Эстии

May 19, 2011 15:50


Эстуа́рий (от лат. aestuarium - затопляемое устье реки) - однорукавное, воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.

Устья в виде эстуария имеют такие реки, как Амазонка (широкий, расположен после дельты), Енисей (Енисейский залив), Обь (Обская губа), Темза, Амур.

Противоположностью эстуария является дельта - устье, разделенное на несколько проток. Классическими дельтами обладают такие реки, как Нил, Волга, Амазонка.

Слово «эстуарий» происходит от латинского слова «aestuarium», означающего «затопляемое устье реки», которое само по себе является производным от термина «aestus» - «прилив».

Наше "устье" - когнат лат. aestuarium.

Фасмер: Устье - др.-русск. устье ср. р., усть ж. -- то же, часто в составе местн. нн., напр. Усть-Двинск, Усть-Наро́ва и т. п. От уста́ (см.). Ср. сл.

Уста - мн., укр., блр. вуста́, др.-русск., ст.-слав. оуста στόμα (Супр.), болг. уста́ (Младенов 656), сербохорв. у́ста, словен. ústa, чеш., слвц. ústa, польск. usta, в.-луж. wusta, н.-луж. husta.
ORIGIN: Праслав. *ustа -- форма мн., а не дв., вопреки М. Брауну (Koll. 2, 3, 5), потому что здесь две части образуют одно целое; см. Мейе, Ét, 176; Ломан, ZfslPh 8, 421. Родственно др.-прусск. austo "рот", лит. áuščioti "болтать, шептаться", др.-инд. вед. ṓṣṭhas м. "губа", дв. ч. ṓṣṭhāu "губы", авест. аоštа- м. "губа", лат. ausculum, буквально "ротик". Др. ступень чередования гласных: лит. uostà ж.,úоstаs м. "устье, гавань", др.-инд. ās-, āsán-, āsyám ср. р. "рот", лат. ōs, род. п. ōris ср. р. "рот", авест. āh- -- то же, ирл. ā "рот", др.-исл. óss м. "устье реки", лат. ōstium -- то же; см. И. Шмидт, Pluralb. 221, 407; Траутман, ВSW 19 и сл.; Вальде -- Гофм. 2, 224; Уленбек, Aind. Wb. 22; М.--Э. 4, 422; Хольтхаузен, Awn. Wb. 217; Френкель, Lit. Wb. 26 и сл.

Янтарь - ископаемая смола. Янтарь известен человечеству с древнейших времен.Солнечный камень находили в руинах античных полисов и гробницах египетских фараонов. Янтарь с древнейших времен имел огромное значение.

Впервые использоваться янтарь стал в эпоху палеолита - около 450000-12000 гг. до нашей эры. На первых стоянках первобытного человека в районе Пиренеев, а также на территории современной Австрии, Румынии и Моравии находили куски необработанного янтаря. На вопрос, как же попал «солнечный камень» в места, достаточно отдаленные от Балтийского побережья, историки дают такой ответ: считается, что древние охотники, которые уходили далеко на север, преследуя мигрирующих животных, подбирали кусочки камня как диковинку. В эпоху Мезолита (12000-4000 гг. до н.э.) появились древнейшие объемные произведения из янтаря в Северной Европе, в основном это были антропоморфные и зооморфные предметы религиозного культа. Шесть тысяч лет назад человечество вступило в эпоху Неолита.

Историки считают, что именно в это время янтарь стали обрабатывать в регионе Балтийского моря. Самые часто встречающиеся изделия из «солнечного камня» - цилиндрические, круглые или овальные бусины. К крупным находкам того времени относят глиняные горшки с янтарем, которые использовались в качестве ритуальных предметов. Причем янтаря было достаточно много - в одном кладе насчитали 13 тысяч бусин общей массой 4 килограмма, в другом - 4 тысячи бусин, которые весили 8 килограммов. Янтарные бусы в эту эпоху встречаются и в захоронениях, но в меньших, чем в жертвенниках, количестве. Большая часть янтарных изделий того времени выполняла функции боевых амулетов. Куски янтаря часто встречаются и в египетских захоронениях периода ранних династий, а также в Междуречье. Однако не весь янтарь в тех находках по составу соответствует балтийскому. Египтяне окуривали гробницы янтароподобными местными смолами, также и в Междуречье находили фигурки не только из балтийского солнечного камня, но и из местных смол Ближнего Востока. Не отставала от востока и Европа - янтарные изделия находили в Англии, ну а в Древнем Риме «солнечный камень» был неоспоримым символом роскоши. Главным центром по импорту и переработке янтаря в Римской империи был город Аквилея. Особой популярностью у граждан Рима пользовались кольца, украшенные фигурками Венеры или Купидона, а чуть позже - женскими головами со сложными прическами. Украшали римляне янтарем обувь и одежду, из него делали флаконы для благовоний, сосуды для вина. А во времена императора Нерона янтарем даже украсили амфитеатр для проведения гладиаторских боев.

Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (23-79 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от болезней простаты и душевных расстройств.

Корнелий Тацит также описывает эстиев как собирателей янтаря, которые не задумываются о его происхождении и сами никак не используют. Интересно описание Тацитом эстиев: "Итак, правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображение кабана. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, чаще же дубинами. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением чем нежели это соответствует обычной лености германцев".

Тацит приводит одно слово из языка «эстиев»: они «единственные из всех собирают янтарь, который сами... называют глезом (glaesum)» [Тацит Корнелий. Сочинения. Т. I. - Л., 19. С. 372].

Эстии жили на южном и юго-восточном побережье Балтики, где издревле находились разработки янтаря. В романских языках glacies - лед, в германских Glas - стекло, в славянских «глаз» - шарик, голыш, кругляш, в кельтских glass означает разные цвета: зеленый, голубой, белый, палевый. Но и греческое γλαύξ (γλαυκός ) - светло-синий, голубой, лазоревый или светло-серый, сизый, зеленоватый, светло-зеленый, светлый, сверкающий, блистающий, светлоглазый. За огромные, блестящие глаза, Гомер называл Афину γλαυκῶπις «светлоокая» или «совоокая». Отличительной чертой совы являются ее огромные желтые в ночи ГЛАЗА, похожие на янтарь. Неудивительно, что греки называли сову ГЛАУКС "γλαύξ". Не связано ли латинское или эстское glaesum (янтарь)  греческим γλαύξ? Янтарь можно смело назвать ГЛАЗОМ СОВЫ.

Янтарь выносится на берег во время прилива. Эстии получили свое название Aestii («aestus» - «прилив») от римлян за их янтарный промысел.





Previous post Next post
Up