В отличие от европейских основоположников живописи, китайские не стремились достичь формального сходства. Например, передать трехмерность и объемность с помощью светотени. Внимание художника было сосредоточено на идее и символическом значении картины. Основные образы - природа, растения и животные. Люди изображались не часто, им отводилась второстепенная роль в композиции, в соответствии с мировоззрением, в котором человек занимает незначительное место в мире. Это еще одно отличие от ранней европейской живописи, где образы людей были основными.
Лян Кай 1140-1220
Работа китайского художника совмещалась с духовными практиками, считалось, что сила и энергия мастера воплощаются в картину и потом передаются смотрящему. О серьезности подхода к живописи говорят две легенды. По одной из них, художник долгие годы не мог правильно нарисовать бамбук, он наблюдал за ним днем и ночью, в жару и холод. И тогда он нарисовал гениальную картину. Когда его спросили, как ему удалось, он ответил, что сам стал бамбуком. По другой легенде император приказал художнику нарисовать тигра. Художник молча сидел несколько дней и не работал. Когда срок подошел к концу, его собрались казнить, но тот в последний момент нарисовал шедевр. Все это время он молчал, как нетрудно догадаться, потому что «был тигром и не мог говорить».
В традиционной живописи применяются и сочетаются два основных направления: гунби - «старательная кисть» и сеи - «выражение идеи».
Гунби - ранний этап. Для него характерны детальная прорисовка, требующая кропотливой работы и концентрации, яркие цветные краски. Направление Сеи появилось позже. Для него характерно выражение идеи, переживания и настроения художника немногочисленными штрихами, образность и экспрессия. Считалось, что простота и лаконичность помогают сосредоточиться на идее, лишние детали не отвлекают от внутреннего содержания.
Традиционные жанры живописи: горы-воды, цветы-птицы. Пейзажи, животные и растения - это обычно символы и пожелания определенных благ.
Цветы и птицы - один из традиционных жанров, вечная тема китайской живописи. Современная живопись более разнообразна по жанрам.
Над фото указаны художник и период.
ZhuZhanJi 1399 - 1435
Если посмотреть на характерную европейскую живопись того же времени, то без лишних слов становится понятна огромная разница. Пока европейские художники изображали всевозможные лики святых, китайские спокойно рисовали каких-нибудь грызунов.
Yu Xi 1368 - 1644
Ma Quan 1669-1722
Hua Yan 1682 - 1756
Хуан Шен 1687-1766
Юнь Шоупин 1633-90
Ван Ли 1831-1879
Xu Gu 1824-1896
Период 1644 - 1911
Wu Zhenwu
Yu bai
Чжао Чжицзян
20 век и современные художники
Чжу Цичжань
Чжан Дацянь
Lee Zi Chyang
Du Yingqiang
Fang Chuxiong
Ho Lin
Huang Shan Tsheng
Jin Hongjun
Lin Decai
lou Dahua
Mo Xiaosong
Wang Shaoqing
Sun Ri Xiao
Wang Dao Zhong
Yun Tao
Zhou Yansheng
Zhou Zhongyao
Zhou Wusheng
Zou Chuanan
Bao Ping
Мо Xiaosong
Liu Maoshan
Такие знакомые и совсем не китайские пейзажи.
В следующий раз выложу
китайских кошек, их накопилось много.