ВМЕСТО ПОДВИГА 1
«Правда о войне» по версии Климова заключается в том, что на войне нет места подвигу. Вместо этого люди совершают довольно сомнительные поступки.
Первая попытка ограбить ночью склад оканчивается неудачей. Они убегают под градом пуль, но никого даже не ранило! Кстати, почему-то они идут на эту «операцию» вместе с чучелом Гитлера. Они упорно стремятся на склад, а ведь гораздо проще было бы вернуться в деревню и там попытаться найти продовольствие.
Избавляются от чучела Гитлера только на рассвете, оставляя его на перекрестке. Этим ограничивается всё их сопротивление.
В небе слышен гул мотора «Focke-Wulf» и в знак благодарности падают цветные листовки: «Бей жида-большевика. Рожа просит кирпича». Рубеж собирает их на самокрутки.
Выспавшись днем они рассуждают:
- Ну что, рискнем еще раз?
- А может быть подождём до ночи?
Флера вырывая ведро, делает первый шаг: Там люди с голоду дохнут. А мы стоим тут.
Двое по глупому подрываются на мине, хотя там знак стоял «MINEN».
Рубеж выбрасывает оставшийся ботинок в воронку без какого либо сожаления.
В небе появился «Focke-Wulf»
Рубеж: А вот и я. Давно не виделись. Как же без меня. Я только полетаю над вами и пришлю гостинчиков. А можем и мотоциклетки прислать с люльками. Давно не катались.
Флер (слыша звук падающей бомбы): Ложись!
Но вместо бомбы падает пустая бутылка.
Рубеж: На небе пьют. А нам бутылки сдавать.
Это было последнее предупреждение.
ВМЕСТО ПОДВИГА 2
Оставшись вдвоём Флера и Рубеж угоняют из другой деревни корову у полицая.
Когда они начинают её доить, под обстрелом погибает Рубеж, а Флера прячется за коровой.
ВМЕСТО ПОДВИГА 3
Проснувшись утром, Флера пытается отрезать ногу у коровы, но у него не получается. Кстати, кормить людей мясом убитой коровы, которая всю ночь пролежала на земле идея не очень удачная.
Тогда он пытается угнать лошадь с телегой у случайного деда, чтобы доставь корову на остров.
Флера: Там дети. Люди с голоду дохнут.
Старик: А мы что не люди?
Флера: Люди воюют. А вы на печи сидите. Ну и сиди. Гляди что они сделали.
(показывает разбитый приклад у винтовки)
Но эту затею обрывает шум немецких моторов. Старик говорит, что нужно спрятать «винтовку СВТ» и обмундирование в стоге сена. И предлагает ему легенду мертвеца (какого-то утопленника Женьки).
Флера спрашивает у деда, где его отец.
Старик ему отвечает: Cкажешь, пропал. Совсем пропал. Пойдем в мою хату. Скажешь, что ты мой внук. Зовут тебя Митрофан.
В ДОМЕ СТАРИКА
Почему они бегут в деревню боясь опоздать? Ведь гораздо логичнее постараться спрятаться в стоге сена в поле, или убежать куда-нибудь подальше от немцев.
Разговор в хате старика: Все ясно. Снова будут хапать в Германию!
- Кого хапать? Тебя что ли?
Старик перегружает Флера информацией. И когда Флера слышит речь фашистов через громкоговоритель он все понимает. Что не будет никакого «шанса попасть в Германию», а их просто сожгут.
Из последних сил он выходит на улицу и пытается объяснить жителям, которые идут в сторону амбара с портретом «Гітлер асвабадзіцель». Но его прерывает каратель и людским потоком заносит в амбар.
ВЫХОДИТ ИЗ АМБАРА
За то, что Флера выкопал «винтовку СВТ» автор безжалостно погружает его в самый ад. Но карусель крутится дальше. И автор в наказание ещё трижды ставит Флера на грань между жизнью и смертью. И каждый раз оставляет его «в живых».
Фашист: Без детей выходи. Можно. Сюда в окно. Дети оставить.
После чего наступает гробовая тишина.
А потом крики: Звери! Звери!
