Прогулка по Самарской луке.
Я считаю себя человеком верующим, но сомневающимся, и вероятно, поэтому, дожив до седых волос, не знал, чем отличается село от деревни. А недавно разговорился с очень интересным и красноязычным собеседником , батюшкой Андреем из Узюковского прихода. В одной из тем беседы коснулись того, что в селе на Руси обязательно был храм, а в деревне нет.
Прекрасным августовским днем, мы прогулялись по селу Ермаково и осмотрели часовню-склеп Люпова на берегу Волги (
http://tourist0515.livejournal.com/2101.html ). Но оставались ещё две цели, намеченные на эту прогулку: храмы Осиновки и Винновки. Времени до вечера было много, и мы поехали в Осиновку.
01. По сторонам дороги в Осиновку раскинулись поля. Само село находится в двух километрах от берега Волги.
02. Издалека видны две главные достопримечательности: недавно построенная церковь и руины старой. Уже 1647 году село упоминается как Осиновый Буерак.
03. На самом въезде в село находится старый разрушенный Храм во имя святителя Николая Чудотворца и во имя святого пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна. Здание является самым древним православным храмом Самарской Луки.
04. Вокруг храма установлена металлическая изгородь, но калитка всегда открыта. Стены притвора полностью разрушены, образовав искусственный холм на месте паперти.
05. Есть мнения, что осиновская церковь возведена на развалинах древнего храма, относящегося к Волжской Булгарии. Построена она прихожанами в 1714 году на деньги светлейшего князя Александра Даниловича Меньшикова, сподвижника Петра Великого. Прошло более двух веков, и на смену царизму пришла эпоха построения светлого коммунистического будущего. В 1929 году в алтаре церкви расстреляли священника вместе с женой и детьми, а сама церковь была закрыта.
06. При Советской власти церковь взрывали четыре раза. Но её руины до сих пор стоят немым укором. Это ещё одна легенда Жигулей, что даже взрывы не смогли разрушить веками намоленные стены старой церкви.
Вспоминая горные карьеры, Сокские и Ширяевские штольни, понимаешь, что опытных мастеров взрывного дела в Самарской области всегда хватало. Скорее всего, взрывы проводили местные дилетанты, или коммунисты намеренно оставили церковь в таком состоянии, как жестокий памятник своего превосходства над священнослужителями и верующими.
07.
08. От западной части храма сохранились только стены. В них видны кованные железные закладные для усиления кирпичной кладки.
09.
10. Вид с церковной стены на дорогу к Осиновке.
11. Даже сейчас, глядя на развалины храма, можно представить, как красив он был.
12.
13. Вход в центральную часть.
14.
15. Мы уже никогда не сможем оценить красоту внутренней отделки. Глядя на едва заметные фрагменты, кажется, что фрески были кем - то смыты со стен.
16. РПЦ давно открестилась от этого "объекта", но местные жители сами развесили иконы на стенах. Как и их прапрадеды, они продолжают приходить в эту разрушенную, но всё же уцелевшую церковь, чтобы зажечь свечи и помолиться.
17.
18. В 2006 году было вынесено заключение, что храм восстановить невозможно. Но, глядя на эти крепкие стены, я сомневаюсь в этом. Понимаю, что Православной церкви никаким боком не выгодно восстанавливать этот редчайший для края памятник архитектуры. Но ведь это не только архитектурный памятник, но и памятник человеку, отдавшего свою жизнь и жизнь своих близких за веру в Господа, за Православную веру. Можно было бы при минимальных затратах очистить и обустроить территорию вокруг храма и хотя бы установить над ним православный крест.
19. Полазил в интернете и на всю Россию не смог найти даже десятка памятников священнослужителям, расстрелянным в 20-х годах и погибшим в годы репрессий. А их были тысячи, погибших, но не отрекшихся от веры. Не выгодно устанавливать памятники. Для РПЦ коммерция стоит далеко не на последнем месте, а потому и установка памятников расценивается как убыточное вложение капитала. Около памятника не посадишь бабульку, торгующую свечами, цепочками и колечками. А построив новую церковь или часовню, можно открыть рядом одну, две, а то и три церковных лавки. В этих "комках" при церкви бабульки и будут десятилетиями торговать магнитиками и колечками, да в придачу без каких - либо кассовых аппаратов и налогообложения. Вот это выгодное вложение церковного капитала.
Я считаю себя верующим человеком, но таково моё мнение в отношении некоторых аспектов Православной церкви.
20. По дороге к машине последний раз обернулись, чтобы взглянуть на полуразрушенный храм. Над ним нет креста, приход с надвратной иконой полностью разрушен, а внутри давно не проходят священнодействия и обряды богослужения. Но по своей святости это место в разы превосходит новодел в Винновке.
Повинуясь внутреннему порыву, мы одновременно с женой несколько раз перекрестились, глядя на эти истерзанные стены.
21. Новая церковь находится недалеко от старой. Но путь нам преградила стая гусей, по хозяйски, неторопливо переходивших дорогу.
22. Где - то вдалеке замычала корова, а рядом в луже купаются гуси. Вот она сельская жизнь.
23. Вот и новый Храм в честь Иоанна Предтечи. Ничего нового и интересного мы в нём не увидели. Яркий, привлекающий внимание, как и все новые церкви в области.
