Мои коллеги в Исландии за пару месяцев до моего двухнедельного визита к ним уведомили, что несколько дней у них будут какие-то ремонтные работы, во время которых мое присутствие там будет затруднено. Поэтому я решил воспользоваться ситуацией и посетить Гренландию. Период мне подходил по 2-м причинам: закончились как сезон белых ночей (я это не люблю), так и сезон комаров. При этом, благодаря потеплению, сезон туризма в основном продлился до конца сентября.
Сразу скажу, что вот-вот возможности для посещения Гренландии расширятся, так как в конце ноября 2024 г. должна заработать новая взлетно-посадочная полоса (ВПП) в столице Гренландии, Нуук (бывший Готхоб), которая позволит принимать большие реактивные самолеты. Теперешняя ВПП подходит только для турбо-пропеллерных самолетов. В процессе строительства длинная ВПП и в "туристической столице" о-ва: г. Илулисат. В Гренландии на данный момент есть 2 а/п с длинной ВПП, но оба находятся на бывших американских базах в отдаленных точках, вне городов и больших портов, а потому для посещения наиболее интересных мест требуются местные стыковочные перелеты.
На момент моего путешествия в Гренландию можно было прилететь только из Копенгагена в а/п Кангерлуссуак на реактивном самолете, а/к Air Greenland (4 часа) и из Рейкьявика: Илулисат, Нуук и Кулусук (последний в восточной Гренландии), а/к Iceland Air. Из Рейкьявика летают турбо-пропеллерные Даш 8 на 37 мест. Время в полете до Илулисата ~3.5 часа. Еще есть рейс из какого-то эскимосского/инуитского поселка в северной Канаде. Читал, что с будущего 2025 г. география полетов расширится.
Первоначальный план моей поездки:
14/9 утром полет Рейкьявик-Илулисат (Ilulissat). 2 дня в Илулисате и окрестностях.
16/9 рано утром плавание на большом рейсовом пароме Arctic Umiaq на О-в Диско (5.5 часов). День и следующее утро на о-ве Диско.
17/9 в 11:30 плавание на маленьком скоростном пароме с о-ва Диско в г. Азиат (Aasiat), 1,5 часа.
18/9 в 11:30 полет из Азиата в Kangerlussuaq. Экскурсия на Гренландский Ледовый Щит и ледник Russel.
19/9 утром полет Aasiat - Nuuk. День в Нууке.
20/9 полет Нуук -Рейкьявик.
Изменения в маршруте:
1. Паром Arctic Umiaq курсирует по южной и центральной частям западного побережья Гренландии и эпизодически - по окрестным населенным пунктам. Самые дешевые - полки в коридоре типа "общий вагон", но есть и каюты со всеми удобствами. Если нужен ночлег и вас 2-4, то такая каюта обойдется не намного дороже отдельных полок. Так же можно заказать еду по дешевым для Гренландии ценам (80-90 крон, ~50 шек. за комплексный обед). Так как в моем случае ночлег не требовался, то я забронировал общую полку.
Но мне не удалось протестировать этот паром, так как за неделю до рейса пришло сообщение об отмене и возврате денег. Пришлось вместо этого забронировать тот же маршрут на скоростную лодку Диско Лайн, которая плывет из Илулисата до о-ва Диско всего 2 ч. 15 мин, но отплывает несколько позже, а потому на о-ве Диско у нас были только вечер и утро, зато появилось еще полдня в Илулисате. Однако задним числом это изменение оказалось даже к лучшему.
2. Iceland Air известил, что наш рейс назад из Нуука будет 4 часа вместо 3. Так как совершит промежуточную посадку на восточном побережье в а/п Кулусук. Оказалось, что это связано с тем, что новый терминал а/п Нуук еще не прошел сертификацию секьюрити, требуемую для всех международных рейсов, а потому в Кулусуке нас и багаж выгрузят для повторного досмотра. А заодно досодют пассажиров.
Общие сведения:
Гренландия - полностью самоуправляемая территория под протекторатом Дании, со своей таможней и языком. Но валюта - датская крона. Входит в шенген в плане отсутствия пограничного контроля.
О-в Гренландия громаден по территории, но общее население всего 65 тыс.: коренное население (эскимосы-инуиты), датчане и их смесь. Между поселками и городами нет дорог вообще, а потому передвижение только по морю и воздуху; зимой - на снегоходах и собаках, если знать пути. Восточное побережье почти не заселено и там более суровый климат, основные достопримечательности находятся на западном побережье. Центр Гренландии - ледовая пустыня и недоступен, кроме нескольких мест, куда доходят длинные (200-300 км) фьорды.
Погода на западном побережье и вообще - мало-предсказуема. Температуры летом до +10-12 (иногда до +25 в более внутренних областях), зимой от -10 до -30. Во время моего пребывания в сентябре было +4-6 днем, около 0 ночью. Но холода не чувствовалось из-за низкой влажности и безветрия. С погодой нам повезло: дождей не было и море спокойное.
Время в Гренландии: -4 часа от Израиля. Но географически западное побережье Гренландии еще западнее. А потому светает и темнеет позднее. Во время нашего сентябрьского путешествия восход был около 7:30 утра, а темнеть начинало в ~20:45 и сумерки длились довольно долго.
Валюта: датская крона (DKK), на тот момент 1 крона = 0.55 шек; 1 крона = 7.45 евро (стабильно). Правда по непонятной мне причине в обменнике в Риге, где я был за неделю до того, мне продали кроны по курсу 1 евро = 8 крон, т.е. на 8% лучше официального курса. В Гренландии далеко не везде принимают к оплате карты, а там где принимают иногда добавляют ~3% к оплате.
