Прямым доказательством того, что майя были умелыми мореходами, являются найденные учёными деревянные лодки времен постклассического периода. Существование островных общин майя также подтверждает их профессиональное владение каноэ. У майя они были главным средством морской торговли, а также речных путешествий.
Первыми европейцами, увидевшими торговую лодку майя, были матросы Христофора Колумба. В 1502 году известный путешественник отправился в своё четвёртое плаванье в Америку и открыл остров Гуанаха, находившийся вблизи Гондураса, после чего повернул на юг и медленно поплыл по Гондурасскому заливу. Неподалеку от острова Колумб наткнулся на огромную лодку, о встрече с которой сохранились воспоминания его брата Бартоломе Колумба:
"Мы встретили индейскую лодку, большую, как галера, шириной в 8 шагов, сделанную из одного ствола дерева. Она была нагружена товарами из западных областей… Посредине лодки стоял навес из пальмовых листьев, который защищал тех, кто находился внутри, от дождя и морских волн. Под этим навесом разместились женщины, дети и весь груз. Люди, находившиеся в лодке, хотя их было 25 человек, не стали защищаться от преследовавших их шлюпок. Поэтому наши захватили ладью без борьбы и привели всех на корабль, где адмирал вознёс всевышнему благодарственную молитву за то, что без всякого ущерба и риска для своих он узнает о делах этой земли."
Это была первая встреча европейцев с кораблями майя. Очевидно, они вмещали не менее 40 человек, ибо в цитате, помимо 25 гребцов, упоминаются также женщины и дети под навесом. Лодки майя были выдолблены из одного дерева.
Упоминания они также можно встретить у Фернандеса де Овьеды и Берналя Диаса, спутника Кортеса. В майяских лодках груз и торговец размещались под навесом на возвышении, а гребцы сидели внизу и взмахами вёсел приводили лодку в движение. Некоторые лодки обладали парусом.
Кано́э (англ. canoe, от исп. canoa - чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) - универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Кано́э - выдолбленный из дерева челн индейцев Северной Америки. Вместимость 2-100 человек.
Древнейшее в мире долблённое каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.
Термин «каноэ» часто применяется к долблёным и особенно к каркасным лодкам индейцев Северной Америки. Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой. Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, гикори, липы, ели или кожи. Каноэ различных племён различались также своими очертаниями и особенностями конструкции.
Долблёное каноэ индейцев хайда.
Майя chem "лодка" < che, chee I "дерево", Min Nan 樹 [chhiū] "дерево". Каноэ ~ дакота čháŋ "дерево", лакота chan, čháŋ, čą "дерево". Татар. көймә "лодка, чёлн", русск. чёлн "лодка". Кит. 船 [chuán] "судно, корабль; пароход; лодка".
Майя che II "колодка, тюрьма", cheeb "сильный, крепкий; кисть (для писания, рисования)" < che, chee I "дерево".
Челн, каноэ, көймә - однокоренные слова.
ЧЁЛН - небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева. «Пред ним широко река неслася; бедный челн по ней стремился одиноко.» Пушкин. «Смолили тяжелые челны.» А.Блок.
Долблёнка (также однодеревка, моноксил, комяга, комельник, дубовка и т. д.) - гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев. Обычно бортам придаётся желаемая форма посредством расширения их с помощью вымачивания, последующего нагревания над костром и распирания тонкими пружинящими распорками.
Самые ранние археологические свидетельства использования долблёных судов-однодревок в Древней Руси найдены в Старой Ладоге - это лодочная скамья от долблёной лодки, датированная серединой VIII века.
В Новгороде найдены остатки четырёх однодревок первой половины XI века и одной однодревки второй половины XI века. Удалось восстановить размеры одной из лодок первой половины XI века: длина - 6,75 м; ширина - 90 см; высота борта - 65 см. Также в Новгороде найдены остатки одной набойной однодревки (с нашитыми к долблёной лодке бортами) конца XI - начала XII века.
