Когда новатор маркетинга, компания Red Bull, хочет круто напомнить о себе, она прыгает на мотоцикле через летящий КАМАЗ:
Моим "прыжком через летящий КАМАЗ" стала недавно вышедшая публикация в "DF Economic Journal":
.
Правда, я предприниматель из Питера, а не из Москвы, но в остальном - мой текст, почти без правок. Это анализ реакции на кризис, на примерах знакомых мне бизнесменов. Читайте в майском номере на странице 70 - 71 или здесь:
Опыт ведения бизнеса в условиях кризиса. На что обратить внимание? Публикация trenerporeklame в DF Economic journal
Сознательно скажу крайность, но с большой долей правды - я думаю, что большинство из выживших единиц малого бизнеса вышли из кризиса… по инерции. Несколько бизнесменов, с которыми я успел переговорить, это неохотно подтверждают.
Оставшиеся на плаву предприниматели никак не анализировали ситуацию и почти ничего не предпринимали, просто их дело оказалось достаточно успешным само по себе, а перебора кредитов не было. Отсюда простой вывод - бизнес строится на идее, уделяйте этому основное внимание на начальной стадии и в кризис.
Идея
Критерий простой - востребованность. Как её распознать до начала работы? Придумайте инструмент test-marketing. Это могут быть либо опросы аудитории в Интернете, либо некая базовая модель работы с минимумом инвестиций, которая даст почувствовать, есть ли «тяга». Если же бизнес уже существует и он в кризисе, нужен анализ базовой идеи и её жизнеспособности в изменившихся условиях. Возможно, надо будет многое менять.
Расходы
Понятно, что они должны быть минимизированы, но при этом - без ущерба делу. Как разобраться? Оцените, на чем строится ваш бренд (назовем это так, осознавая, что в малом бизнесе это понятие чаще применяют без буквы «н»). Упрощенно это «Идея + позитивные отличия от конкурентов + развитие свойств привычного продукта». На обеспечении составных частей этой формулы экономить не стоит, а остальное надо пересмотреть.
Создавайте не сайты, а блоги, снимайте не офисы, а рабочие места, нанимайте не заурядного бухгалтера за 25 000, а внештатную компанию с опытом за 15 000 и т.д.
Дополнительное бизнес-образование
Нет, осознанно этим инструментом не пользовался ни один из моих знакомых предпринимателей. Но по большому счету, именно в обучении персонала и в самообразовании руководителя я вижу ключ к противостоянию кризисам. Надо знать азы управления деньгами, базовые понятия маркетинга, получать навыки продаж и работы с клиентом…
В заключении положительная история выхода из кризиса «на интуиции», тем не менее, подтверждающая наши догадки:
У Игоря магазин автозапчастей для иномарок. По классической схеме, перед кризисом он взял кредит в банке. К сегодняшнему дню дело выросло, а экономический провал остался незамечен! За счет чего?
1. Работая с импортируемыми деталями, ориентируешься на цену в Евро. Поэтому только что взятый рублевый кредит, был переведен в Евро. Таким образом, после скачка курсов, денег стало больше. В итоге, в пересчете на Евро, по мере возврата кредита банк получил меньше, чем дал, а оборот вырос, как и планировалось. (Поставим плюс, необходимости самообразования)
2. В кризис люди стали считать деньги и потянулись от дилеров к частникам, у которых одна и та же оригинальная деталь могла стоить на 40% дешевле. (Поставим плюс базовой идее бизнеса - она доказала жизнеспособность)
3. В отличие от конкурентов, Игорь и его семья основную работу делают сами. Т.е. расходы оптимизированы, ни одна из базовых составляющих бренда при этом не задета, более того, появилось позитивное отличие от конкурентов в виде более продуктивного общения с клиентами. «Постоянные покупатели - основа», говорит Игорь.
И еще одна фраза от него, характеризующая выгоды от кризиса:
- Многие конкуренты куда-то слились.
p.s. Видите как я крут?)) Немедленно смотрите
раздел услуг и делайте заказ! )))