Саранск в 7 часов утра встретил голубым небом, солнцем и памятником стратонавтам.
Как выяснилось, конспиративная квартира сменила в последний момент адрес, а мой контакт
sar_amduscias с Ксюшей, приехавшие днём ранее, не спали с пяти утра, так как в дверь ломились дети с криками "Христос воскрес" и требованием яиц. Пасхальный и одновременно первомайский город произвёл очень приятное, праздничное впечатление. Очень ухоженный центр, роскошный нетиповой новострой и весьма приветливые люди. В старинной церкви Иоанна Богослова нас батюшка даже пасхальными яйцами угостил. Осмотрев всё самое главное под начинавшимся дождём мы засели в рЭсторане "Мордовское подворье" пить позу и откушивать мордовских груздей и пельменей. Отведав местной кухни, мы отправились познавать историю и традиции эрзя и мокша в музей мордовской народной культуры, где попали на крайне замечательную и энергичную экскурсию.
В понедельник мы покинули мордовскую столицу и при весьма тревожной, пасмурной погоде отправились в трип по пензенским сёлам, поплутав напоследок вокруг строящегося к чемпионату мира стадиона, спутавшего все знакомые навигатору дороги, и наслав тысячи проклятий на хозяев квартиры, где мы ночевали, ибо интернет нам так и не включили, при выселении задержали на час, и вообще вели себя скотски. Тут ещё можно упомянуть горы мусора от предыдущих жильцов, общую разруху и грязь, и вообще. 100500 вам негативных отзывов на букинге, товарищи, горите в аду!
После пересечения границы Республики Мордовия и Пензенской области первым пунктом у нас было ныне исчезнувшее село Симбухово, что находилось прямо за деревней София. Последняя, расположенная чуть в низине, встретила нас весенней распутицей, и искать заброшенную Введенскую церковь 1779 года постройки нам пришлось пешком. Без резиновых сапог ноги промочили, конечно же, сразу, так и проходив в мокрых кроссовках весь день. На холмистой местности направление похода выбирать пришлось наугад. Смартфон сигнала так и не дождался, и Google Maps посреди бескрайних русских полей лишь робко предложил мне поискать в округе рестораны или кофейни и вообще бросить всю эту затею с деревнями и церквями. На нашу радость, минут через десять на горизонте замаячила колокольня - первый трофей этой поездки, которая обещала быть бескомпромиссно увлекательной! Затем, ненадолго задержавшись у восстановленной церкви Космы и Дамиана (1827-1830) села Большой Вьяс, мы проследовали в Старую Кутлю, где осмотрели заброшенную церковь Николая Чудотворца (1813). В соседней Новой Кутле также сохранился старый храм, во имя всё того же святителя Николая, 1810 года постройки. Оказался он закрытым на реставрацию (при том, что в отличие от большой Старой Кутли, в Новой Кутле фактически осталась одна улица), но мы не стали расстраиваться, расчехлили дрона и устроили ему боевое крещение. Каких-то удачных фоток с воздуха сделать с первой попытки не удалось, зато была пара красивых крушений. Дальше мы свернули с трассы на просёлочную дорогу в места повышенной заброшенности и труднопроходимости, из-за которой церковь Казанской иконы Божией Матери (1888) в заброшенном селе Мерлинка и Михаило-Архангельский храм (1905-1912) в такой же покинутой людьми Белогорке увидеть удалось лишь очень издалека. А вот с циклопической заброшенной Троицкой церковью (1894-1910) в Назарьевке, медленно восстанавливаемой Покровской церковью (1886-1900) в Болотникове и заброшенным храмом Владимирской иконы Божией Матери (1793-1805) в Суворове нам повезло больше. Последнее стало финальным пунктом программы, и мы радостно посадили все аккумуляторы дрону, сделав даже несколько неплохих фотографий.
В Пензу мы планировали приехать раньше, но из-за необязательности хозяев саранской квартиры в итоге лишились вечерней прогулки по городу, так как уже темнело. Да и сил особо не осталось, как и сухой обуви. Квартира пензенская, к слову, с лихвой компенсировала саранский дискомфорт, и порадовала люксовостью и высокоскоростным интернетом.