Торговля руссов с Византией
Однодеревки, приходящие в Константинополь из внешней Руси, идут из Невограды (Новгорода), в которой сидел Святослав, сын русского князя Игоря, а также из крепости Милиниски (Смоленска) , из Телюцы (Любеча) , Чернигоги и из Вышеграда. Все они спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой Самвата. Данники их славяне, называемые кривитеинами (кривичами) и лензанинами (неясно), и прочие славяне рубят однодеревки в своих горах в зимнюю пору и, обделав их, с открытием времени [плавания], когда лед растает, вводят в ближние озера. Затем, так как они [озера] впадают в реку Днепр, то оттуда они и сами входят в ту же реку, приходят к Киеву, втаскивают лодки на берег для оснастки и продают руссам. Руссы, покупая лишь самые колоды, расснащивают старые однодеревки, берут из них весла, уключины и прочие снасти и оснащивают новые. В июне месяце, двинувшись по реке Днепру, они спускаются в Витичев, подвластную Руси крепость. Подождав там два-три дня, пока дойдут все однодеревки, они двигаются в путь и спускаются по названной реке Днепру. Прежде всего они приходят к первому порогу, называемому Эссупи, что по-русски, и по-славянски значит-«не спи». Этот порог настолько узок, что не превышает ширины циканистирия. Посредине его выступают обрывистые и высокие скалы наподобие островков. - Стремясь к ним и поднимаясь, а оттуда свергаясь вниз, вода производит сильный шум и [внушает] страх. Посему руссы не осмеливаются проходить среди этих островов, но, причалив вблизи и высадив людей на сушу, а вещи оставив в однодеревках, после этого нагие ощупывают ногами [дно], чтобы не наткнуться на какой-нибудь камень; при этом одни толкают шестами нос лодки, а другие-средину, третьи-корму. Таким образом, они со всеми предосторожностями проходят этот первый порог по изгибу речного берега. Пройдя этот порог, они опять, приняв с берега остальных, отплывают и достигают другого порога, называемого по-русски Улворси, а по-славянски Островунипраг, что значит «остров порога». И этот порог подобен первому, тяжел и труден для переправы. Они опять высаживают людей и переправляют однодеревки, как прежде., Подобным же образом проходят и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски значит «шум порога». Затем так же- [проходят] четвертый порог, большой, называемый по-русски Бифор, а по-славянски Неясыть, потому что в камнях порога гнездятся пеликаны. На этом пороге все ладьи причаливают к земле носами вперед, отряженные люди сходят держать с ними стражу и уходят; они неусыпно держат стражу из-за печенегов. Остальные, выбрав поклажу.;находившуюся в однодеревках, и рабов в цепях, переводят их сухим путем 6 миль, пока не пройдут порога. Затем одни тащат свои однодеревки волоком, другие несут на 'плечах и таким образом переправляют на другую сторону порога, спускают их там в реку, грузят поклажу, входят сами и продолжают плавание.
Прибыв к пятому порогу, называемому по-русски Варуфорос, а по-славянски Вульнипраг, потому, что он образует большую заводь, и опять переправив однодеревки по изгибам реки, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, по-русски называемого Леанти, а по-славянски Веруци, что значит «бурление воды», и проходят его таким же образом. От него плывут к седьмому порогу, называемому по-русски Струкун, а по-славянски Напрези, что значит «малый порог», и приходят к так называемой Крарийской переправе, где херсониты переправляются на пути из Руси, а печенеги в Херсон. Эта переправа шириною приблизительно равна ипподрому, а вышиною от его низа [Константин Багрянородный].
===
В славянских языках понятие «судно» обозначалось словом «корабь», потому что некогда в очень отдаленные времена, суда действительно представляли собой лодки, сделанные из коры. Погребальные обычаи восточных славян свидетельствуют о чрезвычайной древности лодки в качестве средства передвижения, которое по обычаю могло доставить покойного в загробный мир. «Корабь» был сделан из гибких прутьев (ивы) и был обшит корой, а затем и кожей. Внешне он напоминал пироги индейцев и каяки эскимосов. Судно было чрезвычайно легким, удобным при переноске через бесчисленные «волоки» к морям, быстрым на ходу, но слабоустойчивым, маловместимым, не прочным и почти непригодным для плавания в открытом море.
Гораздо более совершенным типом судна была лодка-однодеревка. Это был огромный древесный столб, выдолбленный внутри и обтесанный. И вмещал сравнительно большое количество людей и груза, но все же не очень вместительный и малоустойчивый. Такие долбленки - однодеревки в первоначальном своем виде длительное время сохранялись в качестве речных судов, особенно на реках и озерах, но на море они в скором времени уступили свое место судам другого типа.
http://korabley.net/news/2009-03-22-187-0
Челн (3 тыс. до н.э.). Найден в пойменных отложениях р. Дон у села Щучье (Воронежская область). Сделан из целого дуба. Имеет длинну 7.55 м. [Very large dugout canoe in the State Historical Museum, Moscow. This canoe, with a length of 7.55 metres, or 24 feet 9 inches, was found in bog deposits on the Don River near the village of Щучье or Shchuch'e near Voronezh. It was made in 5000 BP.]
© TrueView