Интернет каким-то одним ему ведомым способом выкидывает на этот берег похожие фотопроекты. И не ищешь, а что-то находится. В этот раз пара проектов практически ничем не связана (визуально, так уж точно), кроме существенных допущений сделанных их авторами в своих стейтментах. Оба они демонстрируют нам некую фантазию, основной нерв которой раскрыт лишь в дополняющем тексте. Мои вопросы чуть ниже самих проектов.
Сергей Новиков - The Wall-7,16,45... (2014-)
"Противостояние с Западом породило в Советском Союзе особый вид территориального образования - закрытые города. Они встали на службу науке и обороне государства, являясь местами разработки (Арзамас-16) или утилизации (Свердловск-45) ядерного оружия, местами базирования военно-морского флота и ракетных войск. Такие города не были нанесены на карты, носили зашифрованные имена, их называли почтовыми ящиками по аналогии с расположенными в них засекреченными предприятиями, которые не имели конкретного адреса, а только номер почтового ящика, на который и отсылалась вся корреспонденция. Жителям этих городов было велено не упоминать своего места жительства, ограничиваясь названием ближайшего крупного города (например, Красноярск вместо Красноярск-26).
Вместе с распадом советского государства в закрытых городах началась другая жизнь-они перестали быть секретными. Границы остались закрытыми для "чужих", относительное благополучие- государственные дотации, помноженные на низкий уровень преступности и повышенный-медицины и сферы обслуживания заставляли жителей с недоверием относиться к первым робким попыткам поднять вопрос о целесообразности сохранения барьеров.
В настоящее время в России остаются закрытыми 44 города, в них живет 1,2 млн. человек. Для попадания в город необходим пропуск, чаще всего- приглашение от близкого родственника, проживающего в нем. Опросы в "почтовых ящиках" показывают, что большинство жителей все еще против радикальных изменений территориальной политики. Наиболее вероятными последствиями демонтажа оградительных сооружений они видят поток бездомных, преступников, лишение поддержки из бюджета.
Проект "Стена-7,16,45..."- это визуализация воспоминаний жителей закрытых городов, собственного опыта посещения этих мест, обсуждений на веб-форумах, заявлений городских властей, публикаций, касающихся исследуемой темы, в соцсетях. В проекте нет кадров, сделанных в закрытых городах.
2014-."
http://sergeynovikov.com/index.php?/projects/the-wall-71645/ Frederick Carnet - In-Between (2013)
"Between wild untouched landscapes and urban areas - or just residential areas, the limits are both marked but srill non-existent as nature is everywhere. Though Iceland is one of the less criminal country in the world, where the police seem bored, criminal literature is prolific, I use this limit, the area in-between, as a field of police investigation, seeing each area photographed as a potential crime scene spot. Everything in between seems so calm but..."
http://www.frederickcarnet.com/index.php?/iceland/in-between1/http://www.phasesmag.com/frederick-carnet/in-between-2/ Так ли будут смотрется эти фотографии, если не прочесть ударные слова "секретных городах" и "потенциальных местах преступления"? Или всё-таки это слова проступают в самих картинках? Прямо вот очень хорошая пара пректов для обсуждения "отношений слов и фотографии". Если мы отрежем стейтмент, то получим ли мы стандартный для европейской фотографии набор "равнодушных пейзажей" и стандартные постановочные странноватые (иногда) фото с незнакомыми нам людьми?
Мне кажется, что в данном случае оказывается не всё равно, когда именно ты читаешь "поясняющий текст". Вот, скажем, в журнале Phases стейтмент исландского автора идёт после фотографий, хотя на его сайте он стандартно виден сразу. И субъективно - это два разных впечатления. В случае журнала изображения как будто накапливают некое неозвученное слово и в конце "выстрел" - "места преступлений" (пусть и фиктивных). У Новикова - тоже читается какая-то история, тоже накапливается некое ожидаемое объяснение картинок. Но надо ли его давать так явно в лоб?
Оба объяснения очень сильно локализованы. Всё как завещала нам партия. Про интернациональные методы и сугубо локальные (этнографические) истории.
Интересно как эти проекты играют с "авторским усилием". Оно сейчас ценится чуть ли не больше всего на рынке фотографии. С этим усилием здесь всё скромно, не в смысле его полной отмены, но в, назовём её так, "экономии сил".
В случае Новикова, очевидный антипод с похожим звучанием и подчёркнуто явным усилием - это Данила Ткаченко и его
Restricted Areas. К слову у него на сайте стало сильно больше картинок в этой серии (посмотрите - половину вы, наверняка, не видели).
У Frederick Carnet тоже есть такой двойник. Не могу вспомнить имя - даже книга такая была, где были представлены ничем непримечательные городские пейзажи. Единственная их связь состояла в том, что это были места, которые автор нашёл в сводках уличных преступлений. То есть такие же "молчащие фотографии", но только реальность насилия растворённого в них может быть подтверждена документально.