Поездка в Оптину пустынь на ГАЗ-66_4-5-6.11.2011_часть 1

Jan 24, 2017 00:16

Впереди были длинные ноябрьские выходные 4,5,6 - три дня - уже повод, чтобы куда-нибудь рвануть. Решено, едем в Калужскую область, в Оптину пустынь, давно хотели там побывать. Впереди целых три дня и две ночи, а в воздухе уже витает дух путешествий.



Наш верный конь осёдлан с вечера. Думали стартануть пораньше, но трудовая неделя дала себя знать, утром так хорошо спиться:) И вместо запланированных пяти утра выехали часов в одиннадцать, в итоге собрали все МКАДовские пробки, но всё же вырвались из цепких объятий большого города. Приятно урчит дизель, настроение приподнятое. Кто хоть раз отправлялся в путешествие, пусть даже вот такое, короткое, меня поймёт. К 14 часам пересекли границу Калужской области и первая наша остановка в городе Боровске у стен Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.



Рядом с монастырём на пригорке Братская могила, где захоронены советские воины, погибшие в боях за освобождение п.Ермолино в январе 1942 г. На могильном холме установлены капитальный памятник с надписью «Вечная слава». Выше надписи - пятиконечная звезда. У подножия памятника две мемориальные плиты с надписью на русском и латышском языках: «Вечная слава героям - солдатам, сержантам и офицерам 43-й гвардейской Латышской Рижской стрелковой дивизии, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».



Пафнутьев Боровский монастырь расположен на левом берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской области и в 83 км к юго-западу от Москвы. Он был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием Боровским (1395-1477). Перенеся тяжелую болезнь, святой подвижник оставил Боровский Покровский Высокий монастырь, где был игуменом, и поселился в пустынном месте. Вскоре к нему собрались искатели иноческого жития, и возникла обитель. При кончине Преподобного в монастыре было 95 человек братии.



Великие князья Московские, а потом цари и знатные люди делали богатые вклады в обитель, что позволяло вести в монастыре каменное строительство и приглашать наиболее известных мастеров для росписи храмов: монастырский собор расписывали иконописцы Митрофан и Дионисий. Великие князья часто приезжали в монастырь к преподобному Пафнутию для духовного совета, позже монастырь неоднократно посещали венценосные особы. Нынешние строения обители строили в конце 16-го столетия, во время правления Бориса Годунова.



В монастырь мы попали через Проломные (Водяные) ворота с неизвестной надвратной часовней.



Изначальная Рождественская церковь была деревянной, уже в 1467 году ее сменил Собор Рождества Пресвятой Богородицы - классический, белокаменный, роспись в котором выполнил иконописец Дионисий. Этот храм XV века также не сохранился: его разобрали в 1586 году для строительства нового пятиглавого храма, в кладке которого были задействованы блоки с фрагментами предыдущей росписи (сейчас их можно увидеть в Музее им. Рублева в Москве и Калужском областном краеведческом музее). Главная святыня собора - под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия.



Фрески, которые мы можем видеть в Пафнутьевом монастыре сегодня, были выполнены в 1644 году братьями Еропкиными. Несколько фотографий фресок, сохранившихся в нижнем ярусе колокольни.







Однако Рождественская церковь знаменита не фресками, не изразцами и не часами. Главное в её подклети в 1666-1667 годах ожидал своей участи знаменитый протопоп Аввакум - главный идеолог старообрядчества, выступивший в 1653 году против церковной реформы патриарха Никона, задумавшего исправить разночтения в церковных книгах и частично изменить православную обрядность. Аввакум с семьей был сослан в Сибирь. Потом возвращен и повторно предан суду. В Боровске его держали, как раз пока церковный собор рассматривал его дело. По новому приговору Аввакума сослали в Пустозерск, где 15 лет держали в земляной тюрьме. В 1682 году он был сожжен на костре.



В 1990 году Пафнутьев монастырь вернули церкви, и сейчас он известен своим святым старцем схимонахом Власием. К нему едут за советом со всей России. Говорят, что он «видит каждого человека насквозь».



Колокольня второго собора, Рождества Христова, возносящаяся выше всех над монастырем, построена в конце XVII века. Её возводили на деньги боярина Константина Щербатова. По его просьбе форма звонницы повторяет форму колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве. Она украшена поясом поливных изразцов и большими часами. Внизу расположена Трапезная церковь Рождества Христова 1511 г .





Нам повезло и мы смогли подняться на колокольню.



Колокола на звоннице новые, из старых сохранился лишь один, 1488 года, но он находится в музее Коломенское.



На одном из пролётов колокольни расположено вот такое устройство.



Вид с колокольни на юго-западную часть территории Пафнутьев-Боровского монастыря. и окресности Боровска. Внизу Святые врата и справа от них Поваренная башня. Правее Западный братский корпус.



Слева от Святых ворот расположена Георгиевская, или Знаменская, проездная башня, Ещё левее под коричневой крышей остатки надвратной церкви XVI века и к ней примыкает юго-восточный братский келейный корпус XVII века (кусочек зелёной крыши).



Вид с колокольни Пафнутьев-Боровского монастыря на Оружейную башню и на юго-восточный братский келейный корпус XVII века (кусочек зелёной крыши). За пределами монастыря здание миссионерско-просветительского центра в Боровске. На заднем плане церковь Димитрия Солунского в Рябушках (1804г).



Церковь Димитрия Солунского в Рябушках (1804г)



На переднем плане церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Роще (1708г), слева от неё Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1909-12гг) женской старообрядческой общины и справа Борисоглебская церковь (рубеж XVII-XVIII вв).



Вид на Боровск, на переднем плане - Тайницкая башня (башня измены), вроде бы здесь начинается тайный ход до самого Боровска, а еще именно через нее в 1610 году поляки проникли в монастырь при помощи изменников. На дальнем плане церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Роще (1708г).



Тайницкая башня и рядом погребной корпус XVI века.



Купола Рождественского собора, слева краснеет купол церкви во имя святителя Митрофана Цареградского с примыкающим к церкви настоятельским корпусом, справа Оружейная башня и перед ней зеленеет крыша келейного братского корпуса и виден кусочек крыши и окна учебного корпуса сельхозтехникума, построенного в 1930 году.



Больничные палаты с церковью Илии пророка построены в 1670 г. на средства князей Репниных. По преданию, церковь сооружена на месте захоронения защитников монастыря, погибших в 1610 г.



Поклонный крест и Оружейная башня.



На заднем плане Церковь во имя святителя Митрофана Цареградского пристроена к восточной части Архимандричьих (Настоятельских) палат в 1759-1760 гг. иждивением архимандрита Пафнутьева монастыря Митрофана Шеинкова.



Это необычное деревянное сооружение похоже на кормушку для птиц. В монастыре много голубей. На улице холодно, того и гляди пойдёт снег, а тут ещё цветы.



Территория монастыря ухожена, цветов уже практически нет, не сезон, всё-таки ноябрь на дворе, но газоны подстрижены, ели пушистые, кусты ровной, скруглённой формы. Святые врата и справа от них Поваренная башня.



Георгиевская, или Знаменская, проездная башня, правее остатки надвратной церкви XVI века и к ней примыкает юго-восточный братский келейный корпус XVII века, и ещё правее учебный корпус сельхозтехникума, построенного в 1930 году



Погуляв по территории и отведав монастырской выпечки, мы направляемся к выходу, чтобы продолжить путь в Оптину пустынь.



По дороге решаем сделать остановку у церкви Святого Николая Чудотворца в Русиново (Ермолино) (1817-36гг) и посетить Святой источник.



Напомню, что эта поездка состоялась в ноябре 2011 года и сейчас церковь отреставрирована и имеет совсем другой вид. В интернете я нашла фотографии церкви 2005 года. Приятно, что в реставрации есть сдвиги, церковь укреплена, появились купола и воздвигнуты на место кресты.



От церкви открывается восхитительный вид на реку Протву и её окресности. Жаль, что пасмурно и нет той яркости красок, которая присуща солнечному дню и голубому небу. Но всё равно взгляд радуют открывающиеся русские просторы, река, поля, леса, деревеньки.



Внизу идут строительные работы по благоустройству Святого источника Петра и Февронии близ Никольской церкви в Русиново (Ермолино).



Спускаемся. Лестница ужасная, в некоторых местах спуск довольно опасный, глину развезло от дождей, очень грязно.



Продолжаем путь. Уже на подъезде к козельску на развилке памятник с грузовиком, установленным на постаменте. ГАЗ-51 - советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель 50-70-х годов. Первые опытные образцы с индексом ГАЗ-51 были созданы перед Великой Отечественной войной, серийное производство развернуто с 1946 года. На обратной стороне кузова надпись "Козельский механический завод", то есть памятный знак заводу, основанному в 1931г и выпускающему автомобили-мастерские, предназначены для ремонта и технического обслуживания автотракторной, дорожной, горнодобывающей, строительной, бронетанковой техники, ремонтно-восстановительных работ на трассах газонефтепроводов, коммунального хозяйства, тепловых сетей и на линиях электропередач.



Вот и цель нашей поездки - Оптина пустынь.



Подъехали мы к Оптиной пусстыни уже в сумерках. Достаточно быстро стемнело, к сожалению осенний ноябрьский день  короткий. Мы погуляли немного по территории, но фотографии получились "не очень". К тому же ехать в темноту не хотелось и мы решили заночевать на стоянке монастыря, машина наша даёт возможность на любом месте чувствовать себя комфортно, так как в кунге полноценная однокомнатная квартира с теплом, газом, туалетом. Поужинав, мы выбрались на небольшую прогулку, а потом легли спать. Утром погода опять не радовала, было серо и пасмурно. Осень однако:(
Мы направляемся в монастырь. Утром всё здесь выглядит иначе. Внутрь попадаем через Святые врата.



Внутри арки стены Святых ворот покрыты росписями с изображением Оптинских Старцев. Вот некоторые фрагменты:
Верхнее левое изображение - слева направо: Преподобные Оптинские старцы Нектарий и Анатолий младший, далее группа Преподобные Амвросий, Иосиф, Лев, Иларион и Макарий, и завершают Преподобный Никон и Преподобномученик Исаакий.
Верхнее правое изображение - Преподобный Исаакий I.
На левом нижнем изображении - икона, находящаяся над Святыми вратами со внешней стороны "Введения богородицы во храм".
И на нижнем правом изображении - Святые старцы Оптинские Моисей, Антоний, Варсонофий, Анатолий.



Оптина пустынь - это ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области. Его основал в конце XIV века раскаявшийся разбойник по имени Опта (Оптия), принявший в монашестве имя Макарий. Оптина пустынь имеет большое значение для церковной жизни России, ее история является живой летописью духовного возрождения, возникшего в конце XVIII века. Обитель расположена рядом с сосновым бором и отделена от мира рекой Жиздрой, что способствовало появлению здесь отшельнической жизни. В истории Оптиной пустыни были и периоды упадка и периоды возрождения. Старцы, служившие на этой земле, отличались своей рассудительностью и прозорливостью, даром исцеления и чудотворений.



В центре Оптиной пустыни - Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм (1750-67гг), заложенный на месте каменного храма 1689 года. После возобновления в 1990 году освящены приделы Амвросия Оптинского (северный) и Николая Чудотворца (южный). В настоящее время в соборе почивают мощи оптинских старцев Амвросия (1812-1891) и Нектария (1853-1928).



Церковь Казанской Иконы Божией Матери в Оптиной Пустыни (1805-11гг). После реставрации в 1996 году освящены главный престол и два придела: Георгия Победоносца и Феодора Стратилата (северный) и Воздвижения (южный). В храме под спудом хранятся мощи настоятелей монастыря схиигумена Антония (1795-1865), схиархимандритов Исаакия (1810-1894) и Моисея (1782-1862), здесь же погребены архимандриты Досифей и Ксенофонт.



Церковь Преображения Господня в Оптиной Пустыни (2005-07гг). В храме хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (1891-1957).



На заднем плане видим западную надвратную башню ограды монастыря Оптина пустынь. В башне в 1998 году был устроен временный Владимирский храм. Это первый храм, устроенный после восстановления монастыря, освященный в память разрушенной больничной церкви. В настоящее время сохранён, но регулярные богослужения не проводятся.



Церковь Марии Египетской и Анны Праведной. (1858г). После реставрации в 2000-х возобновлен как домовый. Посетителям обители недоступен.



Некрополь на территории Оптиной Пустыни. В центре видна деревянная звонница.



Церковь Владимирской Иконы Божией Матери. Кирпичный одноглавый больничный храм первоначально был выстроен в 1809-1811 в стиле классицизма, расширен в 1853. Престол один. Закрыт до 1923, в кон. 1960-х разрушен до основания. К 1998 восстановлен во вновь выстроенном здании на старом месте в формах, близких к прежним. В храме хранятся мощи семи оптинских старцев: Анатолия (Зерцалова) (1824-1894), Анатолия (Потапова) (1855-1922), Варсонофия (1845-1913), Илариона (1805-1873), Иосифа (1837-1911), Льва (1768-1841) и Макария (1788-1860), обретенные в 1998 году.



Входная одноглавая каменная часовня над могилами иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993. Возведена в 2005-08 гг.



До 1769 года колокольня в Оптиной Пустыни была деревянной. Затем нашлись средства на строительство двухъярусной каменной колоколенки, а в 1804 году, при игумене Авраамии, возвели нынешнюю красавицу-колокольню.



Церковь Илариона Великого. Домовая церковь, пристроенная в 1874 к больничному корпусу монастыря, построенному в 1847 за монастырской оградой, у южных ворот. Сооружена по завещанию старца Иллариона. Престол один. Закрыта до 1923. В настоящее время отремонтирована, действует, выполняются обряды крещения и венчания, и отпевания. В здании бывшей больницы в настоящее время расположены паломническая трапезная и гостиница для паломниц.



Церковь Всех Святых была основана в 1837г. Кладбищенская церковь за монастырской оградой. Закрыта до 1923, позднее полностью разрушена. На прежнем месте заканчивается строительство нового небольшого кубического одноглавого храма.



После посещения храмов Оптиной пустыни мы направились к Скиту. Иоанно-Предтеченский скит в Оптиной пустыни находится за монастырской рощей. При его устройстве запрещалось рубить лес, чтобы скит был закрыт от взоров людей. Скит при Оптиной Пустыни основан оптинскими старцами в 1821 в прилегающем лесу. Имеет невысокую ограду с угловыми башнями и надвратной колокольней, 2 храмовых и 11 жилых и хозяйственных зданий, преимущественно деревянных. Закрыт в 1918, территория и здания использовались под дом отдыха, жилье, музей (с 1957). Вновь открыт в 1990. В настоящее время недоступен для свободного посещения.
Вид на Оптину пустынь со стороны Скита.



Надвратная скитская колокольня. Внешние стены покрыты росписями. Очень красиво!





Церковь Льва, епископа Катанского, в Иоанно-Предтеченском скиту, 1902 год. В нижнем этаже находился престол Михаила Архангела. Третий престол - Иоанна Рыльского. Закрыт до 1917, здание использовалось под книгохранилище. В сер. ХХ в. снесены завершения. В настоящее время внешне отремонтирован, но не возобновлён. Сейчас в здании церкви размещается гостиница для паломников.



Есть ещё одна Церковь Собора Иоанна Предтечи (1821-22гг), но она находится в центре скита, а посещение скита запрещены, поэтому вторую церковь мы не увидели. К счастью Святой колодец Амвросия Медиоланского у Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни со святой водой находится перед скитом. Оптинский старец Амвросий благословил создание колодца и указал для него место. Вода в колодце отличалась хорошим качеством, и скитяне использовали ее для питья и приготовления чая. Зафиксированы случаи исцеления после употребления святой воды из колодца.



В 13 часов мы покидаем Оптину пустынь.



Наш путь лежит в Шамордино. А вокруг извилистые реки, бескрайние поля сменяются лесами. В неярких красках осени предстаёт перед нами неброская красота Калужской земли.







Река Серена, приток Жиздры, через Протву несёт свои воды в Оку.



Деревня Каменка Калужская область,  Козельский район.



В населенном пункте Каменка поворачиваем направо по указателю "Шамордино" и дальше, никуда не сворачивая, доезжаем до монастыря Казанская Амвросиевская пустынь.





Не повезло бедолаге, вероятно слетел в обрыв на крутом повороте.









монастырь, Газ-66, Калужская область, 2011, автопутешествие

Previous post Next post
Up