В первой части нашего рассказа про Масленицу мы уделили внимание семейным традициям встречи этого праздника, а теперь поговорим о народных гуляниях и том, как проводили время наши Императоры.
Б.М. Кустодиев - "Масленица"
Гулянья на Масленой неделе в Москве исстари бывали на Москве-Реке и на Неглинной - и там, и там строились катальные горы для увеселения народа до самого конца XVIII столетия. На Москве-реке, кроме гор, бывали также конные ристалища и бега рысистых лошадей.
Ж. Делабарт - "Ледяные горы в Москве на Неглинной улице"
Московские старожилы помнят, что на берегах Неглинной, против Потешного дворца, бывали довольно сильные кулачные бои, в которых принимали участие московские купцы и даже чиновники.
А. Васнецов - "Старая Москва. Отъезд с кулачного боя"
Кроме этой местности кулачные бои бывали на Бабьем городке, где теперь водопроводная башня, на Прохоровом дворе, около Красного пруда, на месте которого стоит теперь здание Николаевского вокзала, у Москворецкого и Дорогомиловского мостов, на Крутицах и на Красном Холму.
Говоря о забавах на Масленой неделе, нельзя не упомянуть о таких развлечениях, как петрушки, комедии с паяцами, райки, карусели и шарманки. Начало этих увеселений относится к царствованию Алексея Михайловича, но главным "насадителем" подобных иноземных забав был Петр I. При нем во время масленицы начали строить балаганы и карусели на площадях, и целые поезда маскированных ездили по московским улицам. Бояре и боярыни, считавшие прежде за великий грех наряжаться, повинуясь воле Петра, усердно рядились и переодевались по несколько раз в день.
В. Ермолаев - "Масленица в Царицыно (цикл петровский маскарад)"
Горы и балаганы строились в Москве на площади, где располагался Запасный дворец. Когда еще Петр Алексеевич жил в Москве, он всегда в понедельник на Масленицу приезжал на эту площадь, качался с офицерами на качелях и тем открывал гуляния. Вот как описывает это современник: «В 1722 году в Москве, в понедельник Сырной недели, Царь с Офицерами Гвардии открыл праздненство Масленицы, на площади у Красных ворот; несколько раз провертевшись на качелях, за сим качались солдаты. Петр между тем сел за стол, приготовленный под открытым небом у самых ворот, и народ признательный за то, что Царь принимает участие в его увеселениях, толпился вокруг, оглашая воздух радостными восклицаниями. Точно тоже было и с ледяными горами; они обыкновенно были покрыты до вторника масляной недели. В сей день народ собирался на реку: по данному знаку шатер, под которым находились горы, раскрывался и Государь, а за ним Императорская фамилия первые скатывались с оных».
В 1722 году после Нейштадского мира Петр Великий дал в Москве невиданный до того маскарад, начавшийся в четверг сырной недели. Еще с вечера во Всехсвятком селе было собрано множество судов разного вида и величины, полсотни саней, запряженных различными зверями. По данному ракетою сигналу сухопутный флот, напоминавший собою времена Олега, на полозьях и колесах потянулся длинной вереницей от Всехсвятского к Тверским триумфальным воротам. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадьми, шедшими гуськом одна за другой и украшенных побрякушками. В других санях ехал Князь-папа Зотов, облаченный в черную мантию из красного бархата, в его ногах на бочке восседал Бахус, а за ними двигалась свита, замыкаемая шутом. После началось шествие самого флота под предводительством Нептуна. В лодке, запряженной двумя живыми медведями, ехал князь-кесарь Ромодановский, облаченный в царскую мантию и княжескую корону.
В.И. Суриков. - "Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И.Ф.Ромодановского" 1900 г.
И, наконец, на огромном восьмидесяти восьмипушечном корабле, построенному по образцу корабля Фридемакера, сидел сам Петр, в одежде флотского капитана. Его корабль везли шестнадцать лошадей. За ним следовала золоченая гондола Императрицы, одетой в костюм фрисландской крестьянки. За гондолой появились настоящие члены маскарада, наряженные волками, журавлями, медведями, драконами и сидевшие на длинных санях, сделанных наподобие драконьей головы. К вечеру процессия достигла Кремля, а маскарад окончился фейерверком и пиршеством.
После кончины Петра Великого маскарады прекратились до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны. В царствование Елизаветы масленичные катания были в любимом ею селе Покровском, в саду которого в зимнее время устраивались постоянные катальные горы. И с них катались не только придворные дамы, но и сама Императрица, съезжая на лыжах.
