Словари определяют понятие Топиари (topiary) как искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников. Слово имеет латинские и греческие корни: латинское topia- фреска с изображением ландшафта, topiarus- более подходящее - садовод. Садовники, ответственные за создание ландшафтов с топиариями, назывались topiaries. А греческое слово topis означает усадьба.
Несмотря на то, что семнадцатый век считается пиком популярности топиари, искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре. Так и получили распространение симметричные геометрические сады с прямыми дорожками, фонтанами, декоративными бордюрами, и, конечно же, аккуратно подстриженными кустами и живыми изгородями.
Немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира - висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Несомненно, что топиарное искусство, достигшее невероятных высот за время развития человеческого общества, взяло свое начало с аккуратно подстриженных миртовых деревьев.
Во время римской экспансии на Ближний Восток, топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. Это объясняет появление внутренних двориков и симметричных цветочных клумб в римских поселениях на территории всей империи вплоть до Британии.
Фигурная стрижка деревьев и кустарников превратилась в массовое явление в садах Римской империи. В масштабном труде Плиния старшего Естественная история (ценнейшем сохранившемся с 1 века источнике информации о культуре, истории и естественнонаучных знаниях древнего Рима) заслуга создания первого аккуратно подстриженного деревца топиари приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Он увлекался тем, что придавал деревьям и декоративным кустарникам самые разные формы, которые невероятно нравились хозяину. Этот садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. Император потребовал украсить подобным образом все окружающие римские сады. Результатом такого интереса Цезаря к садоводству стало резкое повышение уровня «заработной платы» для рабов-садовников, владеющих удивительным топиарным мастерством. Причем такие таланты рабами не считались - они становились гражданами империи. Деревья-топиарии быстро получили распространение в атриумах римских вилл, где с их помощью создавали причудливые ландшафты из геометрических фигур и животных.
В своих письмах Плиний Младший (62-110 гг. н.э.), описывает сады своей виллы в Таскании как «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженой изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина - Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен» «…Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут, то там небольшие обелиски появляются и исчезают, среди плодовых деревьев». Интересно в этом описании то, что, несмотря на то, что садовники были рабами, они считались достаточно уважаемыми людьми, достойными, чтобы увековечить свое имя.
С расширением Римской империи традиции фигурной стрижки деревьев - топиари распространились по Европе.
Примерно в то же самое время искусство топиари начало развиваться в восточных странах, где фигурная стрижка кустов постепенно становилась частью философских течений и даже религиозных постулатов - и стала называться словом «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры. Особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топорного искусства других стран.
После падения Римской Империи (около 4 столетия после Рождества Христова) наступает период, известный как Смутное Время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Но с упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей. Почти тысячу лет топорное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.
К середине 15 века произошли огромные изменения в мировой политике, с одной стороны сократилось количество войн, а с другой - если и случались военные действия, то главную роль в них теперь играла артиллерия. Пушка была настолько совершенным орудием, что с ее помощью легко можно было разрушить даже самые мощные укрепления и бастионы. Так был ли смысл тратить состояния на бессмысленные укрепления? Отныне строительство особняков, дворцов и поместий приобрело совсем иное значение - создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь. Топиарное искусство возродилось. Начался расцвет садоводства и искусства ландшафтного дизайна.
В период Итальянского Возрождения создание топиариев стало повальным увлечением. Множество садовников учились этому искусству "по наитию" в виду отсутствия подобных знаний в садоводческих школах Европы. Подобный опыт помог возникнуть формальному стилю в ландшафтном дизайне. Умелые топиаристы могли создать любой образ, от ослика, медведя или парусной лодки до колоннад и кардиналов. Изощренные формальные дизайны того времени стремились повторить в саду орнаменты домашних гобеленов, ковров, гравюр и лепнин.
Одним из первых садов в формальном стиле стал сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. И, начиная с 20-х годов 16 века, Версальский стиль стал образцом для подражания у большинства европейских монархов и их приближенных. В последующие 100 лет основы, созданные в Версале, совершенствовались.
17-18 века.
