В апреле состоялась масштабная российская поездка, ставшая, вероятно, последней в это время года, при всей моей любви к ранней весне.
Первая вылазка в Саратовскую область состоялась уже на второй день пребывания в родных краях, нашей целью стала трасса Энгельс - Озинки с окрестными населёнными пунктами и Фёдоровский район как конечный пункт. Ранняя весна в степи имеет особенный шарм: постепенно освобождающиеся от снега пейзажи, в воздухе аромат медленного пробуждения природы после зимнего сна... и кричащие вороны в ещё лысых кронах деревьев как символ какого-то необъятного, щемящего чувства, сжимающего тисками грудную клетку. К сожалению, для поездок по сельской местности это время, мягко говоря, не идеальное. И если в 2009 году в наш первый масштабный трип по Левобережью нам повезло с холодной погодой, несколько задержавшей половодье, то в этот раз мы отправились в путь в самый его разгар. Трассу, к счастью, затопить не успело, но сами сёла представляли собой большей частью филиалы Венеции. Начали мы их осмотр с посёлка имени Карла Маркса, где помимо мечети и бюста понятное дело кого весьма доставил попросивший у нас соточку дядька, пожаловавшийся на супругу, которая пилит его за нехватку средств, и пригрозивший её облепить и завалить этими деньгами! Попрощавшись с нашим новым знакомым, мы направились дальше по бывшим совхозным посёлкам в Безымянное, Зелёный Дол, Широкополье и затем в немецкие сёла и станции Советского района Золотую Степь, Александровку и Пушкину (Урбах). В Фёдоровском районе мы затем побывали в Еруслане, новом райцентре Мокроусе и в старом райцентре Фёдоровке, которая предстала перед нами неприступной крепостью, окружённой огромным рвом с водой. Въезд искали минут 15, объехав село пару раз кругом. В Семёновку попасть поначалу не удалось совсем, так как главная улица была затоплена чуть более, чем полностью. За этим обломом последовал новый, ещё более суровый, основательно смазавший финал этой непростой поездки. Главным пунктом программы должна была стать Борисоглебовка с роскошным каменным храмом Михаила Архангела. От трассы это отворот 30 километров переменной асфальтности, из которых нам удалось более-менее успешно преодолеть 25. К сожалению, когда цель была уже так близко, дорога резко превратилась в сплошное месево, хорошенько развороченное тракторами, оставившими после себя колеи чуть ли не полуметровой глубины. По обе стороны от этого безобразия отражали облака и голубое небо бескрайние водные просторы, поглотившие поля. Что характерно, навигатор именно в этом месте глюкануло, и он предложил нам "перейти в пеший режим". Шансов добраться до Борисоглебовки сложившаяся ситуация не оставляла никаких, и нам пришлось разворачиться домой. В качестве утешительного приза на обратно пути удалось таки найти проходимый заезд в Семёновку, ставшую в итоге последним пунктом программы.
После воскресных водно-грязевых процедур в Заволжье отправляться в пятницу в большой четырёхдневный трип на запад области было несколько боязно, и начало поездки подтвертило худшие ожидания: кругом распутица и туман, уровень сложности в этот раз получился максимальным. Добавила позитива и федеральная трасса на Балашов, которая была в состоянии тотального ремонта и представляла собой абсолютно хаотично перерытое и перекроенное многополосье пониженной проходимости. Потерявшихся в этом хаосе с отсутствующей разметкой автолюбителей (и нас в том числе) радостно тормозили ГИБДДшники за обгон в неположенном месте, выезд на встречку и тому подобную ересь. Вопреки всем трудностям, уже к 11 утра мы достигли Новой Ивановки и Калининска. Последний, хоть и является ныне городом, на деле является бывшим селом Баланда, где смотреть по большому счёту нечего, кроме небольшого исторического центра с несколькими купеческими домами и традиционной площади с администрацией и бетонным Ильичём. После быстрого осмотра всего перечисленного мы двинули на юг в Колокольцовку через Шклово и Свердлово, где неожиданно обнаружили внушительных размеров немецкую кирху, в которой ныне квартируют дом культуры и библиотека. В Колокольцовке мы надеялись найти старую деревянную церковь, которая, как оказалось, уже лет десять как сгорела. Узнали мы это от работниц сельсовета, вместе с другими жителями трудившимися на субботнике. Как редких гостей нас встретили с радостью и даже подарили книгу о селе! После Колокольцовки мы вернулись на трассу и сделали следующий солидный отворот на юг, дабы посмотреть на заброшенный каменный храм в Таловке всё того же Калининского района. Вот и вся, собственно, программа на первый день. Большее из-за состояния дорог осуществить было нереально. Разве что на пути в Балашов ещё заехали в Казачку и Барки.
Балашовская гостиница "Хопёр", где мы остановились, поразила неадекватностью соотношения цена-качество и работницы рецепции, потребовавшей от меня зачем-то немецкий адрес и, подвиснув от его вида, то же самое кириллицей, ибо латинских букав не понимать. Пи-здец. Но, в конечном итоге, спальные места мы получили, а это главное.