Третий день путешествия обещал получиться самым интересным, ведь его частью должно было стать осуществление давней мечты попасть в Порошино Пачелмского района, где сохранилась удивительной красоты заброшенная церковь Михаила Архангела (1808) с двумя колокольнями. Первую же остановку мы сделали в селе Кучки, где осмотрели другой Михаило-Архангельский храм (1865), также разорённый. За Кучками нас ждал другой хайлайт дня - живописнейший исток Хопра на опушке леса с деревянной мельницей, памятником Старику-Хопру и пустующим барским домом с резным крылечком. Вдоволь нафоткавшись и надышавшись лесным воздухом, мы поехали дальше в Максимовку, где осмотрели церковь Троицы Живоначальной (1890) и в соседнее Владыкино, где сохранились расположенные буквально в двух шагах друг от друга заброшенные усадьба Владыкиных и храм Стефана Савваита (1842-1861). На последнюю мы натравили дрона, которому вновь удалось сделать неплохой кадр с воздуха. К сожалению, плохие дороги и большие расстояния, которые в этот день пришлось преодолеть, не позволили выполнить всю программу, и нам пришлось отказаться от визита в Мокрый Мичкасс и Студёнку, чтобы наверняка успеть в Порошино. Несмотря на то, что ведёт в село только грунтовая дорога (десяток километров), прилично пострадавшая от дождей и тракторов, прорваться удалось без особых проблем и приключений. Порошино и его чудный кладбищенский храм входят в мой личный хит-парад самых красивых сельских пейзажей России, увидеть это своими глазами было давнишней целью. На месте всё это благолепие смотрелось и ощущалось, конечно же, куда ярче, чем на фотографиях в чужих ЖЖ. Без необходимости куда-либо спешить, мы устроили небольшой пикник и вдоволь нагулялись и налетались дроном. Завершив на этом пензенскую часть поездки, мы отправились в родные края в Петровск на ночёвку, где нас ждали гостиница и ресторанчик с горячим ужином и пивом.
Последний день поездки мы провели в Петровском районе, осмотрев интересности его северной части и проехав на юг по параллельной пензенской трассе просёлочной дороге. Для начала мы утром посетили Новодубровку и Старую Лопатку, где сохранился заброшенный дом культуры в бывшей деревянной Казанской церкви (1901), и где к нам прибежал дружить очень непоглаженный пёсик дворянской породы. Затем мы направились через Грачёвку и Николаевку на самую окраину Саратовской области - в село Большая Камышинка, где сохранились руины большой барской усадьбы и Покровской церкви. Место это расположено совсем на отшибе, и ведёт к нему лишь грунтовая дорога. Возможно, поэтому оно среди саратовских достопримечательностей не фигурирует. Тем не менее, после проведённой инспекции могу ответственно заявить, что Большая Камышинка - это одно из красивейших мест Саратовской области, особенно в период майского цветения! Само село, занимающее весьма приличную территорию, сегодня большей частью опустело. Поместье с церковью, мельницей и различными хозяйственными постройками находится на его западной окраине. При усадьбе сохранились парк и ныне назелено затянутый ряской пруд. В такой красоте мы, конечно же, поигрались с беспилотником и устроили небольшой привал перед финальным этапом краеведческой части путешествия. Вернувшись обратно в Петровск, мы свернули у 1-й Берёзовки и поехали на юг в направлении Саратова, останавливаясь во всех населённых пунктах на пути: в 1-й Сосновке, Кожевине, Якобьевке, Новой Усть-Узе, Ивановке и Берёзовке. Засняли различные памятники, изумрудную от кустарников и деревьев пойму Медведицы и берёзовскую Покровскую церковь (1814), ныне до неузнаваемости перестроенную в ДК. А перед Кожевино даже умудрились буквально на ровном месте завязнуть и эффектно вытолкать машину из коварных лап родной русской грязи. У заброшеной станции Жерновка мы повернули на восток и поехали через теряющиеся за горизонт зелёные поля обратно на трассу, заглянув по пути в последний пункт - в Языковку. На этом наше четырёхдневное путешествие с оглушительным успехом закончилось.