Цены. Гренландия - страна дорогая. Реально. Если вы думали по дешевке купить пушнину и поделки из моржовых клыков, то разочарую, не выйдет и не сторгуетесь, совсем! Супермаркеты и реже гипермаркеты есть везде, даже в поселках, но цены вас шокируют: буханка хлеба от 16 крон (9 шек.), фруктовый йогурт от 9 крон (5 шек.), выпечка от 15 крон (8 шек.), правда сырое мясо, консервы и печенья несколько дешевле чем в Израиле. Фрукты-овощи, так вообще беспредел, продают поштучно, а например бананы от 10 шек./кг, ананасы от 15 шек. за штуку!
Особо дороги бутилированные напитки. 1.5-2 литра минералки или соды от 20 крон (11 шек.); кока-кола от 50 крон (28 шек.). Правда вода из крана-питьевая.
Одежда либо низкого качества либо цены даже выше израильских; жена была крайне разочарована, так как шоппинг не удался.
Отели: ОТ 120 евро/ночь в скромном отеле, летом дороже. Иногда "бюджетная" комната даже в 4* отеле - с туалетом в коридоре - надо проверять заранее! AirB&B выгоден только, если вы путешествуете большой семьей или группой друзей.
Экскурсии: Водные 600-700 крон за 2 часа; от 2000 крон за полдня (6 часов). Это с человека в транспорте, НЕ с частным гидом. Сухопутные от 250 крон/час с каждого. Торг неуместен. Частные гиды берут дороже и называют цену с человека, и не дают скидку на группу, при том что есть минимум к оплате.
Общепит. Тут цены хоть и многим тоже покажутся дорогими, но все же не самые высокие. Обед в кафе/фастфуд обойдется в 120-150 крон (63-79 шек.) с каждого, при условии, что без алкоголя. Ужин в ресторане - вдвойне от этой цены.
Что реально дорого - алкоголь! Особенно крепкий. Если местное пиво еще можно осилить: 75-80 крон за пол-литра, то более крепкие напитки могут обанкротить. Как пример: бутылка водки Смирноф 0.7 литра в супермаркете стоит 430 крон (240 шек.!), причем для местных есть ограничения по продажам. Кстати в супермаркете банка пива стоит от 20 крон и при покупке упаковки из 6/12 никаких скидок нет!
Транспорт. В столице Нуук, есть развитая сеть автобусов. В Илулисате вроде есть 2 маршрута, остановки, и я даже видел ожидающих, но самого автобуса/минибуса ни разу не встретил. Хотя билет стоит 15 крон. Но везде есть такси. Цены высокие. Нам поездка на такси из отеля в Илулиссате в порт, 2 км стоила 65 крон (36 шек.), по счетчику.
Что реально дешевое - бензин, всего 5 крон (2.8 шек.)/лит. Но аренда машин есть только в столице Нуук. В Илулисате тоже есть гараж, который сдает машины в аренду, но цены запредельные и неудобные доставка и получение. Кроме того, как написал выше: дороги заканчиваются в 3-10 км от границы города/поселка. Другое дело, что сами города занимают большую площадь из-за низкой плотности застройки.
Внутренние полеты: а/к Air Greenland. Цена как и везде динамическая, но зависит от расстояния. От ~150-180 евро в одну сторону. Но билет включает 20 кг багажа. Все полеты на турбо-пропеллерных Даш 8, 37 мест либо вертолетах (между мелкими н.п. или зимой, когда часть паромов не ходит). Полезная фишка: Air Greenland дает скидочный тариф (~20% скидка) пенсионерам, вне зависимости от возраста и гражданства. Часть билетов я покупал у интернет-агентов, часть на собственном сайте а/к. Проблем не было ни разу.
Имейте в виду, что на внутренних авиарейсах секьюрити отсутствует полностью. Ручную кладь не досматривают вообще и жидкости пропускают. Документы не всегда проверяют. С другой стороны, хотя аэропорты небольшие и самолеты малой вместимости, прием багажа заканчивают за 60 мин. до вылета, по крайней мере так написано на стойке.
Полеты в Гренландию. Дорого. Дешевле из Копенгагена, от 600 евро туда-назад, если поймать дешевый тариф; билет Air Greenland всегда включает багаж. Из Рейкьявика до Илулисата и назад из Нуук билеты обошлись по 750-800 евро. Я купил себе билет с багажом на сайте Iceland Air (иначе потом добавить багаж у них очень дорого), а жене без багажа на сайте интернет-агента lastminute.de перебросом с агрегатора jetcost.de: на 80 евро дешевле чем на сайте а/к. Мы обошлись одним местом багажа на двоих.
Связь: я купил у ХОТ Мобайл хавилу, которая включала Гренландию. Жена купила e-sim за 9 евро на неделю, 3 ГБ (мой мобильник это не поддерживает). Все работало отлично. Но в море, на расстоянии >10 км от города мобильная связь пропадает.
Местное население. Все знают датский, но не все английский. Но в сфере обслуживания много филиппинцев и таиландцев, которые хорошо говорят на английском.
Местные несколько лет назад заключили между собой "соглашение": "туристам забесплатно ничего!" Т.е ни трэмпа, ни приглашения на церемонию кафемик больше не дождетесь. Более того, многие в сфере услуг (гиды/отели) принципиально не общаются по Ватсапп, так как по их мнению это "вторжение в их частное пространство". Хотя лично я уверен, что им просто претит желание туриста сэкономить на связи.
Многие коренные жители ведут асоциальный образ жизни: тунеядствуют, пьянствуют и даже занимаются алкоголизмом. Иногда, когда проходишь мимо них, они корчат рожи, но агрессии, вымогательства и занудства не проявляют.
Прилагаю несколько фото для иллюстрации.
Продолжение следует.