(no subject)

Apr 02, 2014 08:54


1. http://trs-trs-foto.livejournal.com/191429.html (маяковский, северный, парщиков, драгомощенко)
2. http://trs-trs-foto.livejournal.com/255034.html (лошманов)
3. http://trs-trs-foto.livejournal.com/280803.html (кирсанов)
4. http://trs-trs-foto.livejournal.com/285945.html (шефнер, сельвинский, смеляков)
5. http://trs-trs-foto.livejournal.com/286733.html (танич, казакова, симонов)
6. http://trs-trs-foto.livejournal.com/287346.html (барто)
7. http://trs-trs-foto.livejournal.com/292355.html (барто, кушнер)
8. http://trs-trs-foto.livejournal.com/293063.html (веденяпин, гандельсман)
9. http://trs-trs-foto.livejournal.com/293469.html (медведев)
10. http://trs-trs-foto.livejournal.com/294172.html (барскова, денисова)
11. http://trs-trs-foto.livejournal.com/294721.html (айги)
12. http://trs-trs-foto.livejournal.com/295744.html (цветков, кудряшова)
13. http://trs-trs-foto.livejournal.com/295965.html (гилфанов)
14. http://trs-trs-foto.livejournal.com/301356.html (рубинштейн)

Илья Кутик

КЭРРОЛЛ И МОДЕЛЬ, 1875

Льюис Кэрролл нимфеток любил страстнее,
чем Гумберт Гумберт или - в холстах Балтюс.
Передо мной его фото очередной Алисы, точнее - Ксеи,
точней - Александры. Ей бы на сцену, в ТЮЗ:

лежит в матросских чулочках на бамбуковой раскладушке,
забросив китайский зонтик за спину. На щеке
правой - то ли родинка, то ли подобье мушки,
а то, что модель с фотографом накоротке,

ясно по наглому взгляду. Плюс - слишком тонкие губы,
слишком жидкие волосы. Кэрролл же, как осел

(впрочем, без всяких «как») и как многие однолюбы,
пытается возвести над девочкой ореол -

из китайского зонтика: голова, от которой спицы
отходят, словно лучи, хотя черен зонта испод.

И - глядя на черное солнце - сразу хочется смыться,
уменьшиться и убежать в какой-нибудь тайный ход.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА, 1868

Великий Надар снимает с воздушного шара
Триумфальную арку. Колеблемая тренога
скользит по корзине, как вроссыпь бежит отара
от шара, когда его слишком много

над нею. Он ее поправляет движением полководца,
а она - опять расползается. Эти туда-сюда,
как борьба на палубе. Вот-вот она громыхнется
птичьим трилистником. - Не правда ли, господа,
великолепный вид?! - В основе любого вида
лежит борьба. Интересно, что скажет Дарвин
о треноге фотографа, о домах и арке,
обо мне и тебе. Воздух-кариатида

держит шар, но тот - как диван - продавлен
и - вот-вот - опустится в зоопарке.

НЮ-2

Ноги... ноги... ноги... ноги... ноги,
к лицу поджатые: виден лишь глаз - один.
Колени - круглые. Падает освещенье,
как колготки белые. Не хватает только гардин
сирени, прожженных Врубелем. Так вот боги
выглядят, если их преломить - как кукол - в поясе, а колени

отогнуть к подбородку. Но веки кукол
(что у богов - всегда) не закрыты, пока их не
перевернут: а тут - полыхает глаз

и вертикальна поза. Какой ты ни примешь угол,
этот глаз - на тебе. Хотя ноги - в их белизне,
еще надеются взгляд перебороть у нас.



НЮ-3

Она вытаскивает занозу
из грязной-грязной ступни. Белейшее тело Складки -
как охватная рифма: рифмуются грудь - живот
и две складки меж ними. Странно,

что у нее, принявшей такую позу,
такое белое тело и такие грязные пятки.
Поза - античного мальчика, но мрамор, в отличье от
фотографии, чистится. И от грязи гноится рана.

НЮ-4

Грудь и рука. Живот омывает пена.
Кусочек шеи, как латинское «ви».
Мочка уха. Пупок работает, как воронка:
пена завихряется. А рука

того же самого тела сжимает самозабвенно
грудь, увеличенную от любви
к себе и вообще. К ней бы прижать ребенка,
а не руку, но не дано пока.

ФОТОГРАФ ИОАННА

1

Он долго ходил по улицам. Но лица
не находил подходящего. С неба

сыпалась задумчивая пыльца,
переходящая в упоминанье снега.

На четвертый месяц он увидел Его.
Тот был Иоанн Креститель в год 1859

от Рождества Христова. После немой борьбы
- еще двухмесячной - небо стало ватой,

и тот согласился. Он снимал его в тишине
студии, погружающей в сон без шприца

или бутылки. Мело, а в чужой стране
перед Иродом выделывалась танцовщица.

2

Он преподнес ее в шляпе, голову. Все застыли
на выставке. Голова дышала

таким спокойным ответом на «или-или»,
что и этого зрителям было мало:

- Но почему же в шляпе? - А потому, что дело
сделано, господа. Дело, как говорится, в шляпе,

господа. - А тело его? - А тело
осталось в студии - лежать в еле слышном храпе.