Франция переживала настоящий бум изгородей из самшита. Сады сочетали в себе разнообразные виды изгородей: низкие, со сложными узорами, называемые "партерами" и высокие, для акцента или зрительной преграды. Искусство топиари использовалось только для того, чтобы подчеркнуть архитектуру или в саду регулярного стиля. Этот стиль довел до совершенства Андре Ленотр в конце 17-го века, спроектировавший сад для короля Луи XIV. Ленотр создал массивные орнаментальные партеры и огромные изгороди, которые простирались на мили. Сад прославлял абсолютную власть монархии как над человеком, так и над природой, и, по слухам, стоил около двух миллионов франков.
Тогда как подстриженные живые изгороди по всей Европе были лишь жалкой копией Версальских, в Британии и Голландии они стали уникальными произведениями садового искусства.
Орнаментальное и экстравагантное топиари стало особенно популярно. Некий поэт так описывал идеальный сад: "из розмарина, стриженного причудливыми формами: здесь кентавры, киты и сотни других фигур".
Рост благосостояния буржуазии и появление новых растений из разных частей света привел к очередному витку в развитии голландского садоводства. Отвоеванная с большим трудом у моря земля в Нидерландах всегда стоила дорого, поэтому сады имели небольшую площадь. В основе голландских садов были несложные, но эффектные элементы: арки, крытые галереи, простые узоры и, конечно, топиари.
Любовь голландцев к стриженым растениям простиралась гораздо дальше привычных геометрических форм - конусов, сфер, кубов и колонн. Они украшали свои небольшие сады зелеными скульптурами: фигурами людей, животных, птиц и абстрактными фигурами.
Ярыми поклонниками искусства топиари стали британские садоводы.
Сложные орнаменты стали неотъемлемой частью садово-паркового искусства. В 1618 году Уильям Лоусон оставил такие распоряжения: ""…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем"".
Во времена Френсиса Бэкона помимо типичных садов в формальном стиле широкое распространение получили длинные прогулочные аллеи и популярные в то время лабиринты, а также бесконечные живые изгороди разной высоты, окаймлявшие цветники и декоративные огороды (potagers). Деревья, оформленные в форме куба, шара или пирамиды присутствуют сегодня почти в каждом саду этого стиля.
Когда Вильгельм Оранский прибыл из Голландии для принятия Британского престола, после «Славной Революции» 1688 года, он привез с собой увлечение «зеленой стрижкой». Примкнувшее к уже устоявшейся традиции британского садоводства искусство стриженых форм было принято с энтузиазмом. Позже это время стало известно, как «Золотой век топиарного искусства».
Это было время всемирно известного сада, созданного в Левенс, включавшего в себя сложные и экзотические формы топиари. Этот и многие другие сады, были созданы своими хозяевами-энтузиастами, следовавшими моде того времени.
Обычные сады и сады - топиари в голландском стиле распространились по всей Англии и были наполнены странными композициями «гигантов, животных, монстров, фамильными гербами и надписями, сделанными из тиса, самшита и падуба, - замечает Horase Walpole. Со всех сторон виднелись, «Боги, животные и другие фигуры, высеченные из камня, а выстриженные из деревьев и кустарников изгороди, исполняли роль фона или галереи.
“Золотой век топиарного искусства”, бум на изгороди и сады в “голландском стиле” покорили Европу. Но мода имеет тенденцию меняться, даже не мода, - всегда есть противники, желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и кустарниками”. Результат этих нападок и споров приблизил начало конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие известные регулярные сады были уничтожены и превращены в пейзажные.
С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.
Образцы таких садов с топиариями отлично сохранились и до сих пор поддерживаются в первозданном виде, например, Версаль и его многочисленные имитации, сады дворца Хэмптон Корт в Англии, Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Таскании. Архитектура виллы во Флоренции, созданная Леоне Альбертис в 1459, отражает его страсть к стриженым формам. Он включал в свои работы топиарные формы: «сферы, колоннады, часовни, урны, вазоны; фигуры обезьян, горилл, волов, медведей, гигантов; мужчин и женщин, военных, ведьм, философов, пап и кардиналов».
В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе - Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха. «Новая наука» воплотилась в прекрасные барочные сады Петродворца и распространилась по всей стране.
