фотография, Холокост, современность

Jan 23, 2017 00:49

Первый проект практически классический, фиксирующий реальность нового времени (2008 год), мир повсеместной цифровой фотографии и активной индустрии темного туризма (dark tourism). Результат документирования деятельности туристов в отдельно взятом концлагере оказывается настолько неожиданным, что в 2009 году серия заслужено выигрывает приз WPP.

Второй проект интеллектуальный - попытка взлома, с подробным описанием всех сложностей - системы фильтрации информации видимой нами в сети. Автор ставит амбициозную задачу вернуть в поле зрения человека эпохи мобильного интернета фотографии, которые могли бы потревожить его. Потревожат ли?

Третий проект относится к тому странному сближению фотографии и кинодокументалистики, которое иногда случается. Статичные кадры фиксации туристических потоков демонстрируют не просто ситуации, а, возможно это самое страшное, их шаблонность и механистичность.

Наконец, четвертый проект сделан вообще не фотографом и из всех перечисленных, безусловно, самый вирусный. Буквально сейчас и из каждого утюга. Из-за использования чужих "селфи" из соцсетей, сделаных на территории Мемориала жертвам Холокоста в Берлине, ситуация выворачивается наизнанку. Уже не нужен сторонний фотограф и наблюдаемый наблюдает сам за собой, но себя не видит пока не появится автор. Материал течет рекой, как течет рекой поток туристов через места скорби. Вирусность проекта во многом обеспечена апелляцией к морали, все ахают и причитают.

Вдогонку, мысли-вопросы. Селфи, по всей видимости, не связан с местом, где он делается. Поэтому идея поджигать от морали в последнем проекте мне кажется слабой, неумной и ложной по посылу. Пространство селфи - это всегда Интернет. Где бы ты ни находился, делая селфи ты делаешь его не в физическом пространстве окружающем тебя. Как связать себя и пространство в кадре, если пространство не предполагает веселья? Есть ли живые, рабочие приёмы, которые делали бы кадр приемлемым? Кажется, что такая культура отсутствует. Избитое место говорить о том, что Инстаграм - это место симуляции успеха, счастья и прочего. Единственный пример "селфи" и "документации негатива", который прорывается в свет, который я видел, и который связан с личным опытом переживающего его - это использование фотографий с порезами на руках. Это экстремальный вариант, но он существует. Никто не фотографируется плачущим, максимум - красивая рисованная картинка, или что-нибудь "щемящее" с фотостоков (с одинокими путниками, лошадками и укрытыми одеялками телами).

Roger Cremers - Tourist behaviour (2008)



"Visitors walk through the grounds of the Auschwitz-Birkenau Memorial and Museum.

The terrain and buildings of the former concentration camps are open to visitors, not only as an historical representation of how they functioned, but as testimony to the atrocities that took place there.
The aim is not just to increase awareness, but to awaken responsibility, so that learning about history has an impact on current thought and behavior.

Auschwitz-Birkenau, in the south of Poland, is difficult to photograph, not only because of its dark history, but also because it has been already photographed so often: the imagery of the former German death camp is almost iconic.
Therefore I decided not to focus so much on the camp itself, but on the tourists taking snap shots of it.

Auschwitz is the biggest tourist attraction in Poland, with over a million visitors each year, but whereas a typical museum pays tribute to beauty or knowledge, this one is all about hatred and intolerance and what it can lead to.

This probably explains why for many years it was difficult to find international sponsors for the costly and complicated maintenance of the site (the wooden barracks in Birkenau were not built for eternity by the Nazi’s)." (отсюда)

http://rogercremers.com/world-war-two-today/tourist-behaviour-in-auschwitz/
https://www.worldpressphoto.org/collection/photo/2009/arts-and-entertainment/roger-cremers

Александр Михалкович - Заставить интернет помнить Холокост (2014)



"Законы, по которым сегодня живет интернет, модерируются, придумываются кем-то, подгоняются под обычного среднестатистического пользователя. В процессе поиска информации, выходящей за установленные рамки, человеку недостаточно обладать одним лишь стремлением. Он должен быть готов к тому, что ему придется споткнуться ни об одну кочку дезинформации. Я же поставил перед собой цель обойти эти законы, обмануть модераторов и постоянно бдящие системы безопасности, показать другие снимки, выйти на объективное информирование обывателя.

