Ну что, немного о кино?
Может показаться, что былая моя активность в жж возвращается, но я думаю, это не так..
Некоторые мои рецензии в жж уже и не попадают.
Художественный фильм российского производства «Территория».
Суровые бородатые мужчины и бескрайние просторы на афише привлекают внимание. Трейлер же бурный восторг не вызвал, но что фильм видовой и если смотреть, то лучше в кинотеатре, это стало сразу понятно. Однако сомнения в том, чтобы смотреть всё же были. Но один знакомый лестно отозвался о фильме и это подстегнуло мой интерес.
Хронометраж более 2,5 часов - это то, о чем надо сообщать как-то отдельно. Конечно, надо было самой посмотреть сколько длится фильм, но я этого не сделала, и в итоге пришлось сидеть и под конец уже особо сильно ждать окончания (где-то после 2ух часов, я была почти полностью уверена, что фильм закончится, я уже была готова вставать и идти, но не тут то было…).
Я даже не знаю, как описать, то что мне не понравилось в фильме. Потому что с одной стороны - всё, с другой - есть ведь и то, что понравилось.
Особо меня расстроило, - игра на эмоциях зрителя. Понимаете, этот фильм не элемент творчества, он к творчеству как будто совсем не имеет отношения. Конечно, «снято по заказу телерадиокомпании» - имеет место быть всегда, но я почему-то надеялась на иное, я надеялась на кино. Поэтому все эти стихи, бардовские песни, странные разговоры, героические преодоления, романтика работы, философские вставки и прочее - всё это вызвало во мне лишь протест и саркастическую улыбку, хотя режиссер явно рассчитывал на иную реакцию. Вообще, я не люблю понимать, на какую реакцию рассчитывает режиссер, потому что, когда режиссер на какую-то реакцию рассчитывает, значит он не Кино снимает, а так - приманку. Каждый фильм снятый по заказу телерадиокомпании является приманкой, большинство из них приманка к патриотизму (и Территория не исключение), бывают также фильмы приманки к той или иной профессии, к той или иной географической местности, по-разному. И мне казалось, что я сразу могу отличить приманку, от кино, мало того, я думала, что это вообще каждому человеку подвластно, и поэтому никто (по крайней мере, в моем окружении) не скажет мне - очень хороший фильм, про фильм, который является приманкой. Тут я ошиблась.
Однако, относительно игры на эмоциях, была в фильме парочка эпизодов, когда смена эмоций происходила очень резко, и это в принципе неплохой ход, кинематографический. Вот только, либо преподнесено, либо сыграно было не очень. Нужного эффекта у меня это вновь не вызвало. Кроме того, режиссер пытается играть в фильме на слишком простых эмоциях, то есть переживание за героев, восторг, волнение, - всё это важно и нужно в фильме, но когда этим тычут тебе в лицо - ты должен сейчас испытать эту эмоцию - становится как-то печально, и думается: «можно я сама решу, что мне испытывать?»..
А диалоги? Я понимаю, что фильм снят по роману, и в общем-то, когда в романах люди так говорят, это воспринимается нормально, в голове возникают образы героев произведения и этим книжным героям дОлжно быть такими удивительными и плести такие речи. Но мы же смотрим фильм, при этом режиссер, как-то сразу обозначил, так сказать, реальность происходящего, то есть мы смотрим не романтическую притчу, не фантастическую сагу, мы смотрим на жизнь, как она есть. И тут возникают герои, которые говорят, думают (закадровый голос автора рассказывает нам об их думах), и даже владеют мимикой, как-то по актерски. Не как живые, обычные люди, пусть даже своеобразные геологи. Не так.
О том что затянуто, я даже молчу, хронометраж сам за себя говорит. Фильм не смотрится на одном дыхании, не интересно, что будет дальше, то есть интересно, но не сильно. Можно и уйти, и не досматривать. жаль деньги заплачены… И при том, что фильм длится больше 2,5 часов, сюжетная линия всё равно не проработана. Вернее линий так много, что проработать каждую и при этом сохранить ритм и атмосферность - значить сделать уже не фильм, а сериал серии на 4 по 1-1,5 часа. Я даже не знаю, можно ли было бы отказаться от некоторых сюжетных линий, от некоторых героев, или тогда бы история совсем не сложилась, но факт не проработанности сюжета остается фактом. На самом деле, похоже, снимать фильмы по книге - дело очень непростое, особенно для российских режиссеров, воспитанных на классической русской литературе, и невольно, до такой степени, уважающих литературный жанр, что на уважение к жанру кино остается совсем мало сил. Хотя режиссер предыдущей «Территории» (
http://www.kinopoisk.ru/film/224046/) умудрился уложиться в 98 минут, теперь осталось оценить, как у него это получилось.
Впрочем, давайте немного о хорошем. Во-первых, голый Добрыгин (я полагаю это именно он был…) среди льда в первых кадрах. Во-вторых, одетый Добрыгин на протяжении всего фильма (но это чисто субъективная девчачья оценка). В-третьих, прекрасные виды северной природы (хотя и тут, честно говоря, камера немного подвела, все эти полеты, общие виды - всё очень банально). В-четвертых, история, действительно интересная и похоже сильная (и книгу захотелось прочитать). В-пятых, интересные герои, пусть они говорят шибко по-книжному, пусть не особо хорошо играют (хотя и не все), но сами герои очень характерные - это видно, несмотря ни на что.
Вот, пожалуй, и всё. Приятного просмотра, тем, кто готов 157 минут посвятить красивому, но невыдержанному, российскому кино.