Сайлент Хилл как метафора внутреннего мира травмы. Часть первая.

Dec 25, 2020 20:00

Этот разбор у меня лежал в черновиках шесть лет, и я давно обещала его запостить. Наконец-то дошли руки его добить и разместить в предновогоднюю неделю.



Мой любимый новогодний фильм, который я пересматриваю каждый год в это время - Сайлент Хилл (2006), снятый по мотивам серии одноименных видеоигр в жанре survival horror ("выживание в кошмаре"). Для меня это самый лучший фильм о травме, ее внутреннем мире и о том, что случается, когда разгребать его берется неподготовленный человек. И еще о типичной судьбе спасюков, которые чужую беду с энтузиазмом бросаются разводить руками вместо того, чтобы идти на терапию и разбираться с собственными проблемами.

Фильм не задумывался как исследование детской травмы, поэтому контуры как повествования, так и персонажей не всегда совпадают, но символика и метафоры оказались удивительно меткими и красочными.

Ниже будут спойлеры и скриншоты (некоторые из которых не для слабонервных), так что, если вы хотите сначала сами фильм посмотреть или сегодня вы не в настроении смотреть на ужасы в стиле боди-хоррор, то вернитесь к этому посту попозже.



В начале фильма мы знакомимся с на вид благополучной и явно не бедной семьей - папа Кристофер, мама Роуз и девятилетняя приемная дочь Шерон.

Шерон страдает лунатизмом, измененными состояними психики и ночными кошмарами. Рисует страшные картинки в состоянии аффекта, а после пугается своих рисунков и спрашивает, кто их нарисовал. Во время ночных кошмаров она выкрикивает название города Сайлент Хилл. В бодрствующем состоянии она обычная, милая маленькая девочка, которая про Сайлент Хилл ничего не знает.

Это портрет типичного нетерапированного человека с ранней/детской травмой. Большую часть времени он нормально функционирует в рамках своего возраста, но время от времени его глючит. Находит на него что-то, как потемнение сознания, и человек ведет себя нелогично, иррационально, совершает странные поступки. Свое поведение во время этих глюков он воспринимает как чужое и не может его объяснить. У нетерапированных травматиков симптомы проявляются не обязательно в виде ночных кошмаров, как в фильме, это могут быть повторяющиеся баги в основных областях жизни - работа, дружба, здоровье, отношения, семья, самоопределение, самостоятельность и т. д. - хотя, как кажется, никаких разумных причин для этих багов нет, ведь человек сыт, обут-одет и не бедствует.

[читать дальше]Шерон уже водили по обычным врачам, но безрезультатно. Кристофер хочет снова положить дочь в психиатрическую лечебницу.

Кристофер - типичный представитель общества, в котором отрицается наличие травмы как явления. Для него симптоматика травмы в виде ночных кошмаров, лунатизма, страшных рисунков - это некая чисто физиологическая патология, типа галлюцинаций при черепно-мозговой травме, а не сообщение, которое надо попытаться расшифровать, потому что оно содержит в себе ответ на вопрос о состоянии ребенка. Кристофер также не хочет эмоционально вовлекаться в ситуацию и предпочитает, чтобы кто-то другой (врачи, например) разбирались, что не так с его дочерью, и чтобы он ее им сдал, они ее починили и вернули ему обратно нормального и здорового ребенка.



Роуз в конце концов решается на отчаянный шаг. После очередной неспокойной ночи вылавливания сомнамбулы-дочери с края обрыва Роуз сгребает ребенка в охапку, сажает в машину и не сообщая мужу уезжает на поиски Сайлент Хилла в надежде найти ответ на вопрос, что происходит с ее ребенком.

  • Первый шаг в исцелении травмы - это встать на свою сторону, а не на сторону общества. Признать, что у симптоматики могут быть реальные, веские, вполне объяснимые причины, и отправиться искать их корни.

  • Для исцеления раненого внутреннего ребенка нужна Мать. Человек или часть психики, которые не только хотят, но и будут прилагать усилия и проходить все испытания, чтобы спасти этого ребенка. Найти его, проложить к нему дорогу, сразиться со всеми внутренними монстрами и преодолеть все препятствия.



По дороге Роуз останавливается у заправки, чтобы залить бензина и заодно спросить, как попасть в Сайлент Хилл. В фильме Сайлент Хилл - это город, в котором 30 лет назад разгорелся подземный пожар, после чего все жители его покинули.

Между Роуз и продавщицей на заправке происходит очень показательный диалог:
- Не подскажете, как проехать в Сайлент Хилл? Я что-то не найду на карте.
- А зачем вам туда? Туда не ездят больше.

