Часть-1. Дорога в Долгое.
Фото Владимир Буракшаев (с), фото автора.
Летом 2010 года сбылась моя давняя мечта - побывать на "Мертвой дороге". Так называется, с подачи позднесоветских журналистов, недостроенная сталинская рельсовая магистраль Салехард - Игарка. По сей день это печальное и легендарное место хранит много тайн и интересных вещей, в числе которых: брошенные паровозы, вагоны, остатки поселков и лагерей. Да и сам рельсовый путь, уложенный ценой жизней и здоровья тысяч осужденных и вольнонаемных людей, оказавшийся после смерти вождя никому не нужным, искореженный многолетней мерзлотой и теряющийся в тайге, представляет немалый туристический и исторический интерес.
На протяжении нескольких лет я изучал материалы об этой дороге в Интернете, отчеты предыдущих групп, искал среди своих знакомых единомышленников, располагающих необходимым количеством времени и средств, и обладающих при этом определенным опытом самостоятельных путешествий в сравнительно удаленные от цивилизации места. В итоге принял решение посетить наиболее богатый различной железнодорожной техникой участок "Мертвой дороги" на реке Таз. А спланировать эту поездку мне во многом помогли отчеты путешественников - Александра Фетисова и Андрея Оболенского, побывавших ранее в этих местах.
Дождавшись летних каникул 2010 года, я стал разрабатывать маршрут, изучать расписания, бронировать билеты. Наконец, жарким августовским днем, нас поезд умчал на Север, подальше от раскаленной Москвы. Когда состав прибывает в Пуровск (утром на третий день), его встречают таксисты, предлагая извоз по Пуровску и в соседний город Тарко-Сале. Столь не привычное для нас название здесь можно услышать часто, ибо часть сошедших с поезда пассажиров следует именно в Тарко-Сале, а то и дальше - в Красноселькуп или Тольку на рейсовых вертолетах. И это обходится дешевле, чем лететь напрямую из Тюмени.
Автобус Пуровск - Тарко-Сале проходит мимо железнодорожной станции. Маршрут удобен тем, что соединяет станцию в Пуровке и тарко-салинский аэропорт. Расписание мы нашли в помещении... ближайшего к станции продуктового магазина(!), возле которого находится остановка. Рейсы примерно раз в 2 часа, проезд стоит 35 рублей (август 2010). Таксисты предлагают везти за 300. Меньше чем за час автобус прибыл в Тарко-Сале, преодолев по наплавному понтонному мосту реку Пякупур.
Небольшой аэропорт расположен на окраине города. Пассажирских рейсов немного, в основном - дважды в неделю вертолеты МИ-8 летают в Тольку и Красноселькуп. Плюс рейс в Тюмень на винтовом самолете АН-26 (так же по дням). Периодичемки осуществляется заброска вахт на месторождения и полеты по заявкам организаций на тех же МИ-8 компаний АТК "Ямал" и "ЮТэйр". Причем, на рейсы по заявкам организаций, тоже продают билеты пассажирам, при наличие свободных мест. Говорят, пытались наладить перевозку пассажиров на вертолетах в Пуровск в зимний сезон, когда разобран понтонный мост. Вот пожалуй, и все. Но если хотите ощутить всю прелесть и романтику настоящих местных авиалиний - вам в Тарко-Сале! Хотя, если бы оказаться здесь до наступления 1990-х годов, впечатлений было бы еще больше, так как в то время тут была эскадрилья, много куда летавшая на АН-2.
В августе - месяце на местных рейсах обычно ажиотаж. Люди возвращаются из отпусков домой. Поэтому назначаются дополнительные рейсы. Наш рейс был тоже дополнительный.
Другая особенность, что билеты на рейсы местных авиалиний нельзя купить через Интернет: ни на сайте АТК "Ямал" (перевозчика), ни "Авиаспецтехнологии" (местного агенства по продаже билетов). Чтобы улететь гарантированно, нужно звонить в кассу аэропорта и билеты бронировать. Бронирование на вертолеты начинается за 6 дней до предполагаемой даты вылета (телефон в Тарко-Сале +73499721606, в Красноселькупе +73493222392). Но даже если вы их забронируете, то купите лишь в день вылета в кассе аэропорта. Если вы билет не бронировали, то мест вам запросто может не хватить.