Императрица Екатерина II, любившая народные забавы, после своей коронации справляла на Масленице в Москве трехдневный маскарад на городских улицах, сочиненный актером Волковым, под названием «Торжествющая Минерва».
Горы и балаганы при Екатерине II устраивались на Москве-реке против Воспитательного дома, между Москворецким и Устьинским мостами, а по обоим берегам бывали великолепные катанья в богатых и роскошных экипажах. Там же они продолжали существовать и в царствования Императоров Павла, Александра, Николая.
Одним из главных удовольствий Масленой недели были делаемые горы для катанья на салазках или маленьких саночках. Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развевались разноцветные флаги, вдоль гор, вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними статуи из льда и снега.
Такие горы известны со времен Царя Алексея Михайловича. Ледяные горы строились на высоких деревянных подмостках (более трех саженей в высоту) и обычно ставились попарно друг напротив друга, в разбежку. Если вам страшно прокатиться одному, то приставленные служители могли прокатить вас, сев на те же саночки сзади.
Около гор строились балаганы, тоже весьма красивые и раскрашенные, в них располагались ресторации, устраивались комедии, несколько отдаленно стоял шатер с отгородками, где располагался на все время кабак.
Б.М Кустодиев "Масленица" 1919 г.
Таким образом, пространство от устья Яузы до Москворецкого моста почти все застраивалось.
С третьего часу можно было бы увидеть здесь толпы народа. К выходным вся река обычно была покрыта народом так, что снега не было видно.
Кроме названных мест горы еще находились на Гагаринских Трехгорных прудах (дача Студенец). Самые же лучшие катания происходили от Кремля через Маросейку и Покровку по старой Басманной на Разгуляй, где существовал один из самых веселых и искусительных для гуляк трактиров. Оттуда прокатывались через Покровское село до самого Покровского моста, иногда далее. Это было самое модное и людное, хотя и монотонное гулянье.
Но самые одушевленные, ухарские катания происходили в Ямских слободках: Тверской, Рогожской и Дорогомиловской, особенно в субботу и в Прощеное воскресенье, там мчались в обгон тройки с бубенцами (глухарями).
П.Н. Грузинский "Масленица" 1889 г.
Первое место на масленице занимали, конечно, блины, которых обычай позволял есть до пересыта, а упиваться до недвижности. Пословицы это подтверждали: «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду», «губы да зубы - два запора, держи их на масленице настежь», «выпьет вина, не убавит ума, только не проливай», «коль мужик богатенький, так у него стакан пузатенький» и «кто чокается тот и чмокается».
В начале 1840-х годов во время Масленицы была такая оттепель, что вода выступила поверх льда и грозила разрушить балаганы. Комедианты и содержатель зверинца принуждены были перебраться на остальное время в лежащие против этой местности лабазы и там продолжали веселье. С этого времени, во избежании несчастных случаев, запрещено было строить балаганы на Москве-реке и перевели их под Новинское.
Около 1885 года все Новинское от самого Кудрина и до Смоленского рынка, почти сплошь было покрыто балаганами и палатками, которые заканчивались в конце рынка большим шатром, известным в народе, как «Колокол», где откупщики устанавливали винные бочки и продавали русский пенник.
Гуляния под Новинским начинались от Кудринской площади. В начале гуляния красовалась деревянная изящная кофейная, которую содержал известный в то время трактирщик С.И. Печкин. Кофейная эта во время всего гуляния постоянно была набита самым отборным обществом и франтами-кутилами. Музыка, цыгане оглашали воздух, удалая молодежь бросала деньги как щепки, а шампанское лилось рекой. Позади кофейной были построены горы, а за ними балаганы и палатки, где можно было найти за дешевую цену, чай, водку, вино и приличную закуску; затем ближе к Смоленскому рынку шли качели, расписанные разными цветами и травами, коньки и петрушки. Колокол заканчивал гулянье.
Выражение «пойдем под колокол» значило - «пойдем выпьем». Катания в экипажах под Новинским до того были многочисленны, что иногда тянулись в два ряда непрерывной цепью вплоть до Зубовского бульвара и объезжали кругом всего Новинского вала. За коляску или карету платили извозчикам 50, 30 рублей, да и за эти деньги нельзя было найти экипажа - все разбиралось нарасхват.
Использованная литература:
1. Божерянов И.Н. - "Как праздновал и празднует народ русский"
2. Москва, или исторический путеводитель