Ну, собсна, пока не забыла, надо написать про наш перелет и первые впечатления на американской почве. Хотя впечатления, пожалуй, дам отдельно:).
Ненавязчивый российский сервис забыть сложно.
Теперь могу на собственном опыте утверждать, что Трансаэро я больше не полечу никогда. Про них никогда не было хороших отзывов, но я не предполагала, что все настолько хреново. Начать с сайта: опухнешь, пока найдешь нужную информацию, да и та изложена не для простых смертных. Особенно актуально про багаж в связи с изменением правил его провоза. Трансаэро почему-то разрешает бесплатно провозить до 2 мест багажа общим весом до 25 кг, в то время как в США авиакомпании не принимают сумки, весом более 23 кг и каждое место багажа платное, независимо от веса. Максимальный вес одного места, повторю, до 23 кг. И представляете, какой сюрприз ожидает неопытных стыковочных пассажиров? Плата за перевес гигантская! Вот почему бы не перестать путать пассажиров и не подстроиться под американские правила, как это сделал Аэрофлот?
Далее. Ева летела без места и, как я вычитала на сайте, ей полагалась люлька для сна. И опять же, как гласил сайт, я озаботилась ее бронированием за день до вылета. И реально уколотилась! Мало того, что на сайте с трудом нашла телефоны, куда звонить, так еще оказалось, что бесплатные номера 8-800 не работают, а на платном городском номере время ожидания было от 15 минут до 30. Зато в это время мне бодро вещали, что если я хочу быстрого ответа без очереди, то могу позвонить на короткий номер за 60(!) рублей минута и все будет в лучшем виде. Это вместо того, чтобы сообщать, сколько осталось ждать! Ну с горем пополам люльку мне подтвердили. Потом я решила удостовериться, что в моей интернет-регистрации на рейс ее тоже будет видно. Блин! Еще два раза по полчаса и видно ее так и не стало, хотя меня пересадили на места рядом с местом крепления. А дело было уже к вечеру, голова кругом, и я решила, что раз мне все равно в аэропорту являться на стойку для проверки документов и получения посадочного (и на хрена тогда онлайн регистрация?), то там и спрошу.
На стойке я в кутерьме забыла спросить про люльку, но и мне никто ничего не предложил. На борту та же история. Ну, думаю, наверное люльки развешивают после набора высоты. Жду. Отстегнули ремни. Интересуюсь. Бортпроводница пошла уточнять. И вернулась ни с чем. Люлька, оказывается, на борту только одна и ее уже отдали одной хасидской семье, на которую я (вот мазохистка!) потом ходила посмотреть. Итог: 9 часов с 10-килограммовым начинающим ходить ребенком на руках. Хорошо, хоть Эрго был с собой и плюс места для ног было много, что я даже могла сесть на пол перед креслом, в котором Ева иногда отдыхала от ручек.
А вообще что ж удивляться? Боингу 777-200, на котором мы летели, уже лет 30, и 7 из 8 люлек наверняка просто потерялись. Мне от этого было не легче. От авиакомпании не последовало ничего: ни попытки пересадить на двойное место, мол, салон полон, хотя потом я видела спавших на двух креслах, ни уж тем более бизнес-класса. После посадки стюардесса только извинилась, что так получилось, но у меня даже сил злиться не было.
И еще: еда была хоть и вкусная, но ужасно упакована. Каждый контейнер, исключая горячее, был в такой шуршащей пленке, как для цветов. Поэтому уже к середине трапезы на столике образовывалась гора мусора, которая никак не прессовалась и не складывалась, и от малейшего неловкого движения съезжала на пол. Представляете, чего мне стоило избегать этих неловких движений?! В общем, авиакомпания Трансаэро получает от меня огромный неуд и бан на всю жизнь!
Прилетели в Нью-Йорк. Народу - тьма, а нам сначала стоять в общей очереди, которая, если распрямить, протянулась бы метров на 500. Видя желтые конверты и привязанного за спиной младенца, служащий аэропорта тут же выцепил нас из толпы и поставил первыми в очереди. Иммиграционный офицер потратил на нас времени не больше, чем на простого туриста, фото, пальцы, и отвел в спец. комнату, где нас дооформили (подпись на анкете и еще раз палец дедовским способом). Это заняло минут 15, делее получение багажа, таможня (в декларации я указала, что везу еду, имея ввиду детское питание и снеки для Сони). Это еще минут 5 без досмотра, раз я не везла мяса и колбас. И все.
