Круглый стол «Не время больших теорий?»
организованный факультетом философии НИУ ВШЭ и Институтом мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова, состоится 21 октября в 18:00 по адресу: Мясницкая, 20, ауд. 102 (НИУ ВШЭ).
Программа круглого стола:
Алексей Глухов (МФК) “Лучшая теория”
Ирина Дуденкова (РАНХиГС) “Теория между простотой и сложностью”
Дмитрий Кралечкин (МФК) “Философская теория в условиях неолиберальной академии”
Татьяна Левина (НИУ ВШЭ) "Теория как проблема приоритетов: ученые и научное сообщество"
Александр Марков (МГУ) "Большая теория как большой жанр"
Виктория Мусвик (МГУ) “Дух, субъективность, аффект”: позитивистское дробление знания, синтетические тенденции в современной культуре и психология как возможное связующее звено”
Аркадий Перлов (РГГУ) “Не видишь суслика? - А он есть"- большие теории продуцируются, но они непопулярны”
Виктория Файбышенко (РИК) “Теория как идеология и теория как нейтрализация идеологического
Доклады участников: 18.10-19.10
Дмитрий Кралечкин (МФК)
Философская теория в условиях неолиберальной академии
«Большие» философские теории во второй половине XX века получили
название «метафизики», по отношению к которой академические философы
заняли позицию «критики», «деконструкции» и «закрытия». Такое отношение
объединяет аналитическую философию и континентальную, поскольку его
фоном выступает общая институциональная логика. Расцвет «критических»
практик совпадает со структурацией «неолиберальной» академии, для
которой характерна «краткосрочная» игра с теоретическими содержаниями и
текстами. В философии, производимой в такой академии, возможны акции,
но не облигации. Вопрос в том, что делать, когда акции падают в цене,
дискурс критики окаменевает, а задача деконструкции метафизики
тривиализируется. Чего можно ожидать на границах неолиберальной
академии или в местах ее распада - новых «больших теорий» или
сектантской метафизики?
Ирина Дуденкова (РАНХиГС)
Теория между простотой и сложностью
Известно широко распространенное философская предположение о простоте
как теоретической доблести, иногда оно остается неявным, иногда признается
как самоочевидная истина, иногда возвышается до статуса принципа
(принцип экономии или бритва Оккама). Является ли она регулятивом для
современной интеллектуальной ситуации с ее пресловутой
«чувствительности к сложности мира»? На примере известного
теоретического спора между Серлем и Деррида в докладе будет
продемонстрирована проблема определения и оправдания принципа
простоты, величина ставки в игре синтаксической простоты (элегантности) и
онтологической простоты (экономии) теории.
Алексей Глухов (МФК)
Лучшая теория
"Большая теория" - это заявка науки на суверенность. Отказ от "больших
теорий" - это предательство принципа знание-сила. Философский расчет на
скромность мудрости не имеет под собой оснований, а на доступ к
реальности может претендовать только "лучшая теория".
Виктория Файбышенко (РИК)
Теория как идеология и теория как нейтрализация идеологического
(аннотация будет опубликована позже)
Аркадий Перлов (РГГУ)
“Не видишь суслика? - А он есть"- большие теории продуцируются, но они
непопулярны
Реплика будет посвящена «большим теориям» не в смысле философской
метафизики или всеобъясняющих конструкций типа «марксизма» или
«семиотики». Скорее, захочется поговорить о БТ как о «больших важных
гипотезах» (например, «что такое гуманитарное знание» или «что радикально
поменялось в условиях университетского образования»). Тогда вопрос
кажется продуктивным переформулировать из фигурировавшего «готовы ли
„мы“ создавать теории» в «почему „мы“ не заявляем о своих теориях и не
интересуемся теориями друг друга?». Вариант ответа может состоять в том,
чтобы признать российское гуманитарное знание гуманитаристикой страны
второго эшелона, «местечковой полуидеологией». Социальный контракт
гуманитария в таких условиях предполагает преподавание, высказывание и
письмо, но не чтение, обсуждение и интерес к чужой работе.
Второй вопрос, по которому планируется сделать короткое высказывание:
проблема сохранения или эрозии «больших дисциплин». Если вспомнить, с
чем мы сравниваем (с временами гораздо более низкой профессиональной,
академической и информационной мобильности), то не исключено, что для
воспроизводства дисциплинарных границ действительно уже разрушаются
институциональные основания, что, правда, можно не только оплакивать, но
и приветствовать.
