Разговор происходил ровно 30 лет назад, то есть ей было 16, а мне почти 17. Контекст не помню совершенно, но помню дословно ключевую её фразу: "Человек живёт либо для себя, либо для других".
Видимо, так чётко и просто можно только в 16 лет. С тех пор, кто только ни пытался замазать этот пронзительный смысл, свести его на нет. Тут тебе и попытки одно
(
Read more... )
Comments 38
Умение же видеть чистое "добро" свидетельствует о неразвитости интеллектуального аппарата и малой способности мыслить, анализировать...
Reply
...Но я благодарен той девушке за четкость противопоставления. За вовремя заданные вопросы.
Насчет второго: вовсе не обязательно под словом "добро" разуметь наивную абстракцию. Почитай, например, "Оправдание добра" В. Соловьева, где это понятие диалектически разворачивается в ходе всей книги; служит не стартовой точкой, а итогом сложного рассуждения.
Reply
Хотя уже заранее скажу, что не подразумеваю под добром наивную абстракцию. Как раз наоборот - очень сомневаюсь в трактовках конкретного добра, предлагаемых даже, вроде бы позитивными и гуманистичными товарищами (о не гуманистичных вообще молчу, ибо с ними все и так ясно). Борьба за интересы класса пролетариев - добро? Ой, сомневаюсь...хотя сама по себе защита этих интересов - вещь правильная и необходимая... Но если при этом интересы трудящихся (и особенно в самой кондово-вульгарной трактовке "пролетарчества", когда принадлежность определяется землекопчеством или стоянием за станком, как получается у многих леваков...)абсолютизируются за счет интересов всех остальных, то на хрен такая классовая борьба...никакого отношения к справедливости и добру она не имеет... И это лишь один, наиболее простой и наглядный пример...
Reply
Reply
Reply
Чернышевского же я, пожалуй, успел забыть. Наверное, потому, что идея "разумного эгоизма" для меня ни о чём. Конечный смысл, как мне показалось, там загоняется под ковёр - и как раз об этом мой пост и есть.
Reply
На этом фоне "жизнь для других" представляется колоссальной иллюзией. Или даже сознательным враньем.
На мой взгляд, есть люди, которые живут "в себе", им себя, чаще своей семьи, более, чем достаточно, для полного счастья. И есть люди, которые живут "в человечестве", то есть обеспеченной счастливой жизнью в кругу близких они просто не могут удовлетвориться, так как в их жизни постоянно присутствует и все человечество. Вот это еще может быть.
Reply
Reply
Reply
Reply
У меня вот такая мысль, что жизнь для других отнюдь не делает уязвимым. Вернее, это уже третий вариант жизни :) Скажем так - "жизнь по совести"...
Reply
Reply
Leave a comment