начало
https://trueview.livejournal.com/184519.html ⇨ Хан Омуртаг правил Болгарией с 814 по 831 год, сын Крума. В правление Омуртага по всей Болгарии развернулось большое строительство. Была восстановлена столица Болгарии Плиска, разрушенная в 811 году императором Никифором.
Чаталарская надпись - это строительная надпись на греческом языке, вырезанная на колонне по приказу хана Омуртага. Колонна была найдена в 1905 году недалеко от села Чаталар (ныне Хан Крум) Шуменского района. Надпись на греческом языке сильно повреждена в нескольких местах, что приводит к различным интерпретациям текста.
Прорисовка надписи:
Согласно чтению профессора Васила Златарского, надпись гласит: «Великият хан Омортаг е хан от бога в земята, дето се е родил. Като остая [да пребъдва] в лагера на Плиска, той построи аул на Туча и уголеми силата си спрямо гърци и славяни. И построи изкусно мост на Туча отзад аула [укрепление]; а в самата крепост постави четири стълба и между стълбовете два медни лъва. Нека бог удостои хана от бога да притиска с ногата си императора, докато тече Туча и докато тя задържа многото български противници, и като покорява враговете си, в радост и веселие да проживее сто години. А времето, когато той [аулът] биде построен, беше по (пра)български сигор елем, а по гръцки 15-и Индиктион.»
По Златарскому, река Туча - это река Камчия, а построенное укрепление находится недалеко от деревни Хан Крум. Омуртаг титулует себя «ΚΑΝΑΣΥΒΙΓΙ» (кан сюбиги), где первая часть (κανα) читается как хан, а вторая (συβιγι) - господин или начальник войска. Однако некоторые исследователи второй компонент переводят как великий. Точная дата рождения князя неизвестна, но считается, что родился он в конце 8-го века. Надпись заканчивается датировкой самого события - постройки дворца и крепости двумя способами: согласно булгарской хронологии - сiгорелем, и византийской - 15-м Индиктом.
15-й Индикт длился с 1 сентября 821 года по 31 августа 822 года. Как мы уже выяснили, сiгорелем (шегор алемъ) - это может быть «год Коровы (Быка), первый (месяц)» < шегор «корова» + алемъ «первый».
Действительно, 821-й год был годом Коровы (Быка), но если это первый месяц (март), то он не попадает в 15-й Индикт. По всей видимости, сiгорелем - это не обозначение года с месяцем, а просто название восьмого месяца. Сигералем, сигезем (
см. часть 1) - восьмой (октябрь). Татар. сигез, татар. сегіз, тур. sekiz «восемь».
Октябрь 821 года попадает в 15-й Индикт. Тогда датировка выглядит так: октябрь 821 года.
⇨ Христианизация и дипломатия стали важнейшими средствами ведения внешней политики для Византии в IX в., чему немало способствовало нестабильное положение в малоазиатских провинциях империи, где постоянно требовалось присутствие войск. В конце лета 863 г. император отправил экспедицию во главе с Петроной навстречу милетинскому эмиру Амеру, дошедшему до Синопа. В составе византийской армии выступили стратиги Фракии и Македонии. Охрана болгарских границ была ослаблена, 3 сентября 863 г., согласно арабскому историку Табари, Петрона нанес сокрушительное поражение противнику. Несмотря на это, конфликт затянулся, византийцы двинулись дальше на восток к месопотамской границе, где снова встретились с арабами и в месяце Рамадан (18 октября - 16 ноября) 863 г. одержали полную победу.
