Обновлено! Строительство православной церкви - экологическая катастрофа для озера Болдук

Sep 21, 2015 13:44




В почти 100% католическом крае в Поставском районе появился один очень верующий "дачник" из Минска, который захотел ездить молиться не в Поставы или Лынтупы, а куда-нибудь поближе. И предложил православной общине «Приход храма святителя Николая Чудотворца» помочь со строительством церкви, деньги то у бизнесмена имеются.
Только для строительства он выбрал "козырное" место - самый высокий холм у озера, с которого открывается вид на окрестности, включая то самое озеро Болдук, о котором пойдет речь ниже.

Чем же примечательно это озеро?
Во-первых, озеро Болдук считается одним из красивейших озер того края - кристально чистая вода, глубина - до 40 метров
Во-вторых, южный берег озера относится к особо охраняемой природной территории и является частью Национального парка «Нарочанский».
В третьих, у озера Болдук очень слабый водообмен - около 30 лет. Задумайтесь! Тридцать лет необходимо, чтобы полностью сменилась вода в озере. И именно туристический интерес последних лет стал причиной резкого ухудшения состояния озера.

Справочно: В соответствии с заключением НИИ по биоресурсам от 2012 года, экосистема озера Болдук деградирует от нулевой до четвертой степени, характеризуемой необратимыми процессами, именно из-за высокой антропогенной нагрузки, то есть, по причине человеческого фактора.
Чтобы остановить гибель озера, ученые Академии наук рекомендовали Нацпарку «Нарочанский» ограничить посещение туристической стоянки на южном берегу Болдука выходными днями в летнее время и сократить количество посетителей до 30 человек в день.
Однако Нацпарк не выполнял эту рекомендацию. Как утверждает координатор экологической группы «Болдук», экс-директор заказника «Сорочанские озера» Игорь Пастухов, в последние годы на стоянке на южном берегу озера летом отдыхали до 300 человек в день.
«Разово искупавшийся в озере человек приносит туда около 150 мг фосфора, не считая фосфатного загрязнения от вымытых в озере туристических котелков и кастрюль. Помножьте это на 300 и добавьте к этому ещё сто человек - примерно столько паломников будет посещать церковь, и мы получим коктейль, от которого озеро в ближайшем будущем рискует погибнуть. И этот процесс уже начался», - прокомментировал Игорь Пастухов.

И тут нежиданно-негаданно на высоком холме какие-то люди ограждают территорию, вбивают колышки и говорят - тут церковь будет строиться.


Появились материалы в СМИ: На берегу уникального озера строят церковь. В обход закона, Экологи и жители Поставского района пытаются защитить озеро Болдук, Православная стройка на озере Болдук. К церкви добавится подворье и детский лагерь.

Прочитав об этом, я не мог не заехать и посмотреть воочию, что же там на самом деле происходит, хотелось пообщаться с местными жителями на эту тему.

Добраться до озера Болдук не так и просто, нужно ехать не северо-запад Беларуси, через Мядель/Нарочь в сторону удивительного городского поселка Лынтупы(когда-нибудь, я напишу про него большой большой отчет). Не доезжая нескольких километров - сворачиваем у деревни Трабутишки и едем в деревню Войшкуны. Будете в тех местах - обратите внимание на домики которые там построены - дорого, но со вкусом. Несколько агроусадеб. А за ними, если спуститься вниз по горе - то самое озеро Балдук.

Проезжаем еще чуть вперед, в деревню Станчики. Именно там где-то собираются строить ту самую православную церковь. Не находим. Ищем местных жителей. В дальнем конце встречаем Валентина - он нам показывает куда нужно было свернуть.
Спрашиваем - что думаете про это строительство?
- Да нафиг она никому тут не нужна, --  отвечает Валентин и смачно сплевывает.

Находим этот холм, заезжаем почти на самый верх.


Машина в кадре - для сравнения площади.

Вдали колышки - граница участка


И уже стоит забор по периметру:








Да, деревья сейчас скрывают вид на озеро, но представьте церковь на горе - будет видна отовсюду. Православная церковь в католическом крае.