На первый взгляд может показаться странным, почему Флера не расстреляли на месте у амбара, возле машины, и когда с ним фотографируются фашисты. Но на самом деле режиссер таким образом показывает, что Флера нельзя убить. Потому что реальный Флера умер в амбаре. Таков закон: у немощного старика не выдержало сердце, и он умер там. Да и сил вылезти в окно у «старика» просто не было: автор выжал из Флера все остатки человечности. Теперь это уже «живой мертвец». Это режиссер вывел Его из ада, в нарушение всех законов жанра.
Над горящей деревней пролетает «Focke-Wulf».
Вообще в фильме показаны три деревни.
Первая безымянная, в которой жил Флера.
Вторая безымянная, в которой Флера и Рубеж угнали корову.
Фашисты сжигают только третью, с точным названием.
И вот тут автор откровенно жульничает. Время действия в фильме лето 1943, а
деревня Переходы была сожжена ночью 23 февраля 1943.
«ЛЕЧИТ» ВИНТОВКУ
После того, как фашисты уехали, Флера-Зверь первым делом занялся поиском винтовки «винтовку СВТ». И когда её находит, то перебинтовывает приклад. Так отыгрывается сцена «Зверь зализывает раны». Косач со стороны одобрительно наблюдает за этим процессом. Флера-Зверь берет канистру с бензином, ещё до того, как в кадре появились пленные каратели.
ПОД МОСТОМ
Отряд фашистских карателей разбит. Выживших окружили партизаны под мостом. Флера-Зверь появляется под мостом раньше Косача.
Из толпы выскакивает персонаж с шашкой наголо: Просто убить этих и все?
Флера-Зверь: Это он сказал Без детей выходи. Кто без детей, можно.
Фащист: Да я сказал. Потому что с детей начинается все. Низшие расы плодят заразу коммунизма! Вас не должно быть. И миссия будет исполнена.
Человек с факелом бежит в направлении партизан. Эта сцена символизирует, что души сгоревших мирных жителей требуют мщения.
Косач смотрит на Флера-Зверя.
Флера-Зверь вопрошая оборачивается к Косачу.
Косач: Ну так ты сейчас вместе со своими это и проделаешь.
Косач на Флера-Зверя.
Флера-Зверь решительно ставит канистру с бензином перед карателем. Каратель обливает своих подельников и просит огня.
Флера-Зверь глядя на фашистов подходит к Косачу.
Хотя нет ничего проще, чем чиркнуть спичкой, все почему-то ждут факелоносца, который бежит из деревни.
Факелоносец: Дорогу!
Женщина: Хватит! (и начинает стрелять).
Добивая последнего, все расходятся. Факелоносец медленно опускает факел. И потом нехотя бросает факел в воду. Он явно разочарован.
И партизаны действительно бы сожгли пленных карателей, если бы женщина это не прекратила.
РАССТРЕЛ ПОРТРЕТА
В отряде появился ещё один новичок и молча смотрит на портрет Гитлера валяющийся в луже.
Флера-Зверь подходит к портрету и начинает его расстреливать. Расстрел портрета символизирует примитивную детскую логику автора: в войне виноват лично Гитлер.
В.И. Ленин:
Войны со всеми их бедствиями порождает капитализм, который порабощает миллионы трудящихся, обостряет борьбу между нациями и превращает рабов капитала в пушечное мясо.
Георгий Димитров:
Фашизм - это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм - это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм - это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике - это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть к другим народам.
Так почему же Флера-Зверь не смог выстрелить в портрет Гитлера-младенца?
А дело в том, что Гитлера никто не убивал. Гитлер сам покончил жизнь самоубийством. Вот собственно и все объяснение. Да и винтовку «винтовку СВТ» Флера-Зверь держал до последнего, а не выбросил. К тому же до этого Флера-Зверь канистру с бензином передал карателю. В нем не осталось ни капли человеческого, автор полностью выжал его. Нет больше наивного Флера. Есть жаждущий крови Зверь.
О финальной сцене Алесь Адамович писал:
Флёра медлит, не нажимает курок.
