"Глаз Божий" Леонида Парфенова

Jun 02, 2012 23:13

Фильм Парфенова совершенно меня потряс. Нет слов. Не поддается описанию то, как он вписал историю российских меценатов искусства в историю 19-20 веков. Именно так, внутри общего контекста я и воспринимаю "свою" линию метафизического реализма. Я потрясена, правда! Вот так пафосно пишу ( Read more... )

Leave a comment

Comments 9

kuznetsov June 3 2012, 09:57:25 UTC
Не понял мысль насчет старообрядцев.

Reply

eliseevna_50 June 3 2012, 10:54:41 UTC
Морозов и Щукин - из старообрядцев. Когда они занимались коллекционированием живописи, то были уже в лоне синод. церкви. Хотя их родня, особенно Морозовы, конечно, были и оставались старообрядцами. Кстати старообрядцы не пожертвовали на этот музей , а коллекции Морозова и Щукина появились там гораздо позже. Цветаев объяснил это их мужицким происхождением, а все было связано с тем, что Музей получил имя Александра III, мало любимого старообрядцами, а главное попечительский совет возглавлял Вел. князь Сергей Александрович, просто ненавидевший старообрядцев.

Reply

troposfera June 3 2012, 18:42:28 UTC
Старообрядческие иконы сохраняли "старое письмо" до 16 века, когда все иконы стали записываться новыми, "европейскими", барочными образами (отголосок победы иосифлян). Собственно, сам русский авангард во многом связан со старообрядческой иконой - в начале 20 века художники авангардисты много "списывали" с них.

Часто старообрядческая икона - минималистична и нерепрезентативна (как Андрей Рублев и Дионисий и др. "старые" мастера). Поэтому, если меценаты были старообрядцами, они попросту могли иметь вкус к "новой живописи". Сезанн начинает порывать с репрезентацией, Матисс, Пикассо и тд - уже показывают, как без нее можно обходиться. А меценаты умели это "понять", в силу своей ситуации.

Reply

kuznetsov June 3 2012, 18:49:30 UTC
Слишком много допущений, ИМХО. Даже если поверить вам и согласиться, что корреляция есть, до причинно-следственной связи здесь очень далеко. "Все объясняет" - это слишком сильный вывод из такого обоснования.

Reply


markovaja June 3 2012, 10:03:42 UTC
Мне было лет 12-13 наверное, когда мы с подругой пришли в особняк Рябушинского, который кагбэ музей-квартира М.Горького, но на самом деле там я наконец увидала модерн изнутри, как это бывает, когда все эти растительные орнаменты, улиточки-медузы по комнатам ползают и лестницы украшают. Была там еще на верхнем этаже ротонда, заставленная какой-то горьковской экспозицией, подозрительная какая-то, смутно что-то напоминавшая... Через несколько лет уже стало понятно, что это домашняя часовня, а потом уже и появилась экспозиция о настоящих хозяевах, предпринимателях старообрядцах Рябушинских. Савва, да, тоже... Причем церковь в Абрамцево, замечательно вписывается во все московские старообрядческие сказочные теремки

Reply

troposfera June 3 2012, 18:46:11 UTC
Да, удивительно все это. Но насколько поражает факт, что весь этот авангард стал частью худ. жизни Москвы уже после того, как я родилась! Меня это потрясло. Все как-то по-Лейбницу получается, что мы живем в лучшем из миров. Этому новому миру всего около 30 лет...

И еще я теперь все время думаю, что меня бы при Сталине за формализм бы осудили. Этим аргументом я пользуюсь, когда кому-то рассказываю, как жилось и работалось при сталинизме.

Reply


Leave a comment

Up