Берег заповедного озера вдруг стал территорией Поставской православной общины

Православная община «Приход храма святителя Николая Чудотворца» города Поставы получила участок в деревне Станчики, возле озера Болдук еще в 2011 году. От Постав до участка - около сорока километров, как минимум десять из которых пролегают по проселочным дорогам, и общественный транспорт туда не ходит.

По действующему законодательству религиозная община может строить культовые здания только на территории, указанной в ее уставе. Поставская община изменила свой устав в ноябре 2010 года, включив туда удаленную деревню Станчики. Витебский облисполком утвердил эти изменения 17 января 2011 года.

Как считают жители деревни Станчики, для такого шага не было законных оснований, поскольку в самой деревне и поблизости постоянно проживает не больше 5-6 человек и все они католики. А в соответствии с законом «О свободе совести и религиозных организациях» для расширения территории деятельности общины на тот или иной населенный пункт необходимо наличие в нем постоянно проживающих жителей той же религиозной конфессии.


Спускаемся вниз, а там нас уже ожидают местные жители, которые и рассказали немного об этой незаконной стройке.



Анатолий Ловкис:
- Активное строительство началось совсем недавно, буквально недели полторы назад. А недели две назад мы подали заявление в суд на поставский приход из-за этой стройки.
А "спонсирует", так сказать эту церковь минский предприниматель Николай Николаевич Романович(заместитель генерального директора "БелАВМ"). Он сейчас как раз дома. Он и есть основной инвестор. Заказчиком-то он не может быть - заказчик - «Приход храма святителя Николая Чудотворца».
Вот этот дом уже выкупил, а хочет и соседних два:


Все жители - католики. Никогда никаких церквей тут не было. Предлагались альтернативные места строительства - напротив самого же Романовича, чтобы ему ближе было в церковь ходить молиться. Раз - дорогу перешел, и все. Но нет, он хочет именно тут. Чтобы церковь возвышалась над всеми, как символ Русской Православной Церкви.
- А если молния попадет, и она сгорит?
- Мы надеемся на это(и вдалеке Валентин добавляет - "Да пускай бы сгорела!").
Дело в том, что и в Лынтупах предлагалось строительство, где есть хоть какое количество православных верующих. Но нет.
По простому - тут просто захват земли. И эта церковь на холме будет - как бельмо в глазу. Сейчас, когда по озеру плаваешь - ведь не видно ни Войшкунов, ничего - кажется - что вокруг никого нет.


В суд обратились сейчас, ведь не было общественного слушания. А есть проблема еще более широкая - незаконное расширение православной общины, получается, если делать как они сейчас делают, сейчас могут попы из Гомеля приехать и сказать "Мы тоже хотим расширить общину", а потом иезуиты из Бреста - и вот так можно все делать, получается.
А ведь еще и людей надурили. Года четыре назад, собирали подписи - те, кто оставил подпись - оставлял подпись за часовню, за небольшую каплицу. А сейчас тут черт знает что собираются строить.
И я думаю, большинство готово будет отозвать свою подпись. Ведь обещали небольшую часовню, а собираются церковь строить. На 140 человек, кому оно надо?
2 раза проводили собрание в Войшкунах. На одном Романевич был, на другом уже нет. На первом, когда был - так и отказался показать по нашему требованию список подписавшихся.

Едем в Войшкуны. Возле той самой усадьбы, стоит за забором мужчина, как будто ожидая нас. Видимо, уже сообщили, что ездят тут какие-то.
Выхожу из машины.
- добрый вечер, можно с вами поговорить?
- добрый. Вы знаете, я не даю никаких комментариев, я не публичный человек - отвечает Николай Романович(заместитель генерального директора "БелАВМ"), но при этом выходит к нам.



Николай Романович(заместитель генерального директора "БелАВМ")

- ну как так? тут такие баталии, а вы не хотите даже прокомментировать?
- ну а что тут комментировать?
- ну как что? в соседней деревне, где живут одни католики, сторится православная церковь по вашей просьбе и за ваши деньги. да еще и в заповедной зоне.

К сожалению, я не успел включить диктофон, чтобы записать наш разговор дословно. Поэтому смог запомнить основные моменты только.
Николай Николаевич Романевич - выглядит очень верующим человеком. Однако, когда речь пошла про то, что зачем строить церковь на холме у озера Болдук, почему бы не на поле, напротив его усадьбы ответил, что мол, "так ведь документы уже получены. и проект под конкретно тот участок".
На вопрос - зачем там большая церковь на 140 человек, какой-то детский лагерь и прочие сооружения заверил, что мол все это ложь и вранье местных жителей, что там будет церковь 10 на 10 метров и все.
На вопрос - зачем идти на конфликт? Почему нельзя найти другое место, которое устроит всех - услышал большой текст на тему(не дословно): вот вы напишите в интернете, а я приглашу телевидение. Вот вы обратитесь в Министерство природы и охраны окружающей среды - а я к Митрополиту Минскому и Заславскому Павлу, Патриарший Экзарх всея Беларуси. И, мол, к чему это приведет?


И постоянно повторял - не надо тормошить, не надо поднимать шум.
Из его уст вырвалось пренебрежительное отношение к католической церкви, а так же прозвучала фраза "это же не мечеть, какая-нибудь".  Я, конечно, спросил - а что ж вы имеете против мечети? Николай оступился: "ничего-ничего".
Ну и финальная фраза, что мол, посмотрите что ваш "шум" натворил в Украине. Мол, живите как жили, а то из-за такого войны начинаются.

Честно, меня пугают такие верующие люди. Может он и не соврал(грешно ж). Но он меня не убедил в своей правоте.

Очень бы хотелось, чтобы про эту ситуацию узнали люди. Хотелось бы, чтобы озеро Болдук и дальше оставалось одним из уникальнейших мест в Беларуси, верующий Николай Романевич нашел бы выход из сложившийся ситуации, и отказался бы от строительства большого храма на территории заповедника. Ведь на самом деле - чем плохо предложение местного жителя Анатолия Ловкиса - построить часовню через дорогу от усадьбы Романевича, в чистом поле.
Синий вопрос - там где можно было бы сделать часовню. Желтая полоска - куда придется ездить/ходить Николаю Николаевичу, чтобы пообщаться с Богом.


Если хотите чуть подробнее ознакомиться с ситуацией:
На берегу уникального озера строят церковь. В обход закона,
Экологи и жители Поставского района пытаются защитить озеро Болдук,
Православная стройка на озере Болдук. К церкви добавится подворье и детский лагерь.

Подключился твиттер:
отправили письмо вот сюда: http://government.by/ru/feedback/ и сюда: postavisp@mail.ru на имя Шамовича Сергея.


АПДЕЙТ!

Здравствуйте Антон. Меня зовут Игорь Пастухов. Вы просили эти док. их креплю. От витебского облисполкома на пятой странице указанно о прирастающем подворье и лагере ещё на сотню другую мест.А лагерь это ещё вся сопутствующая инфраструктура. Вот почему Романевич и попы не хотят строить церковь ни в Лынтупах ни у самого Романевича дома ни на против. Как бизнесобъект он будет ни какой , не прибыльный. Другое дело на озере, сами понимаете.
В прошлом году мы собирали подписи местных жителей за строительство церкви в п. Лынтупы удобном для прихожан чем в далёком Болдуке. Собрали почти 100 подписей и ещё могли бы больше но в РИК поставы НА ВСТРЕЧЕ в июне 2014 г. С РУКОВОДСТВОМ И ПРОВОСЛАВНЫМ" ДУХОВЕНСТВОМ" нас попросили пока повременить. А на такой же встрече вспустя месяц присутствующий"отец феодосий" заявил что "у себя в Лынтупах вы можете строить эту церковь за котрую собирали подписи. А мы у себя!!!!! на Боолдук ПОСТРОИМ СВОЮ" Т.е. они прямым текстом заявляют что эта церковь не для народа о котором так пекутся "богословы-бизнесмены в рясах" эта церковь ( с прирастающим туристическим лагерем) строится "для себя", любимых.
С уважением Игорь Пастухов.

Письмо Витебского исполкома области:


[Нажмите чтобы увидеть остальные:]












А ваше мнение какое? Неужели вы согласны с таким?

Спасибо компании ДрайвМоторс, официальному диллеру Nissan за предоставление автомобиля Nissan X-Trail для поездки в эти края.
Previous post Next post
Up