Интересный взгляд на этот вопрос излагает
http://riba-murena.livejournal.com/5784.html "...Главный герой подписывается на некую гнусность (операцию), направленную против "жертвы". Почему сценаристы так любят эту тему? Да потому, что она сложна, неоднозначна и кишит самыми разнообразными человеческими переживаниями. Высший пилотаж - это увязать тему сострадания жертве с патриотизмом, чувством долга, понукающими к расправе обстоятельствами и проч. Вот тогда ГГ точно попадает в самое что ни на есть волосатое место. Разрывается между чувством долга и остальными своими чувствами (да и вообще, сценаристы, любят закапывать ГГ в дерьмо по уши. Да что там, по самый затылок, работа у них такая). И вот тут мы не спеша подошли к этому самому злополучному "долгу" со всеми вытекающими. Было ли предательство в Аватаре? Или не было? А если и было, то предательство ли? :)
Переход ГГ с одной стороны баррикад на другую обсосан литературой, киноМ и прочими видами искюсства, как сиська усердным младенцем. Причем при разных декорациях и под разными софитами такого рода поступки трактуются зрителями по-разному: начиная с предательства и заканчивая невхеренным героизмом. Меняются углы зрения, кружатся сумасшедшей каруселькой обстоятельства "предательств", традиции, менталитеты, характеры героев, и однозначного ответа, где проходит эта грань между чувством долга и человечностью, никто дать не может. Вот тут-то, в этом хаосе "понятий" лучшим маячком послужит такая штука как мораль, без возражений. Это она, родимая, проводит границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью. Немецкий солдат, на глазах которого выставляют на мороз грудного ребенка радистки Кэт, стреляет в эсэсовцев, стреляет в своих ("Семнадцать мгновений весны") - и тем не менее, он герой! Не потому что он, сука, полфильма вынашивал план предательства своих, а потому что вдруг возмутился и пришил морального урода. Ну не может и не должен НОРМАЛЬНЫЙ мужик смотреть на то, как убивают детей, выкашивают народы ради наживы (тех, кто убежден, что На'ви - не люди, а синежопое кошачье мясо, сразу посылаю в хуй, дальше можете не читать), смешивают святыни с говном. Конечно в реальности подлый земной мужик всё это делает и даже не чешется. А вот в киноискусстве, призванном рисовать ИДЕАЛЬНЫЕ характеры, мужик просто обязан быть идеальным. ГГ просто обязан быть (даже порой неожиданно для самого себя и для всех) воплощением нравственности и морали, чтоб мы все вздохнули и подумали: "Чувак, ты просто охренителен, так держать, браза! Наподдай всем этим ублюдкам!" Мы нутром должны ощутить эту грань, где обещание, клятва, обязательство, долг прогибаются под весом более высоких ценностей, таких как человечность, уважение, сострадание.
Джейк Салли прилетает на Пандору управлять аватаром, работать вместо своего брата-ученого. Ключевое слово РАБОТАТЬ. За бабки и просто потому, что быть калекой на пенсии невероятно скучно, а Джейк - сильный духом чел, который еще не списал себя в утиль, жаждет свершений, жаждет найти дело, за которое не жалко отдать жизнь. Приезжает. Тут солдафоны спешат его обрадовать, что помимо дипломатической миссии и работы в аватаре, было бы неплохо заделаться шпионом и втереться в доверие к синим котогуманоидам. Не просто так естессно, а за новые ножки, которые зайчику пришьют на Земле. Ну вот ради бабок, приключений и новых ножек (нормальная такая мотивация кстати) герой пашет. Покажите мне, в каком месте Джейка заставляет работать на Корпорацию патриотизм, чувство долга и любовь к Родине??? Покажите, в каком месте он приносит позже нарушенные клятвы?
Не будем ровнять Корпорацию Родине. Корпорация добывает минерал, понятное дело, не из светлых побуждений, а продаёт этот минерал землянам за баснословные деньги (и который естессно и позволить себе могут только состоятельные земные организации). Корпорация нанимает людей, которые будут работать на нее и соответственно будут работать не за просто так. Поэтому не будем делать из Корпорации лицо, представляющее интересы землян. Не надо передёргивать. У Корпорации СВОИ интересы: набить карманы. И кто при этом дохнет - на'ви или человеки - ей фиолетовенько.
Корпорации Джейк по большому счёту ничего не должен и на Библии никому не присягал. Корпорация его не кормила и не воспитывала, полковник Кворитч не носил на ручонках, а Паркер не менял подгузники и не жарил оладушки по утрам. Главному герою даже не обещали оставить в наследство пару миллиончиков от продажи драгоценных булыжников. А значит, смешно говорить о слепом сыновьем поклонении, верности и обожании. Как только намерения Корпорации стали, мягко говоря, преступными, ГГ просто обязан был возмутиться. А как иначе? Нужно ли выполнять приказ, если он аморален и бесчеловечен? Причем в данном случае этот приказ даёт не Родина (в лице армейского руководства) своему солдату, а менеджер коммерческой компании рядовому научному сотруднику.
"Ты предаёшь земную расу" - спешит обрадовать главного героя полковник Кворитч. И я почти слышу, как этими же самыми словами про светлую распрекрасную расу/нацию сбивали с толку тех солдат, которые сжигали и закапывали заживо индейцев, а чуть позже - евреев и славян. "Интересы всего человечества" - это когда есть угроза жизни всей (единственно населённой) планеты. А в фильме - резня за руду. Представьте, что у вас в квартире какие-то удивительные источники богатства для инопланетной расы и вам полируют затылок ломом зелёные человечки, которым чужды сопли и слезы умиления лысых обезьян. Представили отчётливо? Не о патриотизме мы тут трём, а об обычном фашизме. Убить другого, потому что он другой. Забрать его ресурсы, его планету, все, что ему принадлежит. Остаться должны только голубоглазые блондины, истинные арийцы, все остальные - мычащее мясо. Ладно, ухожу из этого угла, тут плохо пахнет.