Мне кажется, что люди начали забывать про Холокост. Про него сложно найти информацию, если не заниматься специально этой темой. Часто люди посещают места, где еще совсем недавно происходили трагические события, и даже не подозревают об этом. Обнаружив несколько трагичных фотосвидетельств, я попробовал напомнить людям про Холокост на территории Латвии. Я решил обойти системы обороны популярных сервисов, размещающих фотографии на карте, таких как Google Earth, Panoramio и Foursquare, и разбавить привычную нам фотоленту из туристических или молодежных фотографий снимками фашистких зверств. Мои факты - черно-белые, они ужасны с точки зрения какой-нибудь девочки, которая пришла бы на пляж, «зачекинилась» на Foursquare и вдруг увидела рядом фотографии расстрелов.

Так как у Интернет-гигантов существует автоматизированная система проверки фотографий перед тем, как сделать их доступными для публики, мне пришлось искать способы обойти системы защиты. С помощью специальных программ я изменял данные местонахождения моего смартфона, и вносил незначительные визуальные изменения в фотографии, чтобы сделать их невидимыми для системы проверки авторского права. Не всегда мои ухищрения оказывались успешными: после двухдневного модерирования Google Earth так и не разместил их в публичном доступе. Возможно, на каком-то из этапов проверки у робота возникли подозрения, и он отправил фотографии на модерацию оператору-человеку.

В процессе своего эксперимента я ощущал себя как Аба Ковнер, член организации NAKAM - послевоенной терротистической группы, которая мечтала отомстить Германии отравлением дрезденского водохранилища. Я террорист, но во имя памяти. Я проникаю в ваш мир закатов, сэлфи, котят и еды; напоминаю вам о том, что скрыто под слоем песка, на котором вы загораете и чекинетесь".
(отсюда)

http://journalby.com/news/zastavit-internet-pomnit-holokost-367

Сергей Лозница - «Аустерлиц» (2016)

image Click to view



Из интервью: "- Меня едва ли не больше всех потряс человек, который встал к расстрельному столбу, чтобы жена его сфотографировала. И ручки поднял. Это что? Чистая беспримесная глупость? Или торжество жизни над смертью? Нет в этом эдакого ухарского пафоса «а со мной ничего не будет, даже если я…»?

- Ага, вот! Эта нота - я тоже чувствовал её. Особенно когда приходили еврейские делегации. «Мы победили, а это всё разрушено».

- Дети играют на трупе дракона?

- Потоптаться на том месте, где было повержено зло, да. И особая какая-то эмоция приподнятости. Необязательно только она, другие тоже примешиваются, - но она выделяется. Фотографироваться с израильским флагом на фоне этих ворот и громко восклицать «эвоэ Исроэль» - такое просто никак нельзя трактовать иначе. Такое ветхозаветное чувство: «смотрите, несмотря ни на что, мы всё равно живём, мы всё это преодолели». Но ведь «преодоление» не имеет отношения к тому, что они делают. Потому что мы не преодолели, люди были уничтожены. Мы, может, даже и не победили. Так, купировали. До поры до времени." (отсюда)

http://seance.ru/blog/austerlitz-interview/

Shahak Shapira- Yolocaust 2017





"Yolocaust is a project by Israeli satirist and author Shahak Shapira that explores our commemorative culture by combining selfies from the Holocaust Memorial in Berlin with footage from Nazi extermination camps. The selfies were found on Facebook, Instagram, Tinder and Grindr. Comments, hashtags and "Likes" that were posted with the selfies are also included.

About 10,000 people visit the Memorial to the Murdered Jews of Europe every day. Many of them take goofy pictures, jump, skate or bike on the 2,711 concrete slabs of the 19,000 m² large structure.

The exact meaning and role of the Holocaust Memorial are controversial. To many, the grey stelae symbolize gravestones for the 6 Million Jews that were murdered and buried in mass graves, or the grey ash to which they were burned to in the death camps." (отсюда)

http://yolocaust.de/

фотопарная-проекты

Previous post Next post
Up