Но и это еще не все: и в Тарко-Сале, и в Красноселькупе, и в Тольке аэродромы грунтовые. А потому, помимо вертолетов, сюда летают только самолеты АН-26, способные садиться на грунтовую полосу. Когда полоса сильно раскисает после дождей, самолет отправляют в другой ближайший аэропорт, например - Новый Уренгой, а его пассажиров доставляют оттуда вертолетом. Подобная ситуация из-за обилия этим летом дождей, сложилась в Красноселькупе, и самолет Тюмень - Красноселькуп регулярно направляли то в Тольку, то в Тарко-Сале. Соответственно, и билет в этом случае пассажирам обходится дороже.
Аэропорт для пассажиров открывается в 8 часов утра. К этому времени перед маленьким зданием, помимо нас, собралась группа вахтовиков и несколько местных жителей, желающих улететь в Красноселькуп. Утро было туманным, и назначенный на 9 часов рейс пришлось отложить. Пассажиры все прибывали и часа два маялись в тесном зале ожидания, пока не начал рассеиваться туман. Наконец, отправили вахтовиков их корпоративным бортом. Они летели по каким-то спискам, проходя все процедуры досмотра и просвечивания сумок в допотопном интроскопе еще советского образца. Наконец, открыли продажу билетов в Красноселькуп. Купили, прошли досмотр. Удивительно, но обувь не снимали, не щупали, пропустили в вертолет даже рюкзак с водой и складным туристическим ножиком. Правда, спросили, ткнув пальцем в изображение фотоштатива на мониторе: " - что это". Но доставать не пришлось. Да, хорошо там, где люди еще не испорчены террофобией.
Когда все пассажиры оказались в накопителе, к дверям подьехал "УАЗик" и нам предложили сложить в кузов все тяжелые вещи. Это своего рода сдача багажа. "УАЗик" с сумками и рюкзаками уехал, а мы пыля ногами по аэродрому, к вертолету пошли пешком. При посадке, опять же самостоятельно, брали вещи из кузова "УАЗа" и вносили их в вертолет. Добродушный механик в синем комбинезоне - член экипажа, приветствовал всех и руководил процессом размещения багажа. В вертолете МИ-8 пассажиры садаятся на лавочки вдоль бортов, спиной к иллюминаторам, ставя багаж в проход, между рядами ног. Это чтобы не нарушать центровку вертолета. " - Мы выполняем рейс Тарко-Сале - Красноселькуп, аварийный выход находится в хвосте, во время полета не вставать, не ходить по салону, пристегните ремни" - обьявил он и закрыл дверь.
За иллюминатором поплыли тени от лопастей винта. В салоне стало шумно и разговаривать можно было уже с трудом. Чем больше винт набирал оборотов, тем заметней становилась вибрация. Но все равно было жутко интересно и радостно - на МИ-8 я летел первый раз. Наконец, вертолет стал отрываться от земли, поднимаясь в воздух. В иллюминаторе - красивый вид на оставшийся там, под нами, город Тарко-Сале. Я немного ослабил ремень и повернулся, чтобы удобно было фотографировать и любоваться проплывающей внизу тундрой. На многие километры протянулась бескрайняя, лишенная всякого человеческого присутствия, покрытая зеркалами озер и пятнами лишайника земля. Лишь изредка мелькали нефтяные вышки, а так - ни жилья, ни вахтовых балков, ни чумов оленеводов. На подходе к Красноселькупу показались леса, затем доллина реки Таз с многочисленными рукавами проток, а за рекой - сам поселок. Невысокие, обитые цветным сайдингом дома, новая школа, недавно построенный храм, и грунтовый аэродром. Прибыли.