24.
25.
26. По соседству с новым Храмом находится небольшой парк.
27. В парке установлена стелла жителям Осиновки, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На табличках имена более сотни земляков, не вернувшихся с фронта. Среди военнослужащих немало женщин.
28. Позади стеллы - памятник-обелиск героям Гражданской войны, братьям Лазаревым - Ивану Фёдоровичу и Павлу Фёдоровичу. На памятнике фотографии братьев в военной форме и табличка : "Иван Ф. Павел Ф. Братья Лазаревы. В память от сестёр и братьев".
29. Дорога от Осиновки к Винновке идет через поля. Село расположено в устье оврага, и на подъезде к нему дорога уходит круто вниз к Волге.
30. Винновка - одно из старых сёл, ведёт своё начало со времён Ивана Грозного. Но места эти были обжиты ещё раньше, так как около села были найдены два древних селища, относимые к 3-4 векам. Основным занятием сельчан было садоводство и винокуренье, отсюда и название села.
Въезжаем на улицу Казачкова, которая является центральной. Вдалеке видна надвратная колокольня монастыря в виде маяка.
31. Дорога практически упирается в Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь. Ниже только пристань.
32. Стоянка и сувенирная лавка.
33. Несколько домов напротив монастыря принадлежат членам Союза художников России.
34. Надвратная икона.
35. Надвратная колокольня.
36. Келейные корпуса.
37. Трапезный корпус с церковной лавкой.
38. С внутреннего двора прекрасный вид на Винновские горы.
39. Ротонда.
40. Вид с Волги. Монастырский комплекс прямо завораживает своей красотой. Издалека он напоминает сказочный городок, срисованный со страниц детских книжек. Огромный комплекс построен в традициях Православного зодчества. Он своеобразен, но в то же время и каноничен. Созданием проекта монастыря занимался Член Союза архитекторов России Юрий Иванович Харитонов, хорошо известный в Самаре и далеко за ее пределами Православный архитектор-храмостроитель .
Фото взято:
http://traveligo.ru/author/artem123 41. Единственное старинное здание на территории монастыря - это отреставрированная Церковь Казанской иконы Божией Матери. Построенный в 1770 году храм был деревянным и сгорел в 1839 году во время большого пожара, когда выгорело почти все село. Строительство новой каменной церкви в селе Винновка было завершено в 1851 год. При Советской власти храм был закрыт и серьёзно пострадал. Колокола были сброшены, иконы порублены топором и сожжены, книги и другая церковная утварь уничтожены. Помещение стали использовать под зернохранилище, а позднее как хлев. И только в 2003 году в церкви начались реставрационные работы и вокруг неё стали строить монастырский комплекс.
42.
43. Монастырская ограда.
44. Спуск к берегу является закрытой для паломников территорией монастыря. Об этом гласит стоящая у спуска табличка. Но мы получили разрешение.
45. Прямо на берегу построена беседка для приёма высоких гостей в неформальной обстановке.
46. Правее спуска пристань "Винновка - монастырь".
47. Одно из интереснейших мест находится под смотровой площадкой на берегу Волги. Прямо в стенах мужского монастыря, в оборудованных цехах, разводят молодняк стерляди для Волги. В инкубаторе из астраханской икры выводят мальков. Потом молодняк помещают в бассейны, где происходит постоянная циркуляция воды, поддерживается нужная температура и освещение.
48. Стерлядь обитает на глубине и чистит речное дно. Вот эти мальки и должны восполнить популяцию, а впоследствии реанимировать подводный мир Волги.
49. Так вот где бескорыстная забота о природе со стороны Русской православной церкви!
Но и тут мимо. Никакой благотворительности от монахов ждать не приходится. За серьёзные суммы молодь стерляди покупают крупные предприятия, которые наносят серьезный вред водным ресурсам. Восполнять потери их обязывает государство. То самое государство, которое, выделив монастырю лучший участок земли на берегу Волги, не получает от его коммерческой деятельности ни копейки налогов.
50.
51. Вот и дорожка на смотровую площадку.
52.
53. Здесь можно посидеть на лавочке и полюбоваться видом на Волгу.
54. В юго-западной башне находится монастырская библиотека.
55.
56. Святые врата (вход на внутреннюю площадь со смотровой площадки).
57. На территории монастыря три церкви: церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Троицы Живоначальной и церковь Сергия Радонежского.
58.
59. Вид на Церковь Троицы Живоначальной с внутренней площади.
60. Схема монастырского комплекса.
61.
62. Побывать в этом красивейшем месте Самарской Луки будет интересно и взрослым, и детям. Добраться из Самары лучше летом на "Омике". К экскурсии по монастырю добавится водная прогулка по Волге и красивейшие виды на Жигулёвские горы.
Расстояние от Тольятти до Винновки менее 50 км. ,проще проехать на машине, а заодно посетить полуразрушенный храм в Осиновке. Уверен, Вы получите массу впечатлений от небольшого путешествия.
27 августа 2016 года.
Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке, Вы можете посмотреть в моём блоге:
http://tourist0515.livejournal.com или в Тематическом каталоге моих записей:
http://tourist0515.livejournal.com/6166.html