На второй день мы с утра принялись осматривать интересности Балашовского района, выбрав для первого знакомства участок Тростянка - Терновка. В первой мы помимо памятника Ленину, установленного колхозом имени Ленина, обнаружили любопытнейшие руины готического здания, историю которого пока что разузнать нигде не удалось. После этого мы погостили в украинском селе Старый Хопёр, где пообщались с местными и пересняли несколько ништяков из архива дома культуры. Дальше мы через Родничок проехали в Михайловку, где пофотографировали заброшенный Михаило-Архангельский храм, и направились в конечный пункт программы. Терновка помимо неплохо сохранившейся (если не считать утраченных куполов и колокольни) церкви, порадовала двумя забавными знакомствами. Сначала нас у мемориала ВОВ выцепил приветливый работяга, пожаловавшийся, что билет на концерт группы Любэ стоит в три раза больше, чем он в месяц зарабатывает на ферме. После этого он рассказал нам о символическом значении церкви в жизни села, ибо "дом культуры, вон, весь обоссанный, а на церковь разве кто посмеет нассать?". Конечно же, никто. Тему веры и духовности подхватил прибежавший на шум местный пьяница, показавший нам коряво застроенную совковой трубой старинную дверь в церковь, а потом выпросивший сто рублей на водку и пообещавший прислать дореволюционное фото храма во всей его исторической красе. Ждём до сих пор.
На обед мы вернулись в Балашов, посетив ещё на обратном пути Кардаил. Вторую половину дня мы провели в прогулках по центру Балашова, успев в быстром темпе осмотреть всё самое главное, включая новый собор, парк с рядом памятников, мост через Хопёр и наиболее интересные дореволюционные здания. По-хорошему надо было, конечно, посетить и краеведческий музей, но времени на сам город мы запланировали для этого слишком мало.
Вечером на закате мы решили спонтанно съездить в Пинеровку и в Алмазово, где в бывшем родовом гнезде Устиновых прекрасно сохранились земская школа и каменная церковь.
Четвёртый день должен был стать самым интересным. В первой его половине мы собирались посетить знаменитую усадьбу Нарышкиных в Падах, откуда затем прорваться полями в Чиганак и продолжить покатушки в Турковском и Аркадакском районе. Часть с "прорваться полями" обернулась, конечно же, полным провалом, но сначала о Падах. Попали мы туда полные оптимизма и предвкушения прогулок по бывшей усадьбе, которую с советских времён занимает детский санаторий. Осмотрев старинные здания и памятники в самом селе, мы упёрлись в КПП на входе в санаторий, где нас наотрез отказались пускать и вызвали главную воспитательницу. Та подошла минут через десять и в абсолютно хамском тоне начала выяснять, что мы тут вообще забыли. Вежливый режим "интеллигентные историки-путешественники" сердце этой мадам растопить не смог. В целом, судя по характерному недовольному выражению лица, мы явно имели дело либо с хроническим недотрахом, либо с ПМС в пиковой стадии. Короче говоря, без шансов. Гражданочка, в итоге, грубо нас послала, развернулась и ушла, а нам пришлось обходить санаторий вдоль ограды кругом в надежде хоть со стороны увидеть усадебные постройки. Нашли мы их на задворках у спуска к Хопру, а вместе с ними и остутсвие забора, разбросанные пустые бутылки из-под водки и, в целом, полную анархию. Надо было сразу идти туда, но кто ж знал? К сожалению, коварная воспитательница наш манёвр разгадала и направила против нас охранника, который, несмотря на открытое сочувствие, на территорию всё же не пустил. Пришлось довольствоваться фотографиями с не самых оптимальных ракурсов. Немного поубивавшись из-за этой частичной неудачи и узрев невозможность проехать напрямую в Чиганак, мы через Заречное отправились в Балашов и дальше в Аркадак через Ольшанку, где обнаружился роскошный и полностью заброшенный дворец культуры. Крюк был сделан приличный, из-за чего частью запланированной программы пришлось в итоге пожертвовать. В Аркадаке, помимо старой церкви и памятника Калинину, запомнились два персонажа. Первая была встречена возле памятника Ленину, на постаменте которого она сидела и грустила. Представляла собой героиня рассказа классическую синюшку без возраста (предположительно 20-40 лет). При виде меня, она попросила дать ей верёвку. Хочется верить, что моя догадка не верна, но повеситься на вытянутой руке Ильича было бы весьма эффектным концом. Второй аркадакский антагонист был встречен в "Магните". Стаж у него был явно посолиднее, чем у предположительной суицидницы, но в жизни ему повезло больше, ибо в магазине он сопровождал свою вполне прилично выглядящую супругу, которая, очевидно, тянет семью, работая учительницей в школе (или подставить нужное). Социально запущенный гражданин в магазине выглядел потерянно и ходил хвостом за женой. Лишь при виде цены на морковь он на секунду остановился и выдал бурляще-сипящим голосом: "Ни хуя себе". В остальном Аркадак произвёл