К вопросу о теории «смешения рас» местре Педро Аршанжо

Aug 24, 2010 14:12


Воистину, правду говорят любители мудрости, когда утверждают, что хотели бы остаться в памяти людской в изложении своего злейшего врага среди философов, чем друга, несведущего в философии. Ибо глупый человек, пересказывая умного, излагает только и только так, как он может это понять.

В нашем случае мы имеем дело именно с такой ситуацией: поэт Фаусто Пена, совершенно несведущий в антропологии, описывает жизнь и идеи гениального самоучки и зачинателя бразильской этнографии и антропологии - Педро Аршанжо.

Среди литературоведов есть весьма обоснованное мнение, что в уста Педро Аршанжо Жоржи Амаду вложил свои собственные антропологические воззрения. Мы не будем здесь проводить каких-либо исторических и литературных изысканий по этому поводу, довольствуясь реальностью текста романа.

К сожалению, ни одна из четырёх работ Аршанжо до нас не дошла, и мы вынуждены ограничиться в изучении столь оригинальных и актуальных идей великого баиянского мудреца только трудом упомянутого Ф. Пены, настолько же монументальным и апологетическим, насколько вульгарным и косноязычным. Мы можем почерпнуть оттуда массу сведений о биографии Аршанжо, его удивительных умственных и душевных качествах, особенностях характера и интимных склонностях, однако, не смотря на постоянные славословия в честь труда всей жизни Аршанжо - его теории смешения рас, автор излагает её везде отрывочно и скомкано, как без аргументации и доказательств самого Аршанжо, так и без собственных комментариев.

Вообще, надо сказать, что сути этой теории Пена уделяет крайне мало места, хорошо ещё, что некоторые сведения мы можем почерпнуть из немногочисленных цитат из утраченных книг Аршанжо, а также зафиксированных местами высказываний друзей и современников гения.

Но довольно вступлений, обратимся непосредственно к теории, а, вернее, к тем её жалким останкам, которые мы можем воссоздать на основе имеющегося у нас труда - Пена Ф. Местре Педро Аршанжо (изложенном в романе Амаду Ж. Лавка чудес. 1969).

Основным направлением теоретических изысканий педеля медицинского факультета П. Аршанжо была непревзойдённая по своей смелости и решительности попытка окончательно разрешить расовую проблему сначала в Бразилии, а затем и на всей остальной территории земного шара. Причём решение расовой проблемы, по Аршанжо, должно будет устранить большую часть социальных, экономических и прочих проблем. Всё гениальное просто - смешение рас между собой и их дальнейшее слияние даёт совершеннейшую красоту, талант и силу, которые победят нищету и утвердят жизнь на планете.

Аршанжо заявляет: «Люди будут рождаться, и рожать детей, и смешивать кровь, и чем больше рас смешается, тем лучше». Профессор Каланзас в свой «Краткой справке об Аршанжо» сообщает, что тот ратует за решение бразильских проблем путём «смешения и слияния рас».

Однако, не может не вызывать удивления тот факт, что в имеющихся цитатах самого Аршанжо, мы не встречаем термина «слияние», речь идёт только о «смешении» рас: «Мировую культуру Бразилия обогатила прежде всего смешением рас... Смешение рас - это лицо бразильского народа, смешение рас - это его культура». Мнение о том, что «слияние» и «смешение» могут выступать в данном случае как синонимы, не может считаться сколько-нибудь обоснованным. Ещё в 1928 году в работе «Заметки о смешении рас в баиянских семьях» Аршанжо на основе досконального изучения генеалогического материала доказал, что смешение рас в Баии не задача, а свершившийся факт: «...без примеси негритянской крови не было в Баии ни одного семейства, если не говорить о дюжине иммигрантов... Чистой белой расы в Баии вообще не существовало, в любом роду была либо индейская, либо негритянская кровь, а то и обе. Смешение рас... никогда не прекращалось, и сейчас происходит повсеместно и всё более широко, заложив основу нации». Но если смешение рас - это реальность, то к чему весь этот пафос, и для чего собственно нужна теория «смешения рас»?

Дело в том, что Аршанжо выступает не столько за фактическое смешение рас, которое уже произошло, сколько за «окончательное перемешивание» не только рас (крови), но и «цвета кожи». Вот это второе значение «смешения», понимаемое как «окончательное перемешивание», полностью идентично, на наш взгляд, понятию «слияния», «взаиморастворения», что позволяет исключить сомнения по поводу возможности позднейшей реинтерпретации учения Аршанжо, как абсолютно безосновательные. Как недвусмысленно обращается сын Аршанжо - Тадеу - к своему отцу: «...нет ничего отвратительнее расовых предрассудков и нет ничего лучше взаиморастворения рас (выделено нами - T. Ptah), вы меня в этом убедили своими книгами и собственным примером». В таком случае основным месседжем теории становится предложение проводить смешение рас более активно, сознательно и целенаправленно, не оставляя дело на самотёк, ставя конечной целью полное взаимное слияние и растворение рас (Аршанжо также использует термин «метисация»).

Таким образом понимаемая теория Аршанжо приобретает отчётливо выраженную прогрессивную антирасистскую направленность: каждая раса представляется в чём-то ограниченной, несовершенной, неполной. Об индейской расе Аршанжо вспоминает редко: «Наша культура, - постоянно повторяет он, - родилась от смешения рас», что может означать только одно - до прихода белых и чёрных в Латинскую Америку полноценная культура там отсутствовала. О негроидах в имеющихся отрывках Аршанжо ничего определённого нет, о белой же расе в Бразилии он отзывается с презрением: «…ваша культура вывезена из-за границы как консервированное дерьмо!». Единственное, что Аршанжо никогда не устаёт, так это превозносить мулатов и метисов: «Мулаты - цвет бразильской интеллигенции». В своих книгах он постоянно приводил длинные списки мулатов-художников, инженеров, писателей, дипломатов, журналистов и епископов (что, впрочем, неудивительно, так как в Бразилии, по Аршанжо, мулаты - все). Метисация - это синтез всего лучшего во всех расах, единственно правильный путь развития человечества. Мулаты и метисы - суть единственно полноценная синтетическая сверхраса, «удивительно талантливая, выносливая и сильная, способная победить нищету и отчаяние, творить повседневную красоту, утверждая жизнь».

В процессе усиленной сознательно направляемой метисации отдельные расы и нации будут элиминироваться, что устранит массу межрасовых, межнациональных и социальных проблем, и консолидирует человечество как единую семью, семью метисов и мулатов.

Аршанжо не только высказывал эти возвышенные и жизнеутверждающие идеи, но и активно претворял их в жизнь. Он немедленно овладел белоснежной финской принцессой, сошедшей на берег для осмотра достопримечательностей во время стоянки парохода в Баии (от их соития родился мутант мулат, ставший впоследствии королём Финляндии). Сын Аршанжо, Тадеу, женится вопреки желанию родителей (девушки, разумеется) на Лу, у которой была, по замечанию Аршанжо, «опаловая кожа, белая до голубизны». Сам Аршанжо, как вы уже могли догадаться, был представителем синтетической суперрасы: «Я метис, что-то во мне от белого, что-то от чёрного, я белый и чёрный одновременно». Как справедливо заметил профессор Нило Арголо: «...метису-полукровке сам Бог велел ратовать за метисацию».

Избранные цитаты:
Аршанжо об А. Дюма: «...кстати, он мулат, сын француза и негритянки, превосходное сочетание!»
Аршанжо о своём идейном противнике профессоре Нило Арголо: «Старый педераст, идиот, безмозглая скотина, сволочь!»
Аршанжо о красоте: «...совершенная человеческая красота может получиться ТОЛЬКО ОТ СМЕШЕНИЯ КРОВИ МНОЖЕСТВА РАС».
Девиз гносеологии великого учёного-гуманиста Педро Аршанжо: «Лишь через полное познание можно прийти от ненависти к холодному презрению».

Изложение основных принципов учения Аршанжо можно было бы на этом считать законченным, но они будут не совсем понятны без понимания тех идей, которые находясь в бэкграунде теории, тем не менее составляют её основу: это идеи религиозного и культурного синкретизма. Аршанжо не выводит их на первый план только потому, что их осуществление неизбежно, как свидетельствует его опыт, последует после завершения метисации.

Сам Аршанжо одновременно являлся языческим жрецом - Ожуобой (оком Шанго - верховного бога афро-браз. культа) и смиренным членом католического Братства Страстей Господних (что не мешало ему быть законченным алкоголиком и похотливым развратником, переспавшим с половиной женского населения Баии, упоминавшейся финкой и, согласно легенде, с дьяволицей, принявшей для этого женский облик).

Похоронен был Аршанжо на кладбище католической общины под пение языческих заклинаний и с полным исполнением похоронной церемонии афро-бразильского культа - ашеше. Правда, предварительно его отпели в церкви Братства - Роза-рио-дос-Претос.

Вы можете спросить, каким образом Аршанжо и все его последователи-мулаты-метисы (в их числе был даже католический патер) сочетали абсолютно несовместимые ценности христианства и паганизма? Мы могли бы только гадать, если бы не знали точного ответа на вопрос: Аршанжо был 100%-ным атеистом и материалистом, он не верил ни в Бога, ни в чёрта, ни в огунов, ни в Шанго. «Я в такой же степени материалист как и вы, - говорил он профессору Фраге Нето, - я, как и вы, знаю: всё сущее - материя... Чудо сошествия святых - всего-навсего состояние транса, доступное для анализа и объяснения первокурснику медицинского факультета. Для меня, профессор, существует только материя... я знаю, что сверхъестественное - фикция, плод эмоций, а не разума, порождение страха».

Да и как в противном случае могла происходить метисация совершенно несовместимых ценностей авраамических религий, например, несмотря на всю их историческую и формальную близость. Цивилизация мулатов Аршанжо - это люди, исполняющие обряды всех религий, потому что не верят ни в одну из них, воспринимая религии только как культурные традиции:
«Вот террейро Иисуса (террейро - место радения афро-браз. культа - T. Ptah), в Баии всё перемешано... Тут вам и церковь Иисуса, и террейро Ошала, и террейро Иисуса. Во мне смешались разные расы: я мулат, я бразилец... Придёт день, всё перемешается окончательно: всё, что сегодня - магический обряд и выражение борьбы бедного люда, праздник в кругу негров и метисов... всё это сольётся в единый праздник», - говорит Аршанжо Фраге Нето.

Завершая этот слишком краткий обзор творчества выдающегося бразильского этнографа и антрополога местре Педро Аршанжо, для того, чтобы уравновесить его вынужденную апологетичность, связанную с характером источника, приведём небольшую выдержку из работы неизменного оппонента Аршанжо - профессора Нило Арголо:
«Метисация - опасность номер один, язва, чума, грозящая породить в тропическом климате Бразилии расовую группу недочеловеков, тупых и наглых дегенератов, отмеченных печатью преступности. Вся наша отсталость проистекает не от чего иного, как от смешения рас. Негров ещё можно было бы использовать для грубой работы, они сильны, как тягловый скот. Мулаты же, ленивые и развращённые, и на это непригодны».

бразильская прелесть, расовое неравенство

Previous post Next post
Up