Впервые, наверное, не имея никаких планов в Саратове, на который было отведено лишь два дня, большую часть времени я посвятил сортировке отснятого материала, отдыху и чревоугодию с возлияниями. 5 мая, однако, во второй половине дня мы ещё проехались по нескольким новым памятникам Энгельса и заглянули в Шумейку, где с момента нашего визита в 2011 году установили бюст Петра I и отреставрировали бывшую земскую школу. Ну а напоследок мы заглянули в родную мою самую Зоналку, где была дачка и вообще детство с деревянным пистолетом. Набрал там земли на могилку деду.
Так уж получается, что недельные поездки в Россию выходят куда насыщенней двухнедельных, и на отдышаться времени в них совсем нет. В этот раз я уже в пятницу вечером погрузился в поезд на Москву, откуда мы в субботу с дорогим товарищем
vladrink поехали в традиционный ежегодный трип по центральной России - на этот раз в жемчужину Золотого Кольца город Ростов Великий Ярославской области. С окрестностями, само собой разумеется. Закупившись пончиками, мы начали осмотр ярославской глухомани с кладбищенской церкви Архистратига Божия Михаила (1806) в селе Новотроицкое, расположившемся, словно на картине русского художника, на опушке хвойного леса. Сразу хочу с радостью заметить, что насекомых в этом году (пока?) не было, и можно было свободно гулять без эскорта назойливого гнуса. Разве что клещей пришлось опасаться, ибо нашествие. Из Новотроицкого мы поехали в Новосёлку, где сохранился полуразрушенный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1794). На пути мы ещё осмотрели восстанавливающуюся Спасо-Преображенскую церковь (1804-1810) в селе Спас-Смердино. Следующим пунктом программы, которую составляли на ходу, стала заброшенная церковь Преподобного Сергия Радонежского (1836) в ныне не существующем Поддубном. Искать её пришлось по виднеющейся вдали колокольне, к которой вела полузаросшая грунтовка. С интернетом и сотовой связью на ярославских задворках большие проблемы, так что техническими благами XXI века воспользоваться в этот раз не получилось. В Поддубном мы оказались, к слову, не одни - у любителей походов с металлоискателями заброшенные сёла тоже пользуются спросом, что неудивительно. Вернувшись на просёлочную дорогу, мы осмотрели роскошные колонные развалины храма епископа Ростовского Леонтия (1794) в Фатьянове, церковь Казанской иконы Божией Матери (1846) в Краснораменье и, напоследок, кладбищенскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1781) в селе Первитино, после чего поехали в Ростов.
В Ростове мы решили окультуриться по-максимуму и остановились в кельях Троице-Сергиева Варницкого монастыря - на родине Сергия Радонежского. Монастырь ныне прекрасно отреставрирован и благоустроен, разместились мы весьма удобно и с комфортом. Особенно порадовал монастырский медовый квас! Заселившись и отдышавшись, мы отправились в центр города - в знаменитый ростовский кремль. Вечером он уже закрывался, и экскурсии по территории мы отложили на следующий день, ограничившись фотосъёмкой с улицы при выгодном солнечном свете. Прогулявшись по берегу озера Неро и купив супругам павлопосадские платки, мы заглянули в расположенные в черте города монастыри: Спасо-Яковлевский Димитриев и Авраамиев Богоявленский.
Воскресенье мы начали с осмотра кремля, где взяли билеты на смотровую площадку и на прогулку по стенам с прилегающим к ним храмам. Поснимав на башне панорамное видео под колокольный звон, мы покосплеили Ивана Васильевича, который царь ненастоящий, и взбунтовавшееся войско, после чего двинули в обратный путь.
Попрощались с Ростовом, мы поехали в Борисоглебский монастырь, что в одноимённом посёлке, заглянув предварительно в Угодичи, где сохранились колокольня Богоявленской церкви и Никольский храм (1707-1709). Последним пунктом путешествия стало село Поречье-Рыбное с впечатляющим ансамблем двух церквей: Великомученика Никиты (1799) и Петра и Павла (1768).
В Шереметьево, несмотря на пробки, прибыли вовремя, и после небольшого пикника на обочине и прощаний я сел в самолёт и отправился домой в Дюссельдорф. Полностью удовлетворённый и эмоционально уставший.
Напоследок винрарнейший совковый пост-панк!
Click to view