мрачноватое и пустынное впечатление. Не очень понятно, за что это бывшее село ныне считается городом. Тот же посёлок Турки, куда мы затем проследовали, при всей своей внешней бедности показался более оживлённым населённым пунктом. Все три церкви, к сожалению, были в Турках разрушены, но зато до наших дней сохранился построенный в 1900 году Народный дом. А перед Турками мы ещё сделали отворот в Чиганак, к которому ведёт чудовищная совершенно дорога, поверхность которой напоминает скорее стиральную доску, чем место для езды автомобилей, и на которой в полумёртвом Советском на нас чуть не напал самый настоящий зомби. В эту поездку вообще на пьяниц как-то уж слишком везло, но этот был действительно устрашающим: болезненной, хромающей походкой он по петляющей траектории шёл прямо на машину, издавая при этом загробные рычащие и мычащие звуки. Всё, как в лучших сценах "Resident Evil"! Чиганак же оказался вполне живеньким селом с детворой на улице и исключительно любопытной заброшенной деревянной церковью, постепенно доживающей свой век. В кульминационный отрезок программы мы затем через Трубетчино поехали в село Чириково, к которому ради, возможно, самой живописной "заброшки" области пришлось пробираться полевой дорогой, ибо другой нет. В целом, она была вполне проходима, кроме одной небольшой низины с талой воды, и где мы в итоге застряли. Выбраться в итоге удалось без большой потери времени и посторонней помощи, а спешившаяся возле этой лужи семья на девятке с любопытством наблюдала наше самоспасение и была готова прийти в худшем случае на выручку. Само Чириково представляло собой очень красочное зрелище, как и ожидалось: старое глухое село на холме с одной улицей, по которой потоками стекают вниз тающие снега, а на окраине всей этой до невозможности русской красоты возвышается массивная церковь 1843 года постройки. Просто великолепно.
Выселившись из гостиницы на четвёртый день, мы через Репное отправились знакомиться с Романовским районом. Первым пунктом стало Подгорное, где прекрасно сохранилась и ныне вновь действует Михаило-Архангельская каменная церковь второй половины XIX века. Из Подгорного мы поехали в Мордовский Карай и затем в саму Романовку, которая произвела весьма приятное впечатление, оказавшись ухоженным и оживлённым райцентром с целым рядом любопытных достопримечательностей, включая старые церковь и вокзал, а также памятник борцам революции. Последним пунктом нашей поездки стала бывшая усадьба Львовых в Бобылёвке, от которой сегодня сохранилась Троицкая церковь 1836 года постройки, являющаяся одним из наиболее ценных памятников культовой архитектуры в области.
К обеду мы вернулись в Балашов и отобедали в дефолтной быдло-пиццерии, где, как и везде в подобных местах, с экранов телевизоров на посетителей лился ушат помоев от канала РуТВ. Последнее очень травмировало душу и психику, так что всю обратную дорогу до Саратова пришлось лечиться дисками ВИА Cannibal Corpse и Пилот.
Подводя итоги поездки, хочется отметить, что повсеместная грязь, сопровождающая это время года, создаёт не самый приятный общий антураж, и в дальнейшем от таких ранних путешествий лучше воздержаться. Не добавили в этот раз позитива и повылезавшие из зимних берлог вездесущие алкаши вместе с необоснованным хамством в Падах. В остальном, конечно, места удалось повидать наиинтереснейшие, и положительных впечатлений набралось тоже море.
21 апреля утром я уже был в Москве, где встретился с камрадом
vladrink. Не теряя времени попусту, мы сразу выдвинулись в Калужскую область, где первым пунктом нашей увлекательной программы был Свято-Пафнутьев Боровский монастырь XV века. Тот самый, где в 1675 году заморили голодом боярыню Морозову. Дальше мы направились в Калужскую Свято-Тихонову пустынь, где запечатлели на камеры чудные виды на пруд и монастырский комплекс. Посетив затем монумент "Стояние на Угре 1480", мы сделали привал у бывшего Свято-Успенского Шаровкина монастыря в Ильинском Перемышльского района. От монастыря нынче остались только руины одного храма и восстанавливающийся второй рядом. Приветливая матушка пригласила нас в храм и бойко отзвонила в колокола, рассказав попутно о реставрации монастыря и его перспективах.
Во второй половине дня мы погуляли по Казанской Свято-Амвросиевской пустыни в Шамордино и осмотрели древний русский город Козельск вместе со Свято-Введенской Оптиной пустынью.
Финальным аккордом этого насыщенного дня стали заброшенная Владимирская церковь в Зубове и циклопический Успенский храм в Боровенске - одна из наиболее известных культовых построек в области.
Последний день поездки мы провели в Москве, где посетили церковь Покрова Богородицы в Филях (музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва) и Донской монастырь.
За сим всё, ибо отдохнуть поработать перед новыми путешествиями, которые были не за горами, тоже надо было.
И на десерт:
Click to view