Женщина с младенцем спокойно и счастливо смотрит на него. Она не знает, ей знать не дано, что её невинный младенец Адольфик, когда вырастет, зальёт кровью и слезами вот таких же младенцев и матерей полмира! А мальчик с винтовкой это знает, он это видел, познал, испытал. Он живет в мире, где нет имени ненавистнее, для сотен миллионов людей, чем Адольф Гитлер. Что он сделает, этот мальчик, - выстрелит или не выстрелит в младенца Гитлера? Фильм мы собирались закончить - оборвать на вопросе без прямого ответа. У нас допытывались: все-таки выстрелит? не выстрелит? что этой сценой вы хотите сказать? Реальный Флёра в реальной ситуации, возможно, - и выстрелил бы. После всего!
Для таких, как Флёра, фашисты не были людьми...
После информации о сожженных деревнях Флера-Зверь догоняет отряд. И в руках у Него «винтовка СВТ», а значит адская карусель ужаса не остановилась.
НЕСНЯТАЯ СЦЕНА
Впоследствии Элем Климов в интервью сожалел о том, что ему не удалось снять кульминационную сцену фильма. В своё время именно она вызвала возражения цензоров. Бывший заместитель председателя Госкино СССР Борис Павленок
вспоминал:
В центре картины стояла принципиально неприемлемая сцена «Круговой бой», где и немцы, и партизаны, очумев от крови и ярости, уже потеряли человеческий облик, оказались равно жестокими и бессильными. Вольно или невольно, они уравнивались в ответственности за кровавое действо.
По словам Климова, именно из-за этой сцены он выбрал название «Иди и смотри». Однако организация съёмок была далеко не идеальной, и времени осуществить задуманное в полной мере не хватило.
Это
апокалипсическая сцена на гигантском торфяном болоте с лесом, чудом сохранившимся на нём, вокруг которого идёт бой равных сил: немцев и партизан, - никуда в сторону нельзя шагнуть, уйти, ускакать, потому что провалишься в горящий торф, как в ад, и нет этому бою конца, бой идёт до полного уничтожения. Солнце как бы остановилось над лесом и ждёт, когда люди добьют друг друга. А тут же мирные жители, и коровы, и дети, и раненые - одним словом, конец света.
Эта якобы неснятая сцена на болоте нужна была автору лишь для того, чтобы очень подло поставить знак равенства между партизанами и фашистами. Ведь такую сцену мог придумать только откровенный русофоб.
По словам главного редактора сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР Даля Орлова, после прочтения литературного, а потом и режиссёрского сценария вырисовывался фильм не о подвигах, а «с одной стороны, гитлеровском изуверстве и, с другой стороны, о партизанах, которые показаны грязными, предельно убогими, зачастую
лишившимися человеческого облика»
Click to view
BONUS:
«АНТИСОВЕТЧИК ВСЕГДА РУСОФОБ»
По воспоминаниям Армена Медведева, он был «выбран» на этот пост Александром Яковлевым ещё до съезда, на котором не выступал, а уже на следующий день озвучил вектор дальнейших действий:
Под руководством Климова стартовал процесс перестройки кинопроизводства. Был взят курс на «проблемное» кино взамен развлекательного, объявлено о самостоятельности режиссёров и запрете государственной цензуры. Климов также предложил новую модель оплаты труда, где доходы студий зависели в первую очередь от идейно-художественных достоинств фильма (которые определял СК), и лишь потом - от количество посмотревших его зрителей. Он призывал к «коренной ломке» индустрии, её омоложению, к переходу на хозрасчёт и самоокупаемость.
Дальнейший период связывают с расцветом авторского кино и т.н. «чернухи»: уже в 1988 году на экраны страны вышел целый ряд лент на темы проституции, наркомании, организованной преступности, бытового насилия («Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино» «Воры в законе», «Игла» и другие). Позднее Климова обвиняли в разрушении советского кинопроката, однако сам он считал, что нормально провести реформу помешал председатель Совета министров Николай Рыжков, вычеркнув «прокатный» абзац из постановления о кино, подготовленного Союзом кинематографистов.
При Климове также началась реабилитация т.н. полочных фильмов, которые по тем или иным причинам не шли в прокате. Многие из этих картин при этом так и не добрались до большого экрана из-за низкого качества и нерентабельности. Кроме того, в производство были запущены некоторые забракованные ранее сценарии, включая «Холодное лето пятьдесят третьего...».