Мария
m-skazitelnitsa написала отличный пост на эту тему: О ложном патриотизме некоторых русских иммигрантов за рубежом. И посколько она цитировала и меня, то я с удовольствием добавю свои пять копеек и процитирую пост из своего жж.
Расскажу немного про социально-психологические причины этого феномена. Их больше, чем одна.
1. Во первых человек доказывает самому себе, что он сделал правильный выбор. Что он сменил страну не зря. Это более менее понятно: в психологии это называется рационализация после покупки (англ. Post-purchase rationalization, также известно как Стокгольмский синдром покупателя)
-одно из когнитивных искажений, выражающееся в том, что покупатель дорогого продукта или услуги после покупки склонен искать рациональные аргументы и убеждать себя, что покупка стоила своих денег. Является частным случаем искажения в восприятии сделанного выбора.
2. Второе. При попадании в новую страну большинство мигрантов, проходят процесс инициации. Процесс инициации включает в себя достаточно неприятные вещи. Например в разных студенческих сообществах на западе новичков при принятии в сообщество обливают пивом, или другими способами ставят в смешное положение. Или вот например старые традиции инициации молодоженов у славян.
Посвятительные обряды в наиболее полном виде включали в себя:
- демонстрацию неофитами навыков, касающихся их будущих социальных ролей и профессиональной деятельности (например, для парней - умение косить; для молодой жены - печь хлеб, убирать дом, носить воду);
- участие посвящаемых в некоем публичном обряде или празднике;
- испытания физической ловкости и умений (например, плясать), проводимые в виде состязаний (залезание на столб, бег наперегонки), часто во время тех же публичных обрядов;
- поношения, шутки, издевательства и физическое насилие со стороны старших;
- угощение, устраиваемое неофитами для всей группы, в которую они вступают;
- доведение до сведения всего сообщества свершившегося перехода неофита в старшую группу; его чествование.
В случае миграции, инициация тоже существует. Это ограниченные права в начале пребывания, языковые курсы, ограниченные возможности по сравнению с местными, плохая работа и т.д.
Цель инициации в том и заключается, что бы новичок "ценил" свою принадлежность к группе. Что бы заставить его помучатся и таким образом воспитать в нем слепую лояльность к авторитетам группы.
3. Стольгомский синдром покупателя+инициация и создают феномен конвертита у мигрантов. Проявляется он в агрессивном холуйстве, пресмыкательстве перед "местными", защите любых, даже самых безумных, действий правительства, религиозной вере, что в его новой стране существует "демократия и свобода слова" и прочее, перечислять можно до бесконечности.
У мена в комментах, например, один новонемец истерично грозился "пойти воевать за Германию" и писал, что ему "стыдно, что он родился русским".:)
Часто это холуйство проявляется так неприлично, что местным самим становится как-то неудобно.
При этом сами местные, перед которыми раболепствует конвертит, они тоже разные. В любой стране есть, оппозиционеры, диссиденты, просто "хиппи". Но конвертит разумеется раболепствует не перед ними( хотя они тоже часть общества в которое он попал), а перед господствующим классом своей новой страны.
У каких мигрантов синдром конвертита проявляется наиболее сильно?
Обычно это люди, для которых инициация и первое время в новой стране были особенно трудными и неприятными, но потом жизнь более-менее наладилась.
В виду первого, их можно даже немного пожалеть.