До рейса НЙ-Сан-Франциско еще 4 часа, а тем временем в Москве (и у детей) наступала глубокая ночь, которую лучше было бы провести в самолете. Я пошла разыскивать стойку Virgin America, чтобы попытаться улететь первым возможным рейсом. За 100 долларов на троих мне это удалось. Плюс 75 долларов за багаж. Вылет в 16-20 вместо 19-00. Теперь надо было как-то сообщить Стасу, что мы прилетим раньше. Роуминг не включился, к вайфаю тоже нет доступа из-за перегрузки сети. Остался телефон-автомат. С трудом разменяв доллар (пришлось даже пончик купить), воспользовалась раритетным способом связи.
И вот с пончиком в зубах, двумя детьми и двумя сумками мчим на посадку. А она задерживается на 15 минут. Тут же сделали два объявления: во-первых, в качестве компенсации ожидающим пассажирам предложили бесплатно взять наушники для бортовой интерактивной системы, которые так стоят 3 долл., во-вторых, пригласили добровольцев для ускорения разгрузки багажа.
Проходим в самолет. Веселая розовая подсветочка, фиолетовые плексигласовые перегородки. Мистер Бренсон - известный затейник. Пялюсь в кабину пилота, кнопочки, панельки, а в левом кресле командира корабля копна блондинистых волос - приятная ухоженная дама лет 40:).
Наши места были последнем ряду. Самолет был маленький, но расстояния между сидениями были ну просто микроскопическими. Даже у не очень рослых пассажиров ноги по умолчанию упирались во впереди стоящее кресло, а чтобы выбраться даже из крайнего к проходу кресла, надо было активно помогать себе руками. И вот сидит Соня, сижу я с Евой на руках и молюсь, чтобы к нам не подсел третий пассажир. А вот и он: хасидский молодой человек, слегка разговаривающий по-русски. Вот тут меня натурально охватило отчаяние: 6 часов ни встать, ни выйти, ни спустить Еву с рук, ни просто пошевелиться. В соседнем ряду одно место пустовало. Я набралась наглости и попросила нашего хасидского соседа пересесть. Он, слава богу, без проблем согласился. Потом, правда, попросил ручку, я отдала ему свой Паркер, у него он и остался. :).
Освобождение одного места немного облегчило ситуацию: Соня с Евой кое как разместились, у них ведь биологические часы показывали глубокую ночь, а я провела 6 часов, сидя на одном полупопии и упорно борясь со сном.
К вопросу об авиасервисе: у нас падал (не фиксировался наверху) подлокотник одного из кресел. Я обратилась к стюардессе. Она сначала попыталась закрепить ее скотчем - не помогло. Немного подумала и запихнула с обоих сторон от подлокотника смятые бумажные стаканчики. Потом регулярно их меняла.
Пару слов о том, что было включено в стоимость билета. Да ничего, кроме прохладительных напитков. Но зато в спинку каждого кресла был вмонтирован сенсорный монитор, с помощью которого можно было заказать напитки, еду, фильмы, игры, музыку, интернет за 6 долл./час. И тут же оплатить своей картой: в каждом мониторе гнездо для прокатки карт. На этом же экране в начале полета показывали прикольный мультик о правилах безопасности и спасательном оборудовании. Гораздо понятней и интересней, чем живые демонстраторы у нас. Я, например, стесняюсь на них пялиться плюс мне их даже немного жаль.
Что еще я вынесла из этого перелета: когда летишь на дальняк с пересадкой, лучше максимально близко подлететь к месту назначения беспосадочно и не пожалеть на это денег. Даже если это будет 12-часовой перлет, он пройдет легче на свежие силы. Ну а там оставшиеся 1-3 часа уже не так сложно вытерпеть, чем 6, как получилось у нас.
В общем, в 7 вечера мы приземлились в ветреном и туманном Сан-Франциско. Сутки 3 июля длились более 30 часов. Мои планы привести себя в порядок и навести макияж перед посадкой пошли лесом, руки уже реально не поднимались, а глаза не открывались. Стасег встретил нас вином, стейками и салатом и счастью не было предела:))).