ФОТОГРАФ И МОДЕЛЬ

1

Ей под семьдесят. Но в глазах всё порхают эльфы.
Обнажена по пояс, она задает вопрос,
гордиться ли ей - по-прежнему - данным телом.
Треножник фотографа - это вторые Дельфы.
Он же - накрылся платком, как белый медведь свой нос
накрывает лапой, с эпосом слившись белым.

2

Ей под семьдесят. Она до сих пор красива.
Уверенная в лице, не уверенная в груди,
она заслоняет ее руками. И все ж на фото
главное не она, а главное - перспектива:
эти, растущие позади,
с надписью «выход» запертые ворота.

АЛИСА В ЮНОСТИ
(фото Джулии Камерон, 1872)

Осиная талия. Наверняка - корсет.
Затянутый так, что - не вздохнуть. Рукой
упершись в корсет, держит она в другой
декадентский распадающийся букет.
Называется все - «Помона», богиня трав,
цветов и деревьев. Но если еще шнурок
затянуть на корсете, она испытает шок,
и богине потребуется костоправ.

Лицо же - как дзот, т.е. - сплошные щелки:
губы - поджаты, глаза ж, хотя
и смотрят в камеру, говорят: - Я не то дитя,
которое лезет в любые щелки,
как у Кэрролла: я - как ветка
яблони, я - и весна, и лето.
Но если шнурки потянуть корсета,
она вздрогнет, словно марионетка,

потерявшая управленье. Теперь за оба
тяни шнурка, направляй куда
хочешь - к кувшину, где есть вода,
или - если страшит чащоба,
которую может произвести она,-
куда угодно, только лишь за пределы
этой студии. И помни: движеньем тела
века заведовать не должна.

НАДПИСЬ НА ФОТОГРАФИИ

Она выходит с бокалом, ноги все отсидев,
в вечернем платье, сидящем на этой даме
как влитое, и чокается с двумя большими буквами Ф
- с подошедшими к ней слонами.

ПОРТРЕТ АКТРИСЫ

Знаменитость, но дурнушка. Надар
не то, чтоб смущен: Сара Бернар ведь тоже
не из красоток. Но публика скорчит рожи
при виде урода статичного, несмотря на дар

перевоплощенья на сцене. Любой ценой
сделать портрет, и - чтоб совесть не угрызала.
У Станиславского она играла б спиною к залу,
и сфотографирована - спиной.

АЛИСА УХОДЯЩАЯ

Хаджиме Саватари, еще один алисолюб. Фото:
золотокудрую девочку уводит фигура в черном
по дворцовой лестнице. Девочка вполоборота
смотрит назад, но шагом идет покорным

за фигурой в плаще. Впереди: палаццо,
а спина - то ли Вергилий, а она тогда - Алигьери
в возрасте девочки: то ли спина сознаться
не хочет, кто она, и все на одной лишь вере

тогда здесь держится... Под облупленными перилами
каменной лестницы - папоротник. Он как
ключ к воротам палаццо, и надо собраться с силами,
чтобы вставить его в надвигающийся полумрак.

БРОВИ

1

Фрида Кало, жена Диего Риверы,
сама - художница, сама себе и модель,
к тому ж
любовница Троцкого (в доме ее он, кстати,
и был зарублен), не утратившая ни веры
в светлое будущее, как муж,
ни в свою кисть в семейном своем разврате,
умерла в 47. Здоровье
было слабым с юности. Что от нее осталось?
Альбомы. Полотна. Многое. Впрочем, малость.
А главное, как сказал бы Гоголь, густые брови.

2

Статья в «Чикаго Трибьюн» от 20 ноября
2002 года: «Фильм о Фриде Кало
сменит моду на брови». У Фриды на переносице
они сцеплялись, как якоря,
под рябью лба: срастались, как их свело
вместе рожденье, и переносится
сращение в Голливуд, паникующий, вот-вот
брови-шнурочки, как это писалось в прозе
украинской, - так и почиют в бозе,
а мохнатые брови будут пущены в оборот.

3

Газета успокаивает, что, мол,
такие брови не новость: что хоть и без
заросшей сплошь переносицы, но тоже весьма густые
они у многих уже, таких, как Лорен Бэколл,
София Лорен, Деми Мур и прочих: что интерес
к бровям Мадонны и Буша рождают не запятые,
лежащие горизонтально, а две пары густых бровей.
Косметолог из Голливуда говорит, что брови - гардины
глаз, ибо те суть окна, они - едины,
и нарушать гармонию может лишь лиходей.

4

Газета приводит фото глаз и бровей, забыв
о шестидесятых, о серии тех же фото,
сделанных Биллом Брандтом, - бровей и глаз:
Генри Мур, Жан Арп, Жорж Брак и другие: бровей наплыв
на глаза добавляет ко взгляду что-то,
чего нет в «Трибьюн»: что-то, что держит нас:
да, морщины. Морщины - и под, и рядом.
Нет их в «Трибьюн». Гардины без складок, как
никогда не бывает. А бывает, когда лишь мрак
расстилается за гардинами, задернутыми перед взглядом.

стихи о фотографии

Previous post Next post
Up