Фабрика Торнтон \ Тельмана \ Невская мануфактура \ 2018г.

Feb 20, 2022 19:27


На Октябрьской набережной реки Невы много крупных старинных фабрик. И химические, и ткацкие, и бумагопрядильные, и сталелитейные, и другие. Одну из таких старинных фабрик мы сегодня и посмотрим.





Немного про фабрику. Речь пойдёт о так называемой "Невской мануфактуре", ранее завод "Тельмана", а ещё ранее фабрика "Торнтон". Основанная в 1841 г. английским купцом Джеймсом Торнтоном, с 1866 г. принадлежала товариществу шерстяных изделий «Торнтон». Национализирована в 1918 г. и была законсервирована. Начала работать в 1921 г., в 1922 г. переименована в государственную фабрику шерстяных изделий «Красный ткач» треста «Петротекстиль». В 1929 г. на территории фабрики «Красный ткач» построена фабрика технических сукон, которой в 1933 г. присвоено имя Э. Тельмана. В 1936 г. произошло объединение фабрик и стали называться - Объединённые фабрики «Красный ткач» и технических сукон им. Э. Тельмана, в 1938 г. переименованы в комбинат тонких и технических сукон им. Тельмана. В 1992 г. предприятие акционировано и названо - ОАО "Невская Мануфактура" - предприятие текстильной промышленности по выпуску шерстяных тканей, нетканых материалов, технического сукна.



Собственно частично и сегодня работает по профилю. Но большую часть площадей завод сдаёт в аренду разным малым предприятиям: мебельные, текстильные, металлообработка, ковка, склады и др. Благодаря обилию арендаторов зайти на фабрику не составляло труда. Достаточно было на проходной сказать к кому из арендаторов идёшь и тебя пропускали. Но в тот прекрасный июльский день мы с товарищем Юрой прогуливались с другой стороны улицы Тельмана, там, где было расположено одно из действующих КПП. День будний и рабочих и арендаторов очень много. Через КПП туда сюда ездили машины арендаторов. Часть людей так же ходили прямо через КПП, что бы далеко не обходить через проходную. Мы с Юрой тоже решили не идти далеко до проходной, а просто как все зайти через КПП.



Так мы оказались на территории. Однако я не стал фотографировать рядом с КПП, что бы не привлекать внимание. Сперва мы немного углубились в территорию. Это оказалось очень интересное место. У длинного одноэтажного корпуса стоит памятник Сергею Кирову.





Территория фабрики. 1-5 исторические корпуса. 7-8 недостроенные корпуса. 6,9,10 новые действующие корпуса.

Оказалось, что по среди территории есть два больших объекта незаконченного строительства (на плане 7 и 8). Это два больших ж\б корпуса. Видимо их строили в рамках модернизации предприятия но так и не достроили из-за кризиса 1990х годов. Два этих корпуса без окон и дверей были заброшены. Поднялись на один из них, что бы осмотреться.



Корпус 10 на плане.

С крыши этого корпуса был виден соседний недострой (7). А прямо за ним ближе к Неве расположен исторический комплекс фабрики (1-5).



А это вид на северную часть территории в сторону улицы Тельмана с которой мы и зашли через КПП. Тут виден один (6) из новых корпусов, который успели достроить.



Осмотревшись, спустились вниз и пошли к исторической части фабрики. Тут совсем недавно снесли один из исторических корпусов (на плане 5). Его обломки до сих пор разбирали и вывозили.



Те кирпичи, которые уцелели, отбирали и складывали в паллеты. Видимо на продажу.





Теперь зайдём в старые производственные корпуса. Это целая сеть разно-этажных корпусов и пристроек. Основной массив это 4-5-6ти этажные корпуса с котельной, дымовой трубой и водонапорной башней. Проходим в ближайший двор. На углу корпуса висит схема территории.





Заходим в ближайший двор между корпусами 3 и 4.



Тут много арендаторов. Всё открыто. Вход на одну из многочисленных лестниц долго искать не пришлось.



Тут сразу запахло стариной. Видно, что ремонта тут не было с советских времён. Однако именно благодаря этому сохранилась вся аутентичная натура и атмосфера этого места. Массивные кирпичные стены, стальные клёпанные двери, балки и колонны.





Вдоль всего главного корпуса (на плане 1) проходил цокольный этаж. Зрелище потрясающее - длинный узкий коридор с помещениями по сторонам и нависающими под потолком большого количества труб и кабелей разного достоинства.



Сперва не сразу понял и удивился, что потолок тут деревянный. Обычно на большинстве старинных фабрик своды потолка и перекрытия кирпичные или бетонные. Но как оказалось тут перекрытия всех этажей были деревянные. При строительстве это было гораздо дешевле. Но с другой стороны класс огнестойкости здания был низким. Люди тут работали в большой опасности.



Вышли к следующей лестнице. Немного поднялись наверх.







Спустились и прошли ещё немного дальше.



Очередная лестница. В амбразуру старинных клёпанных дверей виднелся заброшенный этаж.







А это уже другой этаж. Он тоже пустой но вход на него был открыт.



