Вообще, мы должны были ехать в Казань. Я уже мысленно приготовился увидеть Кул-Шариф и башню Сююмбике. Но за некоторое время до поездки выяснилось, что мы летим вовсе даже не в столицу Татарстана, а в другой город на Волге - может быть, менее распиаренный, но зато более уютный, что ли. Итак, мы летели в Самару по приглашению компании "Транснефть".
С ребятами из компании-нефтеперекачивающего монополиста мы были знакомы уже пару лет - с ними я ездил два года назад в Красноярск, где нам показали плановые учения по ликвидации разлива нефти и одну из нефтеперегонных баз. А вот теперь нам предстояло увидеть самое большое в Европе нефтехранилище. 74 резервуара, которые расположены на площади в 1760 тыс. кв. м. - кто ещё может позволить себе выделять такие земли - только мы, русские?
На фотографиях - лишь малая часть нефтехранилища под Самарой, которое мы облетели на вертолёте. Особо смелые - спускались в строящиеся цистерны, чтобы посмотреть, как выглядят они изнутри.
Самарская "дочка" "Транснефти" "Приволжскгнефтепровод" - не только управляет крупнейшим нефтехранилищем - это ещё и один из крупнейших работодателей региона. В 5 подразделениях предприятия работают 6800 сотрудников: это не только инженеры и другие специалисты в области нефтетранспорта, но охрана. Сами понимаете, что такой продукт, как нефть, нуждается в усиленной защите от посягательств.
Хотя, признаётся начальник охраны нефтебазы, случаев проникновения на её территории пока не было, всё равно по периметру она окружена колючей проволокой, здесь же проведено электричество. В общем, нефть под надёжной защитой. Да.
Ещё один элемент защиты - в "Приволжскнефтепроводе", говорят, он один из самых современных - это летательные аппараты. Беспилотники (одни - российские, другие - британские), которые стоят на службе "Транснефти", нам демонстрировали ребята в форме. Ну, вы же в курсе, да, что "Транснефть" на абсолютно легальных основаниях содержит собственную армию? ;)
Если вдруг на нефтепроводе случится утечка или недруги внедрятся в трубу с целью украсть народное нефтедостояние - служба охраны его тотчас обнаружит с помощью всяких современных гаджетов. Всего предприятие эксплуатирует ежедневно 95 видов оборудования - не только охранно-поискового, конечно.
Однако, вот что хотелось бы заметить: нефтехранилище - это, конечно, очень круто. Всё-таки, самое большое в Европе. Только вот лично меня привлекла другая информация: "Приволжскнефтепровод" выделяет достаточно большие деньги на образование (что естественно - и чуть позже я расскажу, почему), но и на сохранение исторического облика Самары и поддержание экологии Волги.
Итак, Самарский университет работает в тесном сотрудничестве с "Транснефтью". Не так удвительно, к слову - омский политех давно и плодотворно сотрудничает с "Транссибнефтью", на деньги нефтяников у нас открывают лаборатории, содержат целые кафедры и готовят специалистов, которые позже придут на работу в компанию в качестве сотрудников - причём, вначале самого низкого ранга: на других предприятиях на такие должности берут выпускников ПТУ. И только потом - как обязательное условие карьерного роста, пройдя этап "токаря" или "монтажника", специалист с вузовскими корочками может рассчитывать на повышение.
Симпатичным самарским девушкам я посвящу отдельный пост. Но они не только симпатичные - но и умные. Вот, рассказывают и показывают, как управлять нефтеперегонной установкой. Масштаб 1:много-много метров. Зачем производственникам вкладывать деньги в образование? На эту тему мы в Омске проводили в прошлом году целую конференцию - специалистов-нефтяников по-прежнему не хватает: скоро мы рискуем получить ситуацию, когда в сфере нефтетранспорта будут работать опытные, но уже умудрённые годами пенсионеры. Поэтому компания вкладывает средства в будущих сотрудников - и это, пожалуй, едва ли не уникальный для России пример, когда предприятие, обладающее огромными средствами, выделяет эти средства не на повышение дивидендов закрытому кругу акционеров, а на действительно серьёзные и полезные дела.
Казалось бы, какое дело нефтяникам до палеонтологии, например? А нет - вот и музей геологических изысканий открыт в университете:
Впрочем, если верно, что нефть - это перегнившие останки динозавров, то вот на стене, вероятно, протонефть.
Рассказывая о "побочных" программах "Транснефти" в Самаре и глядя на фотографию сверху, нельзя не упомянуть об экологической политике. На самом деле, у "Транснефти" по этому поводу "пунктик" во всех регионах присутствия. Вот, в Самаре - городе на великой реке Волге - компания возмещает убытки рыбы выпуском мальков в реку. Один из таких мы наблюдали: 2,5 млн толстолобиков, осетров и сазанов выпустили при нас в Волгу в мае этого года. Здесь в принципе водится 76 видов рыбы, от мелкой 2,5-сантиметровой пуголовки до 4-метровой белуги. Какая-то часть рыбы, безусловно гибнет во время хозяйственной деятельности человека. Вот, "Транснефть" взяла на себя функцию по восполнению поголовья (похвостья?) ценных пород рыбы в Волге.
В общем, спасибо ребятам за приглашение - как в прошлый раз я был поражён до глубины души Енисеем, так в этот раз ощущение спокойствия и безмятежности добавили мне виды Волги. О том, чем порадовал старинный город Самара - в следующем посте.