Дорогие "патриоты" и все, кто узрел в этом фильме предательство, неужели вы на самом деле запищали бы от восторга, если б ГГ после выполненного поручения отправился домой пришивать ножки и пить колу? Если бы предал любимую женщину, позволил ее убить (не объект сексуального удовлетворения, не полосатую инопланетную вагину, а именно любимую женщину!)? Если бы от прекрасной Пандоры осталось грязное месиво: развороченные джунгли, дохлые на'ви, икраны с выпущенными кишками, убитые за горстку камней, за парочку миллиардиков зелени - вы бы умилились? ГГ в это время летел бы домой и смотрел сладкие сны в своей уютной криокамере - верный слову великий шпийон, хироу, переступивший через свои чувства во имя Долга! О да! И наверное, люди выходили бы из кинотеатров со стеклянными глазами! Правда остекленевшими не от умиления, а от отвращения. Мы бы все в очередной раз увидели, как во имя бабок и извращенного чувства долга можно продать всех: любимую, которая отдала тебе себя, народ, который принял тебя в свой круг, животных, которые видели в тебе родственное существо. Вот тогда наверное получили бы оргазмическое удовлетворение все поклонники "небанальных" сюжетов, и патриоты Павлики Морозовы, уверенные, что за некую абстрактную ИДЕЮ можно и нужно поступиться общечеловеческими ценностями.
Каждый раз, когда я вижу слово "предатель" в рецензиях, относящихся к Аватару, меня одолевает досадное возмущение и стыд за всех этих Павликов, которые воистину неистребимы. Также вызывают глубокое недоумение поклонники нетривиальных сюжетов, которым в Аватаре мало ИНТРИГИ и сюжетных перипетий. Дорогие мои, прост - еще не значит плох. Это тот случай, когда скорее наоборот. Те, кто жалуется на предсказуемость сюжета, могут смотреть детективы, там, как правило, всё с ног на голову перевернуто и непредсказуемо до тошноты. Вы были бы счастливы, если бы вдруг оказалось, что телом Нейтири управляет жирный бородатый негр, лежащий в боксе на другом краю джунглей? Или чтобы всё происходящее на экране оказалось в конце постнаркотическим бредом безногого инвалида, перебравшего с обезболивающими колёсами? Или чтобы, как мечтают Павлики, герой побежал домой пришивать новые ножки, а полковник Кворитч вдруг ёбнулся со своей летающей штуковины, и бой был бы проигран по такой вот СОВЕРШЕННО НЕПРЕДСКАЗУЕМОЙ нелепой случайности? Не дождётесь. Законы жанра - это Библия для сценариста, срать на которую мало кто-то из них осмеливается. Вот почему в романтичных историях не должно быть порнографии. В детских мультиках - кровищи и сцен убийств. А в блокбастерах просто обязан присутствовать конфликт общенационального, общемирового или (аллилуйя!) Вселенского масштаба, и соответственно должен быть герой, который ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ примет сторону слабого, беззащитного, угнетаемого, убиваемого. И ТОЛЬКО ТАК.
Друзья мои, я очень хочу, чтобы вы въехали, что никак иначе этот фильм делать было НЕЛЬЗЯ. Этот фильм - идеально сконструированная, красивая, самодостаточная вещь. Которой не нужны ни замысловатые сюжеты, ни тухлые политические подтексты. Человек извечно ищет во всем какую-то глубокую философию. Ищет, роется во всех потрохах и, что самое страшное, не находит, не видит то, что лежит на самом верху, что и есть самой большой глубиной всего самого глубокого.
Мораль сей басни такова: нельзя быть тупыми потребителями, нельзя засрать свою планету, выжать ее, как губку, а потом сесть всем вместе на корабль и улететь на другую планету. Ибо этой другой планеты может просто не существовать в природе. Надо хоть чуть-чуть поберечь этот Шарик, который имел несчастье покрыться водой, воздухом и наплодить таких безответственных зверушек, как мы с вами. Аватар прозрачен в своем пафосе: если мы не изменимся, то не выживем. Помимо всего этого, Аватар - это история о том, что иногда приходится делать моральный выбор, отбросив гнилую идеологию и извращённое чувство долга. И ещё он о том, что нельзя вырезать людей только за то, что они родились на земле, которая вам зачем-то нужна до усрачки. И если не потому, что это низко и гнусно, то хотя бы потому, что аборигены могут вломить в ответ, чем изрядно подрихтуют вам ваше чувство вседозволенности.
Для тех, кто в танке, повторю: фильм воспевает первозданные ценности - любовь, верность, милосердие, сокровище природы. Он об истинной Гармонии, о красоте и сакральности Жизни. Не нужно копать вглубь, всё наверху и видно даже ребёнку! То, что видит даже он, - это и есть самое главное и гениальное! Ибо об этом позаботилась сама природа, чтобы мы с пелёнок смогли понять, что вот оно - красивое и его не надо уродовать, вот оно - живое и его нельзя убивать. Не ищите в этом фильме других подтекстов, не ройтесь в потрохах, это удел питающихся падалью.