Как и любое увлечение, топиарное искусство переживало периоды роста и спада.
С расцветом классицизма искусство топиари начинает угасать и приходит в полный упадок к середине 18 века. В моду входит английский парковый стиль, так называемые естественные ландшафты, для которого топиарии являются абсолютно чуждым элементом, и художественная стрижка деревьев уходит из ландшафтного дизайна на целое столетие. Любопытно, что в это время в Британии ремеслом топиари продолжали заниматься "простые люди" в практичных и естественных коттеджных садах, где деревья топиарии представляли собой довольно необычный и бросающийся в глаза декоративный объект посреди овощей, фруктовых деревьев, ароматических трав и незамысловатых деревенских цветов. Однако стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.
В начале 20 века прагматичные американцы сделали простое, но весьма полезное изобретение. Они придумали плетеный проволочный каркас для создания топиария. Каркас нужной фигурной формы надевается на молодое дерево. Дерево растет и развивается в этом каркасе, а когда молодые побеги начинают выходить за пределы каркаса, по его границам производится стрижка. Создать топиарий теперь стало намного проще.
Сегодня…
В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и асимметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.
Существует распространенное заблуждение, что стриженое растение обязательно является элементом регулярного сада. Однако, на современном этапе развития садового искусства, стрижку стали использовать в садах разных стилей: в японском (стрижки под садовые бонсаи), в саду модерн (зеленые колонны и спирали), в авангардном (кубы, шары и пирамиды). Если простые геометрические формы по силам даже неопытному любителю, то создание фигур из растений требует высокого мастерства. Это стрижка более затейливая, растениям придаётся более сложная форма в виде фигур животных, людей и даже архитектурных сооружений.
Всегда восхищают зрителей зеленые верблюды, слоны, жирафы, лошади, птицы и прочая "фауна", "жизнь" которой обеспечивают заботы искусных садовников. К разряду экзотики относится садовая "мебель", выполненная из деревьев и кустарников, на практическое применение она, конечно, не рассчитана, но выглядит очень уютно и привлекательно. Некоторые клиенты заказывают свои инициалы из зелени и устанавливают их перед входом в дом.
На сегодняшний день популярен также «грин арт» - различные виды топиарных конструкций, чаще всего наполненные торфом и сфагнумом (род мхов), куда высаживаются растения.
В старинных российских садах, парках и усадьбах можно увидеть немногочисленные, но примечательные образцы топиарного искусства. В наше время художественная стрижка и искусство создания топиари стали «классикой» садового дизайна и больше не подчиняются критерию «модно». В столь актуальные сейчас неформальные дизайны, где царит естественность, асимметрия и легкий беспорядок, топиари добавляют привлекательный для глаза контраст и служат центром внимания.
Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.
Топиарное искусство в России, в частности в Москве, практически отсутствует. Только хорошенько приглядевшись, можно увидеть запущенные изгороди из кизильника блестящего на улицах города, как напоминание о старой школе садово-паркового строительства, да попытки мастеров, пытающихся создать шедевры на отдельно взятых территориях.
Современное топиарное искусство не ограничивается только работой с растениями. Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные материалы, также называются топиариями. Они прекрасно вписываются в любой интерьер и служат украшением дома. Более того, топиарии часто называют деревьями счастья и поэтому каждый рад получить подобную поделку в подарок.
Хочется отметить, что топиарии не являются миниатюрной копией каких-либо конкретных деревьев. Это чисто декоративная вещь, ни в коей мере не претендующая на соперничество с природой. Следовательно, только от фантазии создателя зависит, какую форму будет иметь крона его собственного деревца. Наибольшей популярностью пользуются формы конуса и шара. В качестве основы можно использовать различные материалы. Кому-то удобно работать с флористической губкой, пенопластом. Оригинальная идея - делать заготовки из строительной пены. Они получаются идеально ровненькие, не требуют дополнительной обработки, что создает дополнительное удобство в работе.
Разные перышки, камешки и ракушки, мох, орешки и сухоцветы, а также обычная древесная стружка подойдут в качестве декоративного оформления кроны, и, конечно же, в ход идут искусственное сено, ленты, бусинки, декоративные бабочки и птички.