Originally posted by
m_d_n at
Труд материЯ напишу вам несколько слов, а вы скажете, откликается вам или нет сказанное.
Ребёнок первого года жизни - это бессловесный ребёнок, он ещё не говорит, и о его переживаниях (проголодался, "перегулял" и перегружен впечатлениями, хочет лечь спать, узнал и улыбается, увидел незнакомое лицо и избегает неизвестности) окружающие взрослые догадываются по крикам-кряхтению, мимике и телодвижениям. Очень важно, чтобы в это время рядом с ребёнком был настроенный на него человек, тот, кто узнаёт достаточно точно потребность, ситуативно наиболее важную для ребёнка, - чуткий взрослый даёт ему ощущение, что его потребности, телесные, есть и он сам занимает место, присутствует, в мире.
Ребёнок второго года жизни уже лепечет и говорит первые слова и предложения, то есть подаёт свой голос, - на который голосом же откликаются те, кто о нём заботится. Одновременно они "договариваются" с ребёнком, что стол называется "стол", стул - "стул", кроватка - "кроватка", то есть дают имена предметам окружающего мира, именуют его. Тем самым - удваивают мир, он теперь есть и предметный, и словесно-обозначенный, знаковый. Ребёнка называют по имени (допустим, Петя), и на этом этапе он знает, что в доме есть и Петя, и говорит о самом себе в третьем лице (Петя хочет пить). Очень важно, чтобы в это время рядом с ребёнком был настроенный на него человек, тот, кто знает слова для описания внутренних переживаний, - наблюдательный взрослый даёт ребёнку язык для описания своего внутреннего мира, "ты задумался", "ты устал", "ты хочешь побегать?", "ты зовёшь играть?", "ты сердишься?", "ты загрустил?", "тебе весело?", чтобы появился язык, способность свои желания и эмоции обозначать словами (в отличие от столов-стульев-кроваток, желания и эмоции нельзя потрогать руками).
На третьем году жизни ребёнок испытывает потребность говорить "не хочу!" и говорит о себе "я", то есть устанавливает контакт со своим внутренним миром, появляется возможность самоосознания. Чтобы она стала из возможности навыком, очень важно предоставлять ребёнку возможность выбора, хочет он сделать сам или вместе с кем-то. Потому что это два разных удовольствия, делать самому, советуясь только с самим собой, и делать вместе с тем, с кем хочешь играть, - доверяющий ребёнку взрослый спокойно воспринимает его погружение в самого себя и в свои занятия.
На четвёртом году жизни дети испытывают потребность устанавливать правила, по которым будет идти совместное взаимодействие, они знают, как надо, и как не надо (лепить куличик, скатываться с горки и т.д.), прекрасно знают, что надо делать по очереди и как "честно", а как "не честно" распределять игрушки. Очень важно предоставлять возможность детям сверять своё поведение с эталонным образцом, дидактически задавать "как правильно делать", чтобы дети имели возможность сравнить свои выводы с тем, что принято у всех взрослых называть "столом", "стулом", "честной игрой", - справедливый взрослый считает важным формировать в ребёнке нравственное чувство.
Если на потребности ребёнка не откликаются, - бывают такие обстоятельства, что нет рядом чуткого, наблюдательного, доверяющего ребёнку и справедливого взрослого, - то переживание, которое оказывается в опыте у ребёнка, называется "эмпатический провал". Нет нужного отклика в нужный момент. Соответственно, если это разовое переживание, - оно всегда болезненно, - другие взрослые, которые более чуткие, наблюдательные, доверяющие ребёнку и справедливые, - сглаживают неловкость. Если же эмпатический провал изо дня в день, потому что ребёнок растёт с одним-единственным взрослым, то нечуткий воспитатель вырастит человека, который не в контакте со своим телом (не ощущает себя как физически занимающего место среди людей), ненаблюдательный воспитатель вырастит человека, который нем в своём внутреннем мире (алекситимия, неспособность называть свои переживания словами), не доверяющий ребёнку вырастит человека, который не верит в свои силы (выученная беспомощность), а несправедливый воспитатель вырастит человека, который не различает, что такое хорошо, а что такое плохо (бессовестного).
Мне показалось, что в первые годы жизни рядом с вами не было чутких и наблюдательных взрослых, из-за этого ваше ощущение самой себя внутри себя - шаткое и неустойчивое. Оно не сформировано как бы, понимаете идею? По интернету трудно сказать, насколько справедливо это предположение, так что рассматривайте написанное как одну из возможных гипотез, не более.