Житие патриарха Игнатия позволяет говорить, что Борис (болгарский князь) объявил Византии войну, и произошло это не ранее сентября-октября 863 года. Можно предположить, что болгары начали наступление в районе Загоры, но развить его не сумели. Неурожайный год привел к голоду, снабжение войск оказалось нарушенным. Возвращение к миру могло удовлетворить как болгарскую сторону, оказавшуюся в затруднительном положении, так и империю, которой требовалось время, чтобы вновь сконцентрировать войска на границе [
1]. По условиям договора началась подготовка к крещению народа, что нашло отражение в таких памятниках, как надпись на столбе в Балши (Албания) и летописной заметке Тудора Доксова. Согласно надписи на столбе в Балши, «крестил Борис болгар... вместе с дарованным ему Богом народом в лето 6374». По нынешнему летоисчислению это период с 1 сентября 865 года по 31 августа 866 года.
Константин, Епископ Болгарский, живший в начале X века, перевел с Греческого на Славянский язык четыре Слова Св. Афанасия Архиепископа Александрийского на Ариан. В Послесловии приписано следующее обстоятельное известие об этом переводе: «Сия книги благочестивыя, нареченныя Афанасий, повелением Князя нашего Болгарска, именем Симеона преложи их Епископ Константин в Словенск язык от Греческа в лето от начала Мира 6414 (909) инд. 10, ученик сый Мифодов Архиепископа Моравы. Написа же их Тудор Черноризец Доксов, темже Князем повелен на Устии 6415 (907) Индикта 14, идеже Святая Златая Церковь новаа створена есть, тем же Князем. В се убо лето успе раб Божий сего Князя отец в блаз вере живый в добре исповедании Господа нашего Иисуса Христа великий и честный и Благоверный Господь наш, Князь Болгарск, именем Борис, Христианскоже имя ему Михаил, месяца Мая в 2 день в Субботний вечер. Сей же Борис Болгар крестил есть в лето Етх Бехти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь». В обозначении года или Индикта очевидна ошибка. В 906 году Индикт был 9-й, а в 907 году - 10-й.
Нас интересует выражение етхъ бехти (сьи же борисъ блъгары крьстилъ ѥстъ въ лѣто етхъ бехти):
етхъ бехти «год Собаки, пятый (месяц)» < етхъ «собака» + бехтемь «пятый (~ татар. эт «собака», беш «пять»).
Год 866 был годом Собаки по Восточному календарю. Возникает вопрос о начале счета месяцев. Начинался ли он в феврале-марте или в январе? В любом случае крещение состоялось в мае-июле 866 года.
⇨ В «Джагфар Тарихы» встречается рассказ о путешествии некоего Батыша на реку Урсу (приток Печоры):
«А потомки еще двух сыновей Хаддад-Шамгуна - Ислам-Батыша и Байтугана - жили в Булгаре. Они переселились в Булгар, не выдержав унижений, и занимались здесь торговлей в северных землях Державы. Батыш вначале торговал к востоку от Бий-су (Печора), на реке Шегор. А вначале эту реку называли Урсу. Но вот когда он собрался туда, другие купцы - шимальчийцы или чулманцы - стали насмешливыми улыбками выражать сомнение в успехе его предприятия. Тогда обиженный Батыш поспорил с ними и пообещал им в укор провезти на Урсу не только себя, но и живую корову. А корову он называл по-хонски - шегор. Ислам вообще любил включать в свою речь хонские слова, показывая свою образованность, чем умилял мулл, нарочно, для отделения себя от простолюдинов, зубривших в медресе непонятные уже народу хонские слова.
А этот обычай бурджанских мулл одобрил сеид Бакир, всю жизнь сохранявший чванство персидских вельмож. Это дело пытался пресечь кан Ялкау, выселивший из Болгара всех говоривших «по-бурджански» мулл, но те перебрались в Нур-Сувар и продолжали учить по-старому. А в народе выражение «бурджан теле» стало означать «искаженная речь», и поэтому говоривших с баджанакским акцентом тамтайских или башкортских булгар булярцы называли «бурджанцами»... Но, благодаря Исламу, одно хонское слово «шегор» уцелело на Севере, ибо он все-таки довез свою корову живой до реки Урсу, и ее с той поры стали называть Шегор-су... И сын его Гусман торговал за Бий-су и получил поэтому прозвище Шегор, но затем ему стало здесь тесновато, и он, сразу же после присоединения к Державе Тубджака, отправился еще дальше. Тогда, в первую свою поездку, Шегор добрался до реки Иджим (или Ишим) и назвал ее именем своего сына. А оймекская эта река получила имя знаменитого сэбэрского или моджарского хакана Иджима - отца Башкорта, по имени которого сэбэрцев стали называть башкортами».
Решил я проверить эти сведения. И действительно, есть такая река под названием
Щу́гор (Щугырь, Щу́гер, в верховьях Сакуръя) - правый приток Печоры. Длина - 300 км, истоки на западном склоне Северного Урала. Щугор - нерестилище сёмги.
В верховьях речка сохранила остатки старого названия - Сакуръя. «Вначале эту реку называли Урсу» (Ур-Су, татар. су «река»). Сакуръя < татар. сак «пост, охрана, стража» + *ур «река».
Народы севера булгары называли общими наименованиями ары и урцы. Река была пограничной и славилась известным волоком. Удмурт. шур, коми ю, манс. я «река», коми йир «омут», якутск. үрэх «речка, речушка».
В Якутии существуют речки: Чай-Урья, Курунг-Юрюйэ, Улахан-Юрюйэ, Югюс-Юрюйэ, Илин-Юрях, Атырдях-Юрюйэ. Чай-Урья - правый приток Берелёха (Сусуманский район). Якутское чай юрюйэ: «галечная река», где чай - «галька» и юрюйэ - «речка». Урья (впадает в Пашозеро) - река в Ленинградской области, Урья (приток Парабели) - река в Томской области, Урья (приток Онолвы) - река в Пермском крае, Кировской области, Республике Удмуртия, Юрья (приток Великой) - протекает в Юрьянском районе Кировской области, Юрья (приток Салды) - протекает в Свердловской области.
Урцы отражены в арабских источниках. Арабский писатель Гарнати (12 в.) пишет:
«А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгарцы везут их в Вису, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и [ее жители] покупают их за соболиные шкуры, и за невольниц, и невольников. А каждому человеку, живущему там, нужен каждый год меч, чтобы бросить его в море Мраков. И когда они бросят мечи (гарпуны), то Аллах выводит им из моря рыбу вроде огромной горы, которую преследует, желая ее съесть, другая рыба, больше ее во много раз. И спасается маленькая от большой, и приближается к суше, и попадает на место, откуда не может возвратиться в море, и остается там. А большая рыба не может достать меньшую и возвращается в море. Выходят жители Йура в море на судах и отрезают [мясо] от ее боков, а рыба не чувствует этого и не шевелится, и они наполняют свои дома ее мясом и поднимаются на ее спину, а она как огромная гора. И остается она у них какое-то время, пока они отрезают от нее: каждый, кто бросил в море меч, берет от рыбы долю».
Здесь говорится о покупке жителями страны Йура (на побережье океана) гарпунов для охоты на китов и других морских животных». Вероятно, название Уральских гор произошло от названия страны Йуру.
Какой «фальсификатор» способен придумать сюжет с коровой Шегор?
Подведем итог!
В «Именнике болгарских ханов» перечислено 13 имен булгарских правителей. Предполагаемый фальсификатор, сочиняя «Джагфар Тарихы», «угадал» годы смерти 2/3 этих правителей. Какова вероятность, что он угадал их случайно? Еще меньше, чем угадать все номера шаров в «Спортлото». До сих пор еще никому не удалось расшифровать булгарские датировки в «Именнике болгарских ханов». Если же предполагаемый фальсификатор догадался до их смысла и вставил в текст своего сочинения, то только за это ему можно присуждать Нобелевскую премию по литератре.
Источник «Джагфар Тарихы» содержит подлинные сведения и основан на достоверных источниках.
© TrueView