Дальше - 40 с лишним километров до бывшего поселка Долгое нам предстояло пройти на моторной лодке по реке Таз. Моторку нашли довольно быстро и отплыли во второй половине того же дня. За что большое спасибо местной жительнице Лиане, рыбакам Алексею и Константину. Местным жителям это место хорошо известно, многие ходят на моторках ловить рыбу в район Седельниково и даже дальше, за Долгое. А несколько лет назад на бывшую сталинскую дорогу стали возить в поход красноселькупских школьников. Своего рода "вахта памяти". В 2009 году место было освящено Архиепископом Тобольским и Тюменским Дмитрием и теперь помимо разрушенных сараев на берегу можно видеть большой деревянный крест.
Популярно место и у охотников, за время хождения по заброшенной железной дороге нашли несколько стреляных охотничьих гильз. А пока плыли на моторной лодке, познакомились с местной фауной, встретив лисицу, лося и даже следы медведя на берегу. А вот о том что там осталось из техники, о железной дороге и остатках поселка Долгое расскажу во второй части.
А сейчас - фотографии.
Символический столб расстояний на привокзальной площади
Пуровска: Москва - 3588 км, Новый Уренгой - 132 км,
Екатеринбург - 1740 км, Красноселькуп - 250км, Тюмень - 1420 км,
Салехард - 535 км, Тарко-Сале - 16 км, Полярный круг - 340 км.
Памятник первопроходцам Ямала, строителям железной дороги Сургут - Коротчаево.
Улица Пуровска.
Стелла при въезде в город.
Так строят дома на Севере: вместо фундамента - сваи, вместо бетонных плит -
металлические конструкции.
Площадь в Тарко-Сале.
Дом человеческий и дом Божий. Тарко-Сале.
А эта стелла на реке Пур называется "С горизонта пришедшие"
и посвящается коренным жителям Севера.
Река Пур, давшая название Пуровску и Пуровскому району.
Тарко-салинский аэропорт.
Летное поле.
Вертолеты - основной вид транспорта в этих краях. Вот этот, ближний МИ-8, и возил нас
в Красноселькуп.
Так выглядит Тарко-Сале с вертолета. За городом - река Пур.
Долина Пура.
Тундра с высоты птичьего полета.
Только побывав здесь однажды, начинаешь понимать, за что люди любят Север, замечать
его неброскую красоту.
В салоне МИ-8
Помимо нас, вертолет вез товары для местного магазина.
Долина реки Таз у Красноселькупа.
Река Таз.
Красноселькуп с вертолета.
Прилетели.
Спасибо, добрый летчик, за возможность сфотографировать
кабину!
Аэропорт Красноселькуп.
По-разному живут в Красноселькупе. Где-то есть частный сектор и деревянный тротуар.
Памятник первооткрывателям ямальских недр.
Красноселькуп, центр.
Вообще, поселок богат памятниками и скульптурами. Большинство из них посвящено
коренным жителям и их традиционным занятиям - оленеводству и рыболовству.
"...А на оленях - лучше!"
Новая школа.
Детская площадка в центре села.
В селе есть музей, где можно узнать историю Мангазеи, познакомиться с культурой
и бытом народов Севера, а один из залов посвящен 503-й стройке.
Рядом с поселком, возле забора аэропорта, есть место давнего крушения самолета АН-26. С помощью местных жителей нам удалось разыскать его и найти кое-какие следы случившегося. Итак, 24 июля 1984 года самолет Ан-26, выполнявший грузовой рейс, при посадке в условиях попутного ветра выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил ограждение, получив затем повреждения, из-за которых был списан. Некоторые части машины до сих пор валяются на поле и в овраге за территорией аэропорта.
И в завершении - фотографии нашего сплава на моторных лодках в Долгое.
Берег Таза. Моторки популярны даже больше, чем автомобиль. В основном, из хозяева -
рыбаки.
А это Седельниково. Тут трасса "Мертвой дороги" должна была пересечь реку Таз.
До Долгого еще 6 километров.
Протока у бывшего поселка Долгое.
Прибыли.
Вот так это место выглядит с реки Таз. А паровозы, вагоны и остатки депо - там, в лесу.
Но о них в следующей части.
На фото в заголовке - вертолет МИ-8, выполняющий очередной рейс из аэропорта Красноселькуп.
Для размещения снимков использован хостинг MGSRC.RU