Хорс и Сулакадзев. Кому есть галстук?

Nov 24, 2018 03:37


«Велесова книга» - письменный текст, впервые опубликованный в середине XX века русскими эмигрантами Ю. П. Миролюбовым и А. А. Куренковым. Согласно рассказам Миролюбова, текст списан им с утерянных во время Второй мировой войны деревянных дощечек, найденных морским офