В Стамбуле на Архиерейском соборе (Синаксисе) Константинопольского патриархата рассматривался вопрос - имеет ли право Константинопольский патриархат, который еще называют Вселенским, самостоятельно и без согласия других православных церквей предоставлять автокефалию церкви, которая об этом просит? Архиереи Константинопольской церкви во главе с патриархом Варфоломеем пришли к выводу, что статус Вселенского патриархата дает им такое право.
Это ход в шахматной партии. Остается открытым вопрос, какой церкви на Украине Константинопольский патриархат может представить автокефалию? И будет он это делать или нет. Украинской православной церкви? Они до сих пор не обращалась с таким обращением. Другой церкви, которая не является канонически признанной? Пусть они сами разбираются.
«В Эстонии мирно сосуществую два Патриархата и никто ни у кого храмы не захватывает.» (C) Дмитрий Джангиров
Думаю, что Дмитрий знает эту тему, но вот тем, кто не в курсе, будет полезно (если интересно), ознакомиться с историей вопроса, конспективно.
1. 10 мая 1920 года на совместном заседании Священный Синод и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви приняли постановление признать Эстонскую Православную Церковь автономною. Подтверждено томосом Патриарха Тихона.
2. В сентябре 1922 года собор Эстонской Апостольской Православной Церкви принял решение об обращении к Константинопольскому Патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Православной Церкви Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. В последствии митрополит Таллиннский и всея Эстонии Александр писал, что это решение было принято под сильным политическим давлением государственной власти. 7 июля 1923 года Патриарх Мелетий IV вручил в Константинополе Томос о принятии Православной Церкви Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного церковного автономного округа "Эстонская Православная Митрополия".
3. 10 ноября 1940 года Синод Эстонской Православной Церкви Эстонии обратился к Патриаршему Местоблюстителю Блаженнейшему Сергию, митрополиту Московскому и Коломенскому, с прошением о восстановлении Эстонской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата. По определению Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, Эстонская Православная Церковь 28 февраля 1941 года была воссоединена с Матерью - Русской Православной Церковью. В кафедральном Богоявленском соборе в Москве была совершена Божественная литургия и все присутствующие подписали акт о воссоединении с Матерью-Церковью.
4. Через несколько месяцев началась война и митрополит Александр заявил о своем разрыве с Матерью-Церковью и о повторном переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Епископ Нарвский Павел остался верен Матери-Церкви. После оккупации Эстонии немецкие власти не препятствовали ни митрополиту Александру руководить жизнью приходов, оставшихся в его подчинении, ни епископу Павлу управлять русской Нарвской епархией и многими другими приходами, сохранившими верность Русской Православной Церкви.
5. Незадолго до освобождения Таллина от немецкой оккупации митрополит Александр и 23 священника покинули Эстонию, а Синод ЭАПЦ обратился к Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) с прошением клира и мирян о возврате в каноническое подчинение Московского Патриархата.
6. В 1948 году был создан Синод ЭАПЦ «в изгнании», он обосновался в Стокгольме, оставаясь в подчинении Константинопольского патриархата. Структуре сохраняли верность около 10 тысяч православных эстонцев, находящихся в разных странах. Для этой структуры в 1956 году был хиротонисан епископ Георгий. После смерти епископа Георгия в 1961 году структура прекратила существование как административная единица; её приходы были переподчинены местным епископам Константинопольского патриархата. В 1978 году по требованию Русской православной церкви Константинопольский патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую церковь, недействительным.
7. В 1993 году томосом Святейшего Патриарха Алексия II было подтверждено право самоуправления Эстонской Православной Церкви. Подтвержден томос свт. Тихона, Патриарха Всероссийского от 1920 г.
8. 11 августа 1993 года эстонский Департамент по делам религий зарегистрировал Синод Эстонской апостольской православной церкви в изгнании как единственного законного правопреемника межвоенной Эстонской апостольской православной церкви, хотя «Синод» не имел в стране юридических представителей.
9. В 1994 году 54 (из 83) православных прихода попросили принять их в юрисдикцию Константинопольского патриархата.
10. 22 февраля 1996 года Священный синод Константинопольского патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил параллельно Эстонской православной церкви Московского патриархата автономную Церковь под своей юрисдикцией. В Коммюнике Верховного Секретариата и Священного синода Вселенского патриархата от 22 февраля 1996 года подчёркивалось, что «Вселенский патриархат принял это решение по настоятельной просьбе Эстонского правительства (!!!) и подавляющего большинства эстонских приходов, которые просили принять их под защиту Вселенского патриархата»
11. Священный синод Русской православной церкви под председательством патриарха Московского Алексия II (Ридигера), в феврале 1996 года приостановил евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. После нескольких раундов переговоров в 1996 году стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций; приходам была предоставлена свобода выбрать, к какой из юрисдикций принадлежать. Прерванное Московским патриархатом общение с Константинопольским патриархатом было возобновлено решением Синода РПЦ в заседании 16 мая 1996 года.
12. Эстонская Православная Церковь Московского патриархата была зарегистрирована в апреле 2002 года.
В сухом остатке. Церковь лавировала, подстраивалась под политические условия, при этом, оставалась со своими прихожанами, разве что Синод ЭАПЦ «в изгнании», начиная с 1961 года, оставался исключительно бюрократической структурой.
Причина раскола начала 90-ых прошлого века проста, опять политика и собственность. «Ход конем» государства: в августе 1993 года Служба по делам вероисповеданий зарегистрировала под названием «Эстонская Апостольская Православная Церковь» немногочисленные эстонские приходы, перешедшие в юрисдикцию Стокгольмского Синода (при этом признав их права на довоенную собственность Церкви). Представителям Церкви Московского патриархата было предложено регистрироваться в качестве новой церковной структуры, без всяких имущественных прав.
В настоящий момент Эстонская апостольская православная церковь (Константинопольского патриархата) объединяет от 7 до 27 тысяч верующих, большая их часть (70%) - этнические эстонцы. ЭАПЦ насчитывает 60 приходов, в которых служит 30 священников и 9 диаконов.
Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, имеет 31 приход, на которых несут служение 45 священников и 13 диаконов, объединяет от 100 до 150 тысяч верующих.
При этом, Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата вынуждена арендовать у государства 18 храмов, от права на возврат которых отказалась Эстонская апостольская православная церковь, но при этом ЭАПЦ запретила государству передавать/продавать эти храмы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
Так что да, никаких захватов. Все оформлено по-другому. На Украине, с очень большой долей вероятности, будет иначе. Процессы, которые уже идут, могут принять катастрофический размах. Патриарх Константинопольский Варфоломей имеет все возможности, чтобы открыть ящик Пандоры. Есть решения, которые могут привести к расколу мирового православия и к непредсказуемому развитию событий на Украине. Поживем-увидим.
Теперь категоричные оценки. Церковь, как организация, бюрократическая структура, зачастую ведет себя как бизнес корпорация, осуществляя поглощения, рейдерские захваты, ведя недобросовестную конкуренцию. Все это ради влияния и собственности. Регулярно вступает в союзы с мирскими властями, преследующими политические цели, очень далекие от религиозных смыслов. Это имеет отношение к вере? Сомневаюсь.
Статья с симпатиями к одной стороне, но где дано слово и Митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию и Митрополиту Стефану:
https://www.pravmir.ru/pravoslavie-v-estonii-vzglyad-dvux-mitropolitov/