Оставив высокую науку в квазинаучном болоте, отправляюсь в вульгарную сеть.
На сайте сургутского музея нашёлся развёрнутый текст по теме:
http://skmuseum.ru/component/content/article/20---/33-r-.html Выпишу то, что надо обсудить:
"... была представлена одежда из музейных фондов г. Тобольска. С 2001 г. мастер творческих мастерских филиала Центра ремесел В.Шашкова начала изучение архивных материалов, вышитых изделий, хранящихся в фондах ТГИАМЗ (г. Тобольск). Мастером восстановлено пять традиционных приемов вышивки.
Первый прием считался самым старинным видом вышивания - «керем-ханч»- (от хант. - кередем - перевернуть, повернуть). Вышивается мелкими параллельными стежками, вплотную соприкасающимися друг к другу. Таким образом, получается непрерывная красная или синяя черта, т.к. для вышивания использовались два цвета нити. Отличительная черта этой техники вышивки состоит в том, что на лицевой стороне рисунок не заполняется шитьем. Отсюда вероятно она получила свое название. Вышитые полотна состоят из геометрических узоров, часто встречаются солярные знаки. В изделиях данный вид техники совмещается с другими видами.
Второй прием «ханда-ханч»- остяцкая вышивка, узор. Первоначально черной или коричневой шерстяной нитью наносится контур мелкими параллельными стежками в виде ступенчатой или зигзагообразной линией. Часто вершины, полученных углов, украшают стежками, отходящими в сторону или завитками из нескольких стежков. На изнаночной стороне получается такой же рисунок как на лицевой стороне. Затем крупными параллельными стежками заполняют контур с лицевой стороны сплошь цветной шерстью. Цветовая гамма богатая. Применялись в этом виде вышивке все цвета, использующиеся в южнохантыйской вышивке, синий и черный, зеленый, красный, желтый....
Третий прием «руть-ханч»-«русский узор» или вышивка квадратами. Этот прием напоминает «ханда-ханч», вышивается мелкими стежками одинаковой длины. Рисунок состоит из ряда мелких квадратиков, соприкасающихся концами диагоналей. Вершины углов заполняются завитками из нескольких стежков в сторону. Шерстяные нити употребляются красного, cинего, желтого и зеленого цвета. Данный прием вышивания встречается только на хантыйской одежде. Для декорирования используются орнаменты, состоящие из изобразительных элементов - деревьев и птиц.
Четвертый прием - «севем-ханч»- плетеная вышивка. Выполняется мелкими крестиками. Крестики соприкасаются иногда одним концом, двумя или четырьмя. Особенностью данного вида вышивки является плотный узор, сплошь закрывающий фон. Для вышивания использовали все цвета шерстяных нитей. Орнаменты составляют изображения птиц и деревьев.
Пятый прием - «ектемь-ханч» - собирать. Название свое получил оттого, что набирается сразу много нитей ткани на иглу. Напоминает этот прием вышивки «керемь-ханч», но отличается применением более крупных стежков, вроде тех, что которые употребляют при заполнении контура вышивки «ханда-ханч»."
Ну как? Уму непостижимо, как можно было простые широкоизвестные техники описать так, что непонятно ничего!!!
Попробуем чуть-чуть разобраться в этом ...
Итак, приём первый - керем-ханч ( и имеем сразу же в виду приём пятый - ектем-ханч, который с ним, говорят, схож).
Ну что, граждане, какие мнения, что это такое может быть???
кередем - перевернуть, повернуть). Вышивается мелкими параллельными стежками, вплотную соприкасающимися друг к другу. Таким образом, получается непрерывная красная или синяя черта, т.к. для вышивания использовались два цвета нити. Отличительная черта этой техники вышивки состоит в том, что на лицевой стороне рисунок не заполняется шитьем.
Хм-м-м... Уже судя по фразе "Таким образом, получается непрерывная красная или синяя черта, т.к. для вышивания использовались два цвета нити" следует предполагать, что автор плохо владеет сразу и логикой, и русским языком... и с этим придётся работать в наших попытках понять смысл... Но смысл запрятан слишком глубоко :(((
Вот ещё ценные мнения по этому запутанному вопросу:
http://ugra.mk.ru/article/2013/03/20/828382-sekret-hantyiyskoy-vyishivki.html ""В конце февраля в Лянторском центре ремесел и прикладного творчества состоялась неделя мастер-классов по традиционной хантыйской вышивке Валентины Турута...
«Мы изучаем три способа хантыйской вышивки, - рассказывает мастерица. «Керем-ханч» и «ектем-ханч» похожи на русскую двустороннюю вышивку «набор». «Севем-ханч», по сути, - вышивка крестиком, позаимствованная коренным населением у переселенцев, самая поздняя из техник южно-хантыйской вышивки... Это утерянное ремесло. Учиться не у кого, поэтому умельцы восстанавливают технику вышивки, снимая образцы с музейных экспонатов, по схемам. Например, вышивку «ектем-ханч» реанимировала Виктория Шишкова из Урая - специалист Центра ремесел из Ханты-Мансийка. Она в течение 10 лет собирала коллекцию - женские платья, мужские костюмы, платки с традиционным орнаментом. Я у нее научилась».
Итак, Валентина Турута, научившаяся у В.Шишковой, от которой, по-видимому(?), исходит первый текст, который так озадачил, нам сообщает важное:
""«Керем-ханч» и «ектем-ханч» похожи на русскую двустороннюю вышивку «набор»
А почему ПОХОЖИ, если речь здесь идёт о технике, а не о каноне? Это, по-видимому, и есть набор. Тем более, что мы ж сами видели - часть рубах вышита именно набором.
Правда, тут другая загадка - с каких пор набор - двусторонний шов??? На изнанке - негатив узора. А позитив может быть равен позитиву только в редких частных сулучаях. Так, проясняя одно, нас забрасывают тут же другими бессмыслицами...
Итак, следует считать почти установленным, керем-ханч и ектем-ханч суть варианты набора. И просто мозги дыбом - ну как можно было нагородить по этому поводу ТАКИЕ ТУРУСЫ??? О чём думал человек, который написал вот это:" Вышивается мелкими параллельными стежками, вплотную соприкасающимися друг к другу. Таким образом, получается непрерывная красная или синяя черта, т.к. для вышивания использовались два цвета нити. Отличительная черта этой техники вышивки состоит в том, что на лицевой стороне рисунок не заполняется шитьем."??? А если это всё-таки осмысленный и соответствующий действительности текст, то как его можно всё-таки перевести на русский язык и почему так противоречат ему разъяснения Валентины Турута?
Кстати, очень косвенно о том, что керем-ханч может быть набором, свидетельствует перевод этого названия - "перевёрнутая вышивка". Возможно, здесь как-то отражён тот простой факт, что на изнанке (если перевернуть вышивку) она предстаёт в негативном варианте, то есть в некотором смысле - тоже "перевёрнутой"...
Полный и безысходный мат. Если это набор, то как его можно было ТАК описать????? А если это не набор, то что это ещё может быть ( мы ж как-то видим эти техники на картинках...)???
Еле справившись с ударом по психике, нанесённым нам описанием керем-ханча и ектем-ханча, с глуборким удовлетворением отмечаем, что описание ханда-ханча есть почти образцовое описание сочетания росписи для контура фигур и односторонней счётной глади для заполнения фигур. Это просто невероятно, учитывая уже проявивишиеся необыкновенные способности автора текста к необузданным фантазиям и абсурду. Но это так. Ханда-ханч, граждане, это вот это:
http://tradtextil.livejournal.com/30105.html Продолжаем переход через альпы абсурда... Я уже осмелела, кажется. Граждане, мне кажется, что это - роспись:
""Третий прием «руть-ханч»-«русский узор» или вышивка квадратами. Этот прием напоминает «ханда-ханч», вышивается мелкими стежками одинаковой длины. Рисунок состоит из ряда мелких квадратиков, соприкасающихся концами диагоналей. Вершины углов заполняются завитками из нескольких стежков в сторону. Шерстяные нити употребляются красного, cинего, желтого и зеленого цвета... Для декорирования используются орнаменты, состоящие из изобразительных элементов - деревьев и птиц."
Очевидный пример среди того, что я смогла найти в сети, кажется, только один:
...( к сожалению, с наскока не нашла этот пример среди рубашек из каталога финских музеев, потом мож как-нибудь наткнусь...)
Кажется, можно не заморачиваться и тем, что «севем-ханч»- банальный крест. Просто вышивали им всё те же архаические узоры.
Осталось непонятным, чем именно отличается ектем-ханч от керем-ханча. Что это за разновидности набора такие. Но это уже мелочь.
Уф-ф-ф... Себя жалко, перемалывать этот невежественный текст в поисках смысла и ценных сведений. Какое позорище, что в таких муках приходится добывать жалкие крохи знаний...
Какое позорное катастрофическое падение элементарной культуры - такое впечатление, что люди, которые писали эти дикие тексты, вообще никогда не интересовались даже обычными "тётеньковыми" руководствами по вышивке, не знают устоявшихся названий широкораспространённых классических швов, просто не интересовались тем, что рядом - в той же русской вышивке , в вышивке чувашской, к примеру, она-то действительно изучалась(!), и ведь близка во многом... Изумление, изумление, ничего кроме изумления... И стыд, жгучий стыд в итоге...
По сравнению с такой "наукой" тётеньки, написавшие на наше счастье простенькие практическите руководства по вышивке, - просто академики! Да здравствуют практические руководства по вышивке! Тётенькам - слава!
Граждане, буду очень благодарна тем, кто мне сможет объяснить, как следует понимать описание керем-ханча из первого длинного курсивного текста... Иначе не вижу выхода из стрессового состояния когнитивного диссонанса... спасите, помогите...