У нетерапированного травматика на карте своей внутренней территории травма не значится. Это заброшенна и запретная зона. Она окружена стеной амнезии, как Сайлет Хилл окутан перманентным плотным туманом.

Даже если он что-то такое темное и страшное чувствует внутри, то предпочитает "туда не ездить": не думать, не копать, отвлекать себя существами, веществами или баловствами (по терминологии Княжны).

Заправить машину Роуз не удется. Обнаружив, что жена сбежала в поисках Сайлент Хилла, Кристофер блокирует ее кредитки, чтобы остановить ее. Он настаивает, что дочь должны лечить врачи.

  • Общество в лице близких часто очень активно препятствует тому, чтобы квест травматика за своим исцелением состоялся. Например, тем, что лишает его ресурсов типа участия, понимания, поддержки, в том числе и материальной.

  • Приняв решение спасти дочь, Роуз теряет коннект со своим мужем. В дороге она общается с ним по телефону, но потом мобильная связь становится все хуже и хуже, пока не обрывается окончательно. Примерно также травматик по дороге к пониманию своей травмы постепенно теряет контакт с обычным обществом и перестает говорить с ним на одном языке.



На заправке Роуз и Шерон привлекают внимание полицейской Сибилл Беннет. Пока Роуз пытается заплатить за бензин, Сибилл внимательно осматривает машину и пытается заговорить с девочкой. Когда появляется Роуз, спрашивает ее, все ли в порядке. И хотя обе вежливо ее посылают, она от них не отстает и начинает их преследовать на своем мотоцикле с сиреной и мигалками.

У Сибилл в прошлом была история, где она не смогла спасти украденного маньяком мальчика. Она, в силу собственной травмы, чует исходящее от Роуз и Шерон неблагополучие, но интерпретирует его согласно картинкам из своего прошлого.

Это наш спасюк. Нетерапированный травматик, который, вместо того, чтобы разбираться с собственной травмой, ищет, кого бы поспасать, чтобы закрыть свои гештальты. И в этом Сибилл крайне энергична и назойлива, хотя на поверхности выглядит белым рыцарем воюющим за спасение детей в беде.



Пытаясь оторваться от навязчивой полицейской, Роуз попадает в мини-аварию, а когда приходит в себя, она уже в затянутом туманом Сайлент Хилле, где с неба медленно падает пепел. Шерилл в машине нет, и Роуз отправляется на ее поиски.

Роуз пересекла границу между обычным миром и внутренним миром травмы. Далее в фильме будет показано, что обратной дороги в буквальном смысле нет. Вместо нее - огромная пропасть. Путь исследования своей травмы - это дорога в один конец. Переступив этот порог уже невозможно жить как прежде.

В фильме город существует в двух измерениях. Для непосвященных - тех, кто не верит в травму, и кто не вошел в ее внутренний мир - это мертвая заброшка в обычном мире, где ровным счетом ничего не происходит. Эта единственная версия города доступная обычным людям, вроде Кристофера. Это прошлое, которое "быльем поросло", которое надо, как говорит нам общество, "забыть и забить".

Альтернативное измерение города, куда и попала Роуз в своем квесте, содержит в себе всю память и все последствия травмы в активной форме, и в нем город пребывает в двух, постоянно сменяющих себя агрегатных состояниях: туманном и кошмарном. Эти два состояния очень похожи на неустойчивое внутреннее состояние трвмированной части психики, где одиночество и изолированность от мира периодически сменяются приступами невыносимого ужаса и панических атак.

И в этом измерении город совсем не пустует, хотя, как и положено во нетерапированном внутреннем мире травмы, ни на одного из обитателей без страха или слез не взглянешь.



Бегая по улицам в поисках дочери Роуз вдруг замечает вдалеке девочку, очень похожую на Шерон. Завидев Роуз девочка делает ноги, и Роуз бросается вслед за ней.

Раненый внутренний ребенок - это гид по миру травмы. Для того, чтобы найти корни травмы, нужно следовать за ним. Как и в жизни, в фильме удирающая девочка оставляет множество подсказок и головоломок, ведя Роуз все ближе и ближе к разгадке. Словами через рот и прямо и по пунктам внутренний ребенок не может, его сообщения состоят из чувств, образов и воспоминаний.

Он будет постоянно пробовать тебя на зуб, проверяя, насколько ты серьезен в своих намерениях разобраться и помочь. В фильме Роуз приходится встретиться со множеством разных чудовищ и не раз проявить храбрость и твердое намерение сделать все для спасения своей дочери.


Продолжение в следующем посте

процесс исцеления, детство травматика, Сайлент Хилл, провал в травму, кино

Previous post Next post
Up