Можно поближе посмотреть конструктив. Теперь стало всё понятно. Перекрытия тут везде деревянные. Массивный деревянный брус одним концом заходил в несущую фасадную кирпичную стену с опорой на чугунный кронштейн, а другим ложился на чугунные колонны в два ряда вдоль всего здания. Сверху на брус положены продольные бруски, а на них дощатый настил, местами залитый слоем бетона. Так тут были устроены перекрытия всех этажей. У такой конструкции есть свои преимущества:  дешевизна материалов, возможность быстрой замены повреждённых участков, подвижность конструкции. Но есть и минусы: недолговечность и подверженность гниениям. Однако есть минус, который перечёркивает все плюсы - высокая пожар опасность. Если произойдёт возгорание, которое не успеют быстро потушить то сгорит не одно помещение или этаж, а вся фабрика.



Кроме этого тут видно, что деревянные балки перекрытий выборочно местами усиливали стальными балками.



Поднимаемся выше. Юрка немного заскучал и достал мобильник, что бы сделать пару фоток.



На одном из этажей были некие арендаторы. А на лестнице устроена курилка.



Наконец то верхний этаж нужной нам лестницы. Я искал именно её. Юрка заметно оживился.



И не удивительно, мы прямо в башне. Взглянув наверх стало ясно, что там сохранился водонапорный бак. Это большая удача, для старых фабрик в наши дни. Мало где сохранились эти баки. Почти везде их распилили на металл. Увы большинство владельцев таких комплексов совершенно не понимают и не ценят историю и историческую значимость таких аутентичных элементов конструкции и устройства старинных корпусов.



Нам повезло, что тут сохранились лестницы ведущие в башню.





Промежуточная площадка.







Вид из башни.







А вот и водонапорный бак. Точнее одна из его стенок. Показать весь бак одним кадром не удалось т.к. он большой и занимает почти всю площадь. Там довольно тесно. Нужен широкоугольный объектив, которого у меня с собой не было. Все эти водонапорные баки уникальны. На каждой старой фабрике они разные по форме и исполнению. Но в основном это баки из листовой стали на клёпанном соединении. А тут бак совершенно уникальный. Он собран по методу конструктора из одинаковых чугунно-литых секций на болтовом креплении. Такой метод позволяет собрать бак любой конфигурации с максимально полезной площадью. Такие баки встречаются крайне редко и просто удивительно, что он сохранился.



От этого бака шёл водопровод к автоматической спринклерной системе пожаротушения. Это ещё дореволюционная система пожаротушения. Однако воды в баке уже давно не было и система была в нерабочем состоянии. Над баком расположен небольшой чердак башни. Однако люк был закрыт досками и попасть туда не получилось.



Спускаемся на цокольный этаж и идём до следующей лестницы.





Одно из ответвлений привело в некое подземелье с заброшенными бытовыми помещениями. Похоже тут были раздевалки рабочих, а после развала производства всё забросили.



Наконец выходим на первый этаж одного из дворовых корпусов (на плане 3). Тут чисто и выглядит всё прилично. Однако отделка ещё советского времени. Сало ясно, это явно административно-бытовая часть.



Сохранилась даже одна витрина с образцами тюлей, которые тут производили в лучшие времена.







В конце коридора небольшая лестница в двух этажный корпус. Судя по старинной лестнице с литыми чугунными ступенями, балясинами и мохнатым ковром на шпильках это явно не простое место. Оказалось, что это историческая дирекция фабрики ещё при её основателе Джеймс Торнтон.







На втором этаже находился кабинет директора и управления. Там же находилась небольшая сейфовая комната, спрятанная в угловой части корпуса.



А это выход из этой части корпуса.



Перед выходом небольшой сквер с памятником ВОВ. На заднем плане то самое историческое здание дирекции.



Заходим обратно в корпус и идём до следующей лестницы. Тут широкая лестница с грузовым лифтом.



На одном из этажей устроен спортивный клуб для детей. Они тут бегают и играют в войнушку.



С этой лестницы была крохотная открытая дверца, которая была открыта видимо в целях проветривания. Через неё можно выйти на крышу пристройки.



Виды на южную часть двора.







И на северную часть двора.





Заходим обратно на лестницу и поднимаемся на самый верх. Где то тут должен быть выход на чердак.





И мы его нашли. Как не странно и он был не заперт. Тут вообще похоже ничего не заперто.



Юра хотел даже выйти на кровлю но решили этого не делать и не привлекать внимания. Пошли исследовать чердак.







В конце чердака в северной части главного корпуса (на плане 1) большое красивое окно.



Тут же невысокий но большой по площади водонапорный бак. В отличии от бака в башне, этот бак выполнен из стальных листов на клёпанном соединение. В боковине видны следы поздних заплаток на сварке. Этот бак тоже пуст. Возможно их тут на чердаке несколько. Время уже не хватало осматривать всё. Поэтому решили, что уже пора домой. Но мы были очень довольны. Мы были там в первый раз и не думали, что там всё так открыто и свободно. Это был настоящий исследовательский праздник.



Фабрика Торнтон, Комбинат Тельмана, АО Невская мануфактура

Previous post Next post
Up