Мышка - репка, репка - мышка

Nov 29, 2015 17:17


Жили  - были дед и баба.

Сто раз слышали, знаем наизусть. Так о чём сказка - то? В чём соль сюжета?
Дурацкий, на первый взгляд, вопрос. Нет там никакого сюжета. Так. Безделица. Сплошной шумдавар*. О чём голову ломать-то? Ерунда какая-то, что детям на ночь рассказывают, чтобы поскорее уснули, убаюканные перестуком родных интонаций.
Вот - вот. Мне точно так же до сих пор казалось, пока сегодня случайно не задумалась. И получилось вот что:
и репка и ряба - русские народные философские притчи о сатори**. Да, да. Не смейтесь, пожалуйста.

"Посадил дед репку". Задал вопрос, то есть. Репка, метафорически - корневой вопрос о смысле бытия.

Мы ведь, собственно, самим фактом своего появления на свет уже задаём этот вопрос, даже если этого не осознаём. Зачем это всё и откуда? Эти бабки, внучки, жучки, кошки? Небо, море, облака? Чем дольше живём - тем больше репка становится. Чем сильнее над нею трудимся - тем сложнее этот неподъёмный корнеплод из земли выворотить.

И тут неизвестно откуда появляется мышка. Маленькое случайное мыследвижение.

Мышь. Мысь. Мысль.

И - Хрусь! - здоровенная репка выдёргивается. Всё становится понятным благодаря невесть откуда пришедшему озарению. Многолетние усилия по открыванию простого ларчика были бесполезны. Лобовая атака для решения эзистенциальных задач не подходит. Самое главное происходит само собой. Как бы случайно.
Вдруг как в сказке, скрипнула дверь, всё мне ясно стало теперь. Столько лет я спорил с судьбой ради этой встречи с тобой.

В «Рябе» о том же самом, но по - другому.
Жили - были дед да баба. И была их жизнь проста и понятна, как рябая курица. Здесь серенькое пёрышко, там беленькое, тут рыженькое. Длится себе и длится, всё в ней понятно до последнего таракана на кухне и звёздного неба под ногами в луже. Но вдруг их обывательское существование нарушается неожиданным событием. Рябая, понятная. Простая, как трусы за рупь двадцать, жизнь преподносит им сюрприз. Золотое яйцо. Дар. Что-то необыкновенное, небывалое. И наши обыватели не знают, что с этим чудом делать. Дубасят его, колошматят, подвергают насилию. Поступают с непоняткой привычным для себя способом.

А диво дивное не поддаётся. Вещь в себе, понимаете ли. Молчит загадочно и боками поблескивает. И вот когда, отчаявшись, старики оставляют его в покое, снова появляется маленькая невесть откуда взявшаяся мышка. Мысль. Образ без формы. Гештальт.

Что там было у них дальше - знают все. Снова - Хрусь! - и сатори. Яйцо падает, задетое кончиком хвоста мысли, и обнажает свои золотые смыслы.
Но дедка с бабкой не радуются. Куда там. Они не готовы. Им очень хорошо и без всяких этих законов жизни - тайн веков.

Всё правильно. Это ж с печи нужно слазить, менять шаблонный способ восприятия.
Свобода - она холодна. Ни покрышки, ни дна. И ледяной сквозняк изо всех щелей дует, да и щелей нет никаких вовсе.

Испугались пользователи рябой курицей открывшейся им бездны, зарыдали. Не хотят они постигать что-то такое, для чего и слов-то в русском языке нету.
Но жизнь к ним добра. Кудахчет утешительно:  не хотите - не надо. Ради Бога, снесу я вам простое яйцо, обыкновенное. Будете себе, как и раньше, щи лаптем хлебать да небо коптить. Насильно в архаты никого не загонишь.

...Перечитала утром на свежую голову. Подумалось: "Какой прелестный бред."
Бред - несомненно. Но прелестный. Тоже несоменно.
                       * * * * *
* шум давАр (шум дабар) - «ничего» на иврите.

** сатОри - просветление в дзен - буддизме; означает внезапное озарение, не поддающееся вербальному описанию. Нечто вроде аналога христианского "снисхождения духа святого" на апологетов, насколько понимаю.

*** архат - буддисткий термин: существо, разомкнувшее колесо сансары.

///\\\///\\\///\\\///\\\///\\\///\\\

Для иллюстрации использован рисунок Охары Косона (1877 - 1945)

разгребая записные книжки, сама додумалась, философическое

Previous post Next post
Up