3.1. Федеральная архитектура

Dec 08, 2009 15:07

Продолжение


3.1.3. Практическое руководство Совета начальников по информатизации

В соответствии с положениями закона Клинджера-Коэна на начальников управлений по информатизации федеральных ведомств возлагается обязанность по разработке и внедрению информационно-технологической архитектуры своих ведомств и контролю за электронным документооборотом.

В сентябре 1999 года в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, Совет начальников управлений по информатизации подготовил документ под названием Основы архитектуры федеральных ведомств (Federal Enterprise Architecture Framework) и выпустил необходимое руководство по его применению [1]. Подход, заложенный в концепцию Основ архитектуры, отражает принципиально важное значение, которое имеют информационных технологии и в частности электронный документооборот в работе федеральных ведомств и исполнении возложенных на них обязанностей.

Основы архитектуры, как и руководство, имеют вид рекомендаций и предназначены для оказания содействия руководителям федеральных ведомств при внедрении информационных технологий и методов электронного оборота документов.

Согласно концепции Основ архитектуры ведомств, процесс создания и совершенствования архитектуры должен иметь циклический характер и состоять из следующих основных фаз:
  • получение поддержки от руководства ведомства и выработка стратегического плана разработки архитектуры;
  • создание структуры управления и контроля;
  • определение этапов процесса создания архитектуры;
  • разработка базовой архитектуры;
  • разработка конечной архитектуры;
  • разработка сетевого графика;
  • реализация архитектуры;
  • поддержание работоспособности архитектуры.

Документ содержит конкретные и подробные рекомендации и критерии оценки для каждого этапа (фазы) создания и совершенствования ведомственной архитектуры.

Словарь терминов, использующихся в материалах, посвященных архитектуре федеральных ведомств, приведен в Приложении 5 настоящего обзора.
3.1.4. Доклад Управления общей бухгалтерской (финансовой) отчетности комитетам Конгресса США

В соответствии со своим статусом Управлением общей бухгалтерской (финансовой) отчетности [2] провело анализ деятельности 116 правительственных ведомств на предмет использования в ней механизмов ведомственной архитектуры.

По результатам анализа в феврале 2002 года Управлением был подготовлен и представлен комитетам Конгресса отчет о состоянии работ в федеральном Правительстве по разработке, внедрению и использованию архитектуры ведомств под названием "Информационные технологии. Использование архитектуры ведомства в федеральном Правительстве может быть улучшено", (United States General Accounting Office. Report to Congressional Committees February 2002, Information Technology. Enterprise Architecture Use across the Federal Government Can Be Improved).

При проведении анализа был использован стандарт, разработанный Управлением общей бухгалтерской (финансовой) отчетности, основанный на Руководстве по управлению разработкой архитектуры ведомства. Это Руководство основано на базовых элементах, установленных в Руководстве Начальников управлений по информатизации по разработке структуры федерального ведомства.

Базовые элементы определенным образом были упорядочены по пяти иерархическим стадиям в соответствии с подразумеваемыми или существующими зависимостями между этими элементами. С другой стороны были классифицированы группы атрибутов, которые необходимые для того, чтобы определять эффективность осуществления различных функций управления. Все базовые элементы распределены по этим группам атрибутов, среди которых выделены четыре следующих группы атрибутов:
  • атрибуты, которые участвуют в демонстрации организационных обязательств, такие как политика и утверждение решений;
  • атрибуты, которые обеспечивают возможность поддерживать выполнение обязательств, такие как распределение организационных обязанностей и ответственности;
  • атрибуты, которые демонстрируют выполнение обязательств, включающие планы и реальные продукты по архитектуре ведомства;
  • атрибуты, которые проверяют выполнение обязательств, например, средства проведения измерений.

Рассматриваемый стандарт получил название "Пять стадий зрелости Архитектуры Предприятия (версия 1.0) - GAO’s Five Stages of Enterprise Architecture Maturity (version 1.0)" и предназначен для использования во всех федеральных правительственных агентствах, департаментах и бюро. Этот стандарт полностью согласован с другими существующими документами по архитектуре ведомства, в частности с разработанным Управлением общей бухгалтерской (финансовой) отчетности Руководством по поддержке и улучшению процесса управления инвестициями в информационные технологии (Information Technology Investment Management: A Framework for Assessing and Improving Process Maturity (Exposure Draft, GAO/AIMD-10.1.23, May 2000)). Ниже приводится содержание каждой из пяти устанавливаемых в этом стандарте стадий зрелости архитектуры ведомства.

Стадия 1: Создание осведомленности в области архитектуры ведомства. Эта стадия характеризуется либо отсутствием каких либо конкретных планов по разработке и использованию архитектуры ведомства, либо такие планы соответствуют уровню текущего состояния осведомленности о преимуществах, которые дает использование архитектуры ведомства. Фактически на первой стадии правительственные ведомства проводят только подготовительную работу, которая пока никак не структурирована и не обеспечивает управления, необходимого для успешной разработки архитектуры ведомства.

Стадия 2: Формирование основы управления разработкой архитектуры ведомства. Эта стадия сосредотачивается на определении ролей, обязанностей и ответственности, а также на утверждении планов разработки компонентов и продуктов архитектуры ведомства. В частности, на второй стадии ведомства назначает главного архитектора, формирует офис, который будет отвечать за разработку архитектуры ведомства и производит его укомплектование персоналом. Кроме того, формируется управляющий комитет или управляющая группа, в задачу которых входит выбор направлений разработки и последующее наблюдение за процессом разработки. В состав управляющего комитета или группы должны быть включены представители бизнеса и специалисты по информационным технологиям. На второй стадии ведомство имеет планы разработки или даже могут развернуть разработку некоторых наиболее ключевых и необходимых элементов архитектуры ведомства. На этой стадии от ведомств требуется выбрать концепцию, которая затем будет являться основой для создания структуры и содержания всех элементов архитектуры ведомства, определенных планом работ. Наряду с концепцией ведомство на этой стадии должно также выбрать состав автоматизированных инструментальных средств, поддерживающих процесс разработки архитектуры ведомства и ее элементов.

Стадия 3: Разработка элементов архитектуры ведомства. Эта стадия сосредотачивается на фактической разработке конкретных изделий, которые необходимы для формирования полной архитектуры ведомства. Для этого на третьей стадии агентство определяет сферу влияния архитектуры ведомства в масштабах всех существующих объектов своего учреждения, а также формирует и утверждает политику, определяющую институциональные аспекты выполнения принятых данным ведомством обязательств. Хотя на этой стадии элементы архитектуры могут быть еще не полностью завершены, тем не менее они уже должны использоваться для того, чтобы описывать производственную деятельность своего ведомства в терминах бизнеса, структуры и потоков данных, применяемых приложений и технологий, которые поддерживают эту архитектуру ведомства. Кроме того, разработанные элементы архитектуры ведомства должны поддерживать возможности описания текущего состояния (то есть, среда "как есть") и будущего состояния (то есть, среды "как должно быть"), а также планы перехода от среды текущего состояния к среде будущего состояния. Наконец, все разрабатываемые элементы архитектуры ведомства должны отвечать требованиям, которые предъявляются к ним со стороны процессов конфигурационного управления.

Стадия 4: Завершение разработки элементов архитектуры ведомства. На этой стадии все элементы архитектуры ведомства должны быть законченными и пройти процесс одобрения. Правительственные ведомства должны использовать разработанные элементы для того, чтобы формировать свой портфель инвестиций в информационные технологии и управлять им. Все разработанные элементы должны позволять полное описание деятельности ведомства в терминах функций, структуры и потоков данных, применяемых приложений и технологий. Законченные элементы должны также описывать текущее и будущее состояние архитектуры и деятельности ведомства и соответствующие планы перехода от текущего состояния к будущему. Кроме того, на этой стадии начальник Управления по информатизации ведомства должен завершить процесс одобрения предлагаемой архитектуры ведомства и, исходя из принятой архитектуры, ведомство должно сформировать и принять политику, определяющую порядок проведения инвестиции в ИТ для реализации архитектуры ведомства.

Стадия 5: Использование архитектуры ведомства для управления изменениями. На этой стадии управляющий комитет, наблюдательный совет по инвестициям или глава агентства одобряет архитектуру ведомства. Правительственное ведомство начинает использовать разработанную и утвержденную архитектуру ведомства в своей корпоративной деятельности, а также использует различные метрики для того, чтобы проводить измерения эффективности архитектуры ведомства.

В результате проведенной работы Управление общей бухгалтерской (финансовой) отчетности получила результаты анализа зрелости архитектуры ведомства по всем рассмотренным ведомствам (116 ведомств). Обобщенный результат этой работы приведен на рис. 1.

Рис.1. Распределение федеральных правительственных
ведомств по стадиям зрелости архитектуры ведомства.





Полученные результаты позволили Управлению общей бухгалтерской (финансовой) отчетности сделать следующие выводы:

Руководство ведомств, действуя в духе прошлых традиций, не понимает цели, содержание и важность создания ведомственной архитектуры. В результате этого данный инструментарий управления не находит должной поддержки руководства ведомств и не является приоритетным средством в бюджетном процессе ведомств.

Ведомства в целом не обладают необходимыми ресурсами квалифицированных специалистов в этой области. В результате большинство ведомств не имеют необходимого механизма, позволяющего принимать правильные решения в сфере ИТ-инвестиций, что в процессе создания и модернизации ИТ-систем повышает риск их дублирования, слабой интеграции, излишних расходов на поддержку и сочленение, что, в свою очередь, снижает эффективность выполнения ведомствами своих функций.

Управление общей бухгалтерской (финансовой) отчетности ознакомило Административно-бюджетное управление с предварительными результатами своих исследований. Административно-бюджетное управление согласилось с выводами Управления общей бухгалтерской (финансовой) отчетности и представило свои соображения по улучшению положения дел.

[1] A Practical Guide to Federal Enterprise Architecture, Chief Information Officer Council, Version 1.0, February 2001.
http://www.itpolicy.gsa.gov/mke/archplus/ea_guide.doc

[2] Статус Управления общей бухгалтерской (финансовой) отчетности аналогичен статусу российской Счетной палаты.

Previous post Next post
Up