Понравилась ли мне Южная Африка? Ещё как!
Хотел бы я там жить? Ни за какие коврижки!
Для меня Южная Африка была интересна ещё и тем, что во многом она является прообразом того, что ожидает нас. Поэтому в свободные минуты я говорил с местными, просматривал газеты, включал телевизор, и, главное, внимательно смотрел вокруг и слушал.
Приведу некоторые факты южноафриканской жизни. Судите сами, возможно, у вас будет своё мнение на этот счёт.
Как известно, первые европейские поселенцы (голландцы, затем французские гугеноты) высадились в Кейптауне в 1652 году. Племена Коса, Зулу и Банту, происходившие из экваториальной Африки (территория нынешнего Конго) вторглись в Южную Африку сто лет спустя, полностью вырезав (и в значительной степени съев) коренных жителей - готтентотов или бушменов - с которыми буры соседствовали без существенных контактов. Недавно в окрестностях Йоханнесбурга был установлен памятник зулусскому вождю, который - вот совпадение - перекочевал туда как раз в 1652 году! Вождь этот - личность полностью вымышленная, никаких доказательств присутствия зулусов там до XVIII века нет, но памятник (мне сказали, что автор - еврей) стоит.
Компании получают налоговые льготы в зависимости от процента занятых там африканцев. На практике это выглядит так: на въезде, скажем, в парк, одна тётка принимает у вас деньги и передаёт другой, которая отрывает билетик, парнишка открывает ворота, ещё один машет вам ручкой, а на почётном месте сидит толстый и важный дядя и осуществляет общее руководство. Я спросил, включает ли этот закон также индусов, во множестве населяющих восточные области и по законам апартхайда считавшихся цветными. Оказалось - нет, индусы как-то вполне благополучно устраиваются и без этого.
Все африканцы между собой говорят, обычно, на языке коса, английский даже депутаты парламента (смотрел по телевизору дебаты) знают плохо.
Мандела у них имеет статус Рабина и даже более того. Тюрьма, где он сидел, была включена в объекты мирового наследия. Представляется, что Мандела был вполне трезвомыслящим человеком, в отличие от родезийского Мугаббе, и понимал, что без белых плохо будет всем.
Когда Мандела пришёл к власти, государство выкупило за большие деньги многие фермы у белых фермеров и безвозмездно передало африканцам (деньги поступили из налогов, которые тогда, да и сейчас, платили, в основном, белые, а новые фермеры были, естественно, из племенной верхушки - родо-племенная психология у африканцев будет сохраняться ещё много-много лет). Через несколько лет всё развалилось, и тогда новые владельцы отдали фермы в аренду бывшим хозяевам, то есть всё вернулось на свои места. Нет, не всё. Когда фермой владели белые, они делали определённые социальные отчисления для работников. Сейчас никаких отчислений нет - в Южной Африке ВООБЩЕ нет системы социального страхования.
С наступлением темноты на улицы выходит дети 8-11 лет и роются в мусорниках в поисках чего-нибудь полезного. Лет 30 тому подобные сцены фигурировали бы в мировой прессе как доказательство зверств апартхайда. Сейчас это никого не волнует.
Расистские законы апартхайда запрещали межрасовые браки - точно так как у нас запрещены межконфессиональные. Я спросил - а сейчас, когда всё разрешено, бывают ли смешанные семьи? Мне ответили - темнокожих детей белые часто усыновляют, но случаи браков что-то не наблюдаются.
Что приятно - люди общительные и доброжелательные. Особенно между белыми отношения изначально тёплые, все как бы чувствуют какую-то солидарность.
А теперь о приятном.
Соотношение шекеля к ранду 1 : 0.3, то есть 10 рандов - это три шекеля. Специально сделал несколько снимков в обычном магазине курортного городка, то есть не самом дешёвом. На заставке - свежая говядина (24 шекеля за кило)
Бараньи рёбрышки в ту же цену
Свежие куриные грудки - 8 шекелей за килограмм. Цены на фрукты примерно как у нас, молочные продукты втрое дешевле, и, что интересно, та же зубная паста "Колгейт" тоже почему-то втрое дешевле. При этом народ жалуется на дороговизну, говорят, раньше всё было куда дешевле.
В АПРЕЛЕ СОБИРАЮСЬ ОРГАНИЗОВАТЬ ГРУППУ ПО ЮЖНОЙ АФРИКЕ НЕДЕЛИ НА ДВЕ
ПОДРОБНОСТИ БУДУТ ОПУБЛИКОВАНЫ НА МОЁМ САЙТЕ VICTORYOFFE.COM
ПРИЛОЖЕНИЕ. ЭФИОПСКИЙ СВИНЮШНИК
Я специально заказал такие билеты, которые позволили побыть полдня в Аддис Абеба - было интересно посмотреть. Надо отдать должное Эфиопским авиалиниям - нам была бесплатно оформлена транзитная виза и заказана гостиница с трансфером и завтраком. Правда, убогая гостиница была на окраине, а на завтрак, который там подавали, было страшно смотреть, не то что есть его, но всё же удалось часок поспать после ночного перелёта, после чего мы поменяли 20 долларов на местные быры, взяли за десятку такси (такси в Аддис Абеба - это "Жигули"-копейка синего цвета, разбитые вконец, но, тем не менее, бегающие) и попросили отвезти нас к собору св. Георгия, полагая, что в центре города будет хотя бы на что посмотреть - в гостиницу из аэропорта нас везли через какие-то жуткие трущобы. Ну и вот что мы увидели:
Это собор. Из здания рядом доносились детские голоса - тут работала воскресная школа (раздельно для мальчиков и для девочек), в которой обучают староэфиопскому языку, на котором полагается молиться.
А это местный монах (на фоне памятника императору Менелику).
Мы знали, что в Аддис-Абеба находится самый большой в Африке рынок. Идти туда надо было по центральному проспекту, где недавно проложили трамвайную линию, и мы даже видели пробный вагон. Как нам сказали, строили трамвай долго и ещё не достроили. Поскольку, как было отмечено ещё в 1928 году, трамвай построить - не ишака купить. И вот что из себя представляет главный проспект Аддис-Абебы:
Как видите, тут построены современные здания, и ещё строятся, очень много автомобилей и автобусов.
Да-да, это тот самый центральный проспект. Поражает обилие народа без определённых занятий. В одном месте, когда ехали на такси, видели огромную толпу мужчин у каких-то постеров - водитель сказал, что это типа биржи труда.
Помните негритят - чистильщиков обуви в старых американских фильмах? Тут о штиблетах и ваксе представления не имеют - мальчишки моют грязной водой кроссовки местным крутым арсам.
Для того чтобы пройти по центральному проспекту, не сломав ногу, надо обладать акробатическими способностями
Вот эти длинные палки, которые разносят детки - от них отрезают куски и едят
А это уже сам базар "Меркато". Надо сказать, что товары в лавках попадались вполне приличные, хотя в большинстве - китайское барахло. Китайцы в Эфиопии хозяева, они составляют, кажется, половину пассажиров местного аэропорта, и всюду надписи на китайском.
Это был центральный проспект. То, что творится на соседних улицах - неописуемо. Я уже не говорю о мириадах нищих, которые, завидев белых людей - а за несколько часов, проведенных нами в центре Аддис-Абебы, мы ни одного белого не увидели - устремляются к ним. Но вообще народ мирный, чувствуешь себя в безопастности.
Меня не удивить нищетой третьего мира. Я бывал в Каире и Момбасе, в Бомбее и Катманду. То, что поражает в Аддис Абебе - не бедность (как раз встречаются прилично одетые люди, есть новые автомобили, и вообще наши попутчики взяли местного гида, который повёз их в южный квартал, где живут состоятельные эфиопы и построен современный торговый центр с хорошим итальянским рестораном. Мы проезжали по дороге обратно в аэропорт - ну типа хайфского Адара или старого Бейт Шемеша), а грязь, неустроенность и явная привычка людей и к этой грязи, и к разваливающейся мостовой. Эфиопия не знала господства колонизаторов (как и Таиланд, кстати), и тут в чистом виде можно видеть достижения африканской демократии. Ну и Б-г с ними, пусть живут, как хотят. Нам с вами там делать ну совершенно нечего.