Тарханы

Nov 01, 2018 23:51


Тархан - привилегированное сословие тюркской знати. Титул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов. Известен со времен Тюркского каганата (550-745 г.г.). Известен чин или титул «Бойла-бага-тархан», «бага тархан» и просто «тархан». В Хазарском каганате тарханы являлись высшим сословием военно-родовой аристократии. В Аварском каганате тарханы были сборщиками дани, а также были представителями знати. В Первом Болгарском царстве означал высший военный чин, приравнивающийся к стратегу в Византии.

Во время господства монголов тарханское звание жаловалось особыми ханскими ярлыками (грамотами), также было высоким званием в армии Тимура. Несмотря на то, что тарханы не всегда являлись наиболее крупными представителями феодальной знати, они освобождались от податей и повинностей и пользовались большими правами. В ярлыке золотоордынского хана Темир-Кутлуга, выданном в 1397 г. некоему Мухаммеду, перечисляются права тархана на земли, воды, сады, бани, мельницы, владеемые им «свободные места», деревни и другое имущество. Земля и другое имущество тархана были неприкосновенными. Он освобождался от повинностей с виноградников, амбарных пошлин и от платы за гумно и от ясака с арыков, собираемого с подданных по раскладке. Ярлык предписывал ни пошлин, ни весовых, ни дорожной платы, ни «платы в караулы» с тархана не требовать. Он был свободен от подводной гоньбы, квартирного постоя, «от пойла и корма», что требовалось от других, от поборов, чрезвычайных налогов и от всякого притеснения. Тарханы и в правовом отношении занимали особое положение: «Было приказано, чтобы им не препятствовали входить к его величеству, не спрашивали с них и детей их до девяти проступков, не брали их лошадей для выполнения подводной повинности (улаг) и считали (их) изъятыми и свободными от всех повинностей (такалиф)». В целом в период Золотой Орды тарханы, приобретя имущественные и другие права, образовывали социальный слой общества. Думается, что здесь будет уместно сказать о том, что башкирские тарханы, получившие золотоордынские ярлыки на своё звание и права, пользовались всеми преимуществами и привилегиями, какими обладали другие тарханы Золотой Орды.

Основная версия происхождения названия города Астрахань - Хаджи Тархан. Самое раннее упоминание города находится у арабского путешественника Ибн Баттута, посетившего Хаджи-Тархан в 1334 году. Он писал: «Тархан значит у них (у татар) место, изъятое от податей… Город этот получил название своё от тюркского хаджи (паломника), одного из благочестивцев, появившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и сделалось городом».

В Российском государстве тарханами называли служилых татар (например, касимовских татар), марийцев, калмыков,мордву, мещеряков, башкир, которые не платили ясака и не получали жалование. У башкир тарханы были потомственные и личные. Освобождённые от налогов и повинностей, правом преимущественного выбора части в башкирских вотчинах, но обязанные нести военную службу.

По своему социальному статусу тарханы приравнивались к детям боярским. Звание передавалось по наследству. Звание получалось за особые военные, дипломатические или другие заслуги. Тарханы могли свободно выбирать и владеть общинной землей, а также пользовались другими государственными льготами. У чувашей, до присоединения к Российскому государству тарханами (турханами) назывались мелкие землевладельцы, феодалы.

Тархан - обельный вотчинник, свободный от всех податей; встарь, иным тарханам давались и несудимые грамоты; ныне остались только почетно, без прав [Толковый словарь В.И.Даля]. Во времена Персидского владычества в Армении и Грузии титул-фамилию тархан получили некоторое количество армян и грузин, у которых по сей день сохранились такие фамилии, как Тарханян и Тарханашвили.

Полагаю, что титул тархан имеет индоевропейские корни и составлен из греческих слов:

Тархан < δωρεα «дар, подарок, подношение» + κενός «пустой».

Др.-греч. δωρον «дар, подарок, даяние, подношение; взятка, подкуп», δωρητηρ «даритель, податель», русск. дар, кит. 空 [kōng] «пустой; порожний; пустота». Каз. дарқан, араб. طرخان; башк. тархан, кит. 達干[dágān]; бур., монг. дархан, перс. ترخان; тат. arxan, тархан; якут. дархан, тархан; чуваш. турхан.

Долгое время потомки Александра Македонского жили в Средней Азии и даже подчинили себе Индию.

Греко-Бактрийское царство, образовавшееся на территории Бактрии и Согдианы в результате распада империи Селевкидов, просуществовало одно столетие с 250 до н. э. до 125 до н. э. Пало под ударами тохаров, однако перед гибелью дало начало своему дочернему образованию - Индо-греческому царству.

Вторжение в Северную Индию Деметрий начал в 180 году до н. э., после того, как династия Маурьев была свергнута полководцем Пусьямитой Шунга, основавшим свою династию Шунга (185-78 годах до н. э.). Греки продвинулись до самой столицы Паталипутры в Восточной Индии (теперь Патна). Страбон писал: «Те, кто пришёл за Александром, дошли до Ганги и до Паталипутры».

Индийские летописи также говорят о греческой атаке городов Матхура, Панчала, Сакета и Паталипутра, об этом пишет Патанджали около 150 года до н. э., а также Юга Пурана (Гарги-Самхита). К югу греки заняли области Синдх и Гуджарат, а потом стратегический порт Баригаза (Бхаруч), о чём говорит Страбон и другие авторы, и что засвидетельствовано на монетах Аполлодота I. Более вероятно, занятие области к востоку от Пенджаба совершилось позже, во второй половине века царём Менандром. Город Сиркап, на северо-западе современного Пакистана, по всей вероятности, был построен Деметрием. По своей структуре город использует греческие стандарты градостроительства. Найдено немало предметов эллинистической культуры, в частности, монеты греко-бактрийских царей и изображения на камнях сцен из греческой мифологии.

© TrueView
Previous post Next post
Up