Татьяна Левина (НИУ ВШЭ)
Теория как проблема приоритетов: ученые и научное сообщество
В выступлении пойдет речь о том, что именно мешает выработке новых
теорий в гуманитарных науках на примере философии, а также о возможных
путях выхода из кризиса теорий. Система образования и науки ориентирована
на либо на "приоритетную тематику" выдачи грантов, либо на сами институты и
сложившиеся в них научные практики. Однако развитие науки происходит различными
способами - и "кумулятивным", и "революционным".
Интересно, что куновское различение стало востребованным внутри
аналитической философии, в маргинальных ее областях (в 80-е таковыми
были теории "несуществующих объектов", сейчас эта тема распространяет
свое влияние). В философии советского времени немало более жестоких
примеров маргинализации теоретических исследований. Должна ли
"приоритетная тематика", диктуемая институтами, быть приоритетом, или
ученые самостоятельно решают, "как двигать науку"? Что должно быть
важным для развития теорий? Как вырастить новое поколение теоретиков?
Ответы на эти вопросы будут представлены в докладе.
Александр Марков (МГУ)
Большая теория как большой жанр
Критика теорий обычно исходит из теоремы о неполноте (точнее, ее
интерпретаций) и других эпистемологических конструкций, подрывающих
притязания теории на выстраивание оптики очевидности, и одновременно
говорят о возможности внетеоретического покрытия исследуемого поля. Эта
критика не замечает важнейшего свойства теорий: теория никогда не
расширяет область своей компетенции на те предметы, которые не были
увидены как "теоретические", как поддающиеся конечному числу операций
вписывания в контексты. В этом смысле можно сопоставить работу теории в
науке с работой жанра в литературе и искусстве: жанр является самым общим
контекстом высказывания, и одновременно контекстуализирует любой
нарратив, несмотря на его сопротивление. Большинство современных теорий
исходят из существования кратких научных нарративов, нарративов оценки и
умозаключения. Тогда как большие теории прошлого исходили из больших
нарративов, таких как научный поиск, практика себя или программирование
образа человека. Таким образом, большая теория станет возможна тогда,
когда будет достигнута корреляция "оценки" и "очевидности", что возможно
только при некоторой корректировке аксиологической шкалы в гуманитарных
науках.
Виктория Мусвик (МГУ)
Гуманитарные науки и "науки о духе": позитивистское дробление знания,
синтетические тенденции в современной культуре и психология как
возможное связующее звено
Речь в этом выступлении пойдет об утрате гуманитарными науками 20 века
общей базы. Говорить здесь стоит не только о распадении на множество
дисциплин, но и об общей дегуманизации знания, отсутствии единой
перспективы у деконструирующего взгляда ученого-гуманитария, расколу
между не доверяющими чувственному опыту лингвоцентристами,
сторонниками жесткой социальной детерминированности сферы духа и
исследователями аффекта, блокирующими рациональность и сводящими
субъективность к изоляции и недоступности для другого. «Большие теории»
невозможны для гуманитаристики, утратившей - по сути - ощущение своего
единства и отличия от естественных наук. Между тем, синтетические
тенденции последнего времени в культуре (в частности - в визуальных
искусствах) диктуют необходимость осмысленого синтеза гуманитарного
знания. Для этого я предлагаю вернуться к основам современной
гуманитаристики - «Введению в науки о духе» Вильгельма Дильтея,
положившего в основу гуманитарных наук представление о субъективности
как о связи между людьми. В этом смысле гуманитарию интересно
обратиться к современной психологии/психотерапии - не в качестве базы для
инструментального вырывания оттуда отдельных, часто уже устаревших,
(психо)аналитических концепций и категорий, но в качестве целостного поля.
Это поле движимо собственными представлениями о целях своей
деятельности - контакте/коммуникации между людьми, установлении между
ними реальной близости и гуманном, бережном, этичном обращения со
сферой субъективного опыта, с феноменами духа и бессознательного.
Дискуссия: 19.10-20.30
Ждем Вас!
До завтрашнего дня еще возможно заказать пропуск: levinatat () gmail.com