Электродепо "Харьковское" обслуживает Сырецко-Печерскую линию и является самым молодым депо в киевском метрополитене (открыто в 2007 г.). Депо имеет 23 канавы, из которых 1-4 относятся к цеху текущего ремонта подвижного состава, на 6-й находится диагностическое оборудование для колесных пар, а 23-я канава - мойка. Каждая канава (кроме 5-й) может вместить 2 пятивагонных состава. Таким образом, в текущем варианте возможен одновременный отстой 33 сцепов (165 вагонов), не считая вагонов, находящихся в цеху текущего ремонта. Предполагается также наличие мотодепо и разворотного круга, но все это еще недостроено.
1. Так выглядит территория депо со стороны портала. Слева на переднем плане расположена подстанция, над ней возвышается административный корпус депо, по центру растянулись нефы, а справа находится котельная:
2.
3. Депошный веер. Справа вдалеке виден портал, от которого составы попадают к ст. "Бориспольская". Слева на месте котлована будет мотодепо.
4. Админ. корпус:
5. Ворота нефов. Открытые ворота - это мойка (23 канава):
6.
7. Путевое хозяйство:
8.
9. Пост централизации, на котором происходит управление движением поездов в депо:
10.
11. Канавы для отстоя подвижного состава:
12.
13.
14.
15. Метромакро:
16. Первый состав производства Крюковского вагоностроительного завода:
17.
18.
Второй крюковец. Он же первый серийный метросостав этого завода, прибывший в Киев в марте сего года. Выпуск на линию планируется в ближайшее время:
19.
20.
21. Салон нового крюковца. Отличий от первого состава почти никаких, кроме увеличившегося количества отверстий на потолке для принудительной вентиляции, форточек на окнах и вентиляционных решеток в дверях:
22. Пульт управления:
23. Мойка. Возможно как ручное управление процессом мойки состава, так и автоматическое:
24. Демонстрация работы:
25. Прежде чем перейти к цеху текущего ремонта, пару слов о диагностической системе, расположенной на 6-й канаве. Здесь анализируется состояние колес перед отправкой состава на станок для обточки колесных пар:
26.
27. Цех текущего ремонта:
28.
29. "Пришелец", поставленный в Киев еще в 2007 г. и официально запущенный на линию только месяц назад. Наличие его в этом цеху как бы говорит о том, что после официального запуска он до сих пор не ходит.
Кстати, по такой же интересной "схеме" открывали и ТЧ-3: первые составы депо начало принимать только спустя четыре месяца после официального открытия.
30. Еще одна голова "Пришельца". Справа от нее - станок для обточки колесных пар, за ним - домкраты для подъема подвижного состава:
31. Станок для обточки колесных пар:
32.
33.
34. Метрообщественность усиленно изучает станок:
35. Если вы не в курсе, как происходит выдача составов из депо, то оставшаяся часть поста прежде всего для вас. Внутри депо нет привычного контактного рельса, и большую часть времени составы стоят обесточенными. Чтобы обеспечить выдачу составов из депо и внутренние маневры, над всеми канавами располагается длинная токопроводящая шина, на которую навешиваются так называемые удочки:
36.
37. Стакан удочки, на дне которого находится латунный контакт, надевается на специальный палец, который есть на каждом токоприемнике у вагона. Вон он торчит над пружинами чуть левее их:
38. Крупным планом на другом токоприемнике:
39. При выходе состава из депо удочка подключается на вторую тележку второго вагона. На каждую канаву напряжение подается индивидуально при помощи специальных разъединительных устройств:
40. Перед подачей напряжения дежурный по депо при помощи матюгальника предупреждает персонал депо, подается звуковой сигнал, зажигаются красные лампы над соответствующей канавой, и только после этого подается напряжение:
41. Сердце разъединителя:
42. После подачи напряжения состав выходит из депо на расстояние, достаточное для касания токоприемника первой тележки с контактным рельсом.
43. После этого удочку отключают, и состав уходит на линию. Описание всего процесса заняло много букв и слов; на самом деле все происходит очень быстро, и момент подключения/отключения удочки тормозит процесс на считанные секунды.
44.
45. Заход в депо происходит еще проще. Состав выходит из портала:
46. Доезжая до нужной канавы обязательно останавливается и, слегка толкнувшись, на выбеге заходит на канаву:
47.