Моя жизнь в СССР -- школа

May 14, 2013 11:09

"Осколочное мышление" никак не желает заканчиваться. Трижды начинал писать нормальный пост -- ничего не получается, мысли разбегаются. Поэтому сегодня опять будет набор картинок -- на этот раз про школу.в СССР. В точности про мою собственную школу, точнее школы, поскольку я успел поучится аж в трех школах, пока после восьмого класса не ушел в техникум. Начну с широко известной цитаты, очень точно передающей мои ощущения во время первой (и слава богу, единственной)   встречи бывших одноклассников, на которой я был:
"Виктор побрел по коридорам, заглядывая в пустые классы, вдыхая забытые ароматы чернил, мела, никогда не оседающей пыли, запахи драк «до первой крови», изнурительных допросов у доски, запахи тюрьмы, бесправия, лжи, возведенной в принцип. Он все надеялся вызвать в памяти какие-то сладкие воспоминания о детстве и юношестве, о рыцарстве, о товариществе, о первой чистой любви, но ничего из этого не получалось, хотя он очень старался, готовый умилиться при первой возможности. Все здесь оставалось по-прежнему - и светлые затхлые классы, и поцарапанные доски, парты, изрезанные закрашенными инициалами и апокрифическими надписями про жену и правую руку, и казематные стены, выкрашенные до половины веселой зеленой краской, и сбитая штукатурка на углах - все оставалось по-прежнему ненавистно, гадко, наводило злобу и беспросветность"

А теперь собственно картинки (они же "осколки")

Картинка 1.
На первом уроке чтения в первом классе, учительница велела всем достать букварь и начала показывать буквы. Я, который к тому времени читал бегло, очень удивился и решил, что наверное у школы просто не хватает на всех нормальных книжек. На следующий урок  я принес "Как закалялась сталь" Николая Островского. Был жуткий скандал, маму вызвали в школу и долго читали ей нотацию по поводу того, что она неправильно воспитала своего ребенка, который не хочет вместе со всеми читать букварь, а  вместо этого "выпендривается", изображая из себя "слишком умного". После этого мама, как-то сильно смущаясь, попросила меня больше книжки в школу не приносить, а  читать букварь. Я ничего не понял, но поскольку маму любил, то пообещал не приносить. Но надолго меня не хватило  и я придумал способ, позволяющий на уроках чтения читать незаметно от учителя -- если кто помнит, советские парты были с такими откидывающими мини-крышками на шарнирах. Между крышкой и основой партой была щель, в которую было видно ровно одну строчку. Книжка клалась на коленки и прижималась снизу к парте, после прочтения одной строчки сдвигалась. Так я получил первый опыт регулярного обмана взрослого человека...

Картинка 2.
Гардероб в нашей школе закрывался после начала первого урока и до окончания четвертого  урока получить свою одежду можно было только по распоряжению директора. А в  универмаге метрах в пятьсот продавалось классное мороженое по 18 копеек стаканчик. И вот на перемене выскакиваешь в 30-ти градусный мороз в школьной форме и зажимая уши руками (чтобы не обморозить)  бегом бежишь в магазин, потом также  бегом назад. Немного правда побаливают обожженные морозным воздухом легкие, зато с гордостью можно сожрать героически добытое мороженное на глазах у кучи завидующих одноклассников.

Картинка 3.
В возрасте 10 лет мы переехали из небольшого городка Балей в Читинской области в город мечты моей мамы -- Красноярск. И я, естественно, пошел в новую школу. В первый же день в новом классе ко мне подошла группа моих одноклассников мужского рода и деловито предложили мне пойти после уроков за школу подраться. Я как-то растерялся, так как абсолютно не понимал, с кем  и за что я должен драться. Оказалось, что в этой школе -- это стандартная процедура встречи новых одноклассников (так называемая "прописка") и по результатам драки (точнее, серии драк - вначале со слабым, потом более сильным, потом самым сильным) будет определен мой статус в классе. А ежели я откажусь, то  статус мой сразу будет "ниже плинтуса" -- все надо мной будут издеваться и никто со мной дружить не будет. Деваться некуда, пришлось идти.  Но к сожалению, я не учел особенности своей психики -- после первой крови, которая  потекла из моего носа, у меня "поехала крыша", я схватил какую-то валяющуюся рядом доску и врезал ей своему спарринг-партнеру по голове. Он упал, а я, с диким криком и с куском доски в руках, кинулся на стоящего рядом следующего в очереди. На этом процедура "прописки" завершилась, все мои одноклассники разбежались, а я получил в классе статус "психа" -- отверженного, с которым никто не дружит, но которого никто и не трогает -- что меня, честно говоря, вполне устраивало.

Картинка 4.
8-ой класс. Я, только что занявший второе место на Олимпиаде ЗФТШ (заочной физико-математической школы при Московском физико-техническом институте) по Восточной Сибири, прихожу в школу и... попадаю на контрольную по физике на последнем уроке. Весь такой гордый и довольный собой, я минут за 20 решаю все задачки методами. которым меня научили в ЗФТШ и ухожу домой. На следующее утро я прихожу в школу.. и узнаю, что я получил двойку. Я подхожу растерянный   к учительнице и говорю -- "Скажите, а где у меня ошибки?" На что она мне честно говорит -- "Я не знаю, где у тебя ошибки, я просто НЕ СМОГЛА ПОНЯТЬ твое решение и ПОСТАВИЛА ДВОЙКУ". Это был урок на ту же самую тему, что и самая первая картинка -- НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ.

Вот такие картинки...

И закончу я цитатой из той же книжки -- на мой взгляд самой честной, сильной и умной книжки по педагогике, которую надо обязательно давать читать всем будущим учителям еще на стадии выбора ими своей профессии:
"...Неужели же, черт возьми, гадко все, что в человеке от животного? Даже материнство, даже улыбка мадонн, их ласковые мягкие руки, подносящие младенцу грудь... Да, конечно, инстинкт, и целая религия, построенная на инстинкте... наверное, вся беда в том, что эту религию пытаются распространять и дальше, на воспитание, где никакие инстинкты уже не работают, а если и работают, то только во вред... потому что волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже - преступление..."

Моя жизнь в СССР

Previous post Next post
Up