Моя назидательная статья для портала "
Мел", притащу и сюда )
************************
Мы привыкли, что учеба часто бывает неинтересной, а иногда даже невыносимо унылой. Но на самом деле заинтересовать детей учебой, чтобы они перестали относиться к ней как к скучной обязаловке, не трудно - особенно если речь идет о младших школьниках.
Беготня
Смысл в том, чтоб спастись от метеорита, динозавра или наводнения, - смотря на что способна ваша фантазия. Для этого надо быстро бежать к листочкам с правильными ответами, которые развешены на стенах. Например, учитель кричит «пять!» - и дети бегут к листочку «3+2» или к «8-3».
Причем это может быть не только арифметика, - повесьте буквы, названия, английские слова, чтобы гоняться за переводом. Или ведущий озвучивает свойства геометрических фигур: один прямой угол и нет параллельных сторон. Даже со старшими можно играть - «пробежать» таблицу Менделеева, например. Это динамика, азарт, движение, веселье. А еще это обучение, которое работает.
Кидай в цель
У нас есть мячик и несколько корзин (прыгающие лягушки дальнего действия и тарелки, дротики-присоски и доска-мишень, и так далее), и есть дети, которые любят соревноваться. Корзины подписываем числами со знаком «плюс» или «минус» и даем каждому по пять бросков. Цель - набрать больше всех баллов, штрафные вычитаем. Сложновато - берем числа попроще. Важно здесь не перегружать, иначе потеряется интерес. Это можно проделывать где угодно - дома, в классе, на улице. Круг тем обширен: пусть на корзинах будут буквы или слоги - кидаем мяч 3-4 раза и играем, кто больше составит слов из этих букв за минуту. Изучаем интервалы: попади в корзину с числом от 12 до 21 - получи очки.
Про движение вообще нужно говорить и говорить много. В начальной школе дети очень пластичны, недостаток движения чреват осложнениями. Оно необходимо детям в этом возрасте даже может быть больше, чем чтение и письмо. Многие родители сетуют: вот мой бегал бы целыми днями, а заниматься - ну ни в какую. Так в чем дело? Расчертили на асфальте числа и носитесь сколько душе угодно: четные-нечетные, не делится на три, сумма цифр - пять, да что угодно!
Ходилка
Это может быть простая настольная ходилка. Но лучше подойти к ней масштабно - начертить игровое поле на огромном листе бумаги, обоев или прямо на линолеуме. Получится квест в реальности. Устраиваем простую линейную викторину. По очереди бросаем кубики, ходим по клеткам. Кто быстрее доберется до финиша, тот победил. Ребенок встает на свою клетку и выбирает карточку с заданием. Столица Швейцарии? Начало Первой мировой? 175 делить на 5? Не ответил - возвращайся откуда пришел. И добавьте особые клетки и специальные карточки для остроты.
Съедобное-несъедобное
У ведущего мячик. Он кидает его кому хочет и задает вопрос. Для начала - с ответом «да» или «нет», потом пускаем в ход открытые вопросы. Подойдет любая тема, но лучше для этой игры использовать то, что уже неплохо изучено, для окончательного закрепления. Иначе дети будут долго думать, пропадет динамика и интерес. А самое главное - скорость.
Когда ребенок ловит мяч вместе с вопросом, и в этот момент на него все смотрят, - он испытывает позитивный стресс. В таком состоянии нужно еще научиться давать ответ быстро, и игра дает такой навык. Это ближе к реальным жизненным условиям, чем если ты отвечаешь на тот же вопрос в тесте, в тишине.
Уж проще этой игровой механики совсем ничего нет. Но когда появляется мячик, когда появляется азарт и интерес (к кому сейчас он прилетит?), а боязнь ответить неправильно и получить за это плохую оценку отодвинута на задний план, становится гораздо веселее.
Поставьте детей в круг, пусть теперь сами придумывают и задают вопросы. Пусть за каждым будет закреплено по одному числу, и ловящий мячик прибавляет свое число к уже получившейся сумме.
Одна весьма приятная особенность игрового подхода заключается в том, что взрослый может в какой-то момент встать и пойти пить чай, а дети будут продолжать себе играть, закрепляя полезные знания и навыки. Но взрослые нередко сами увлекаются игровым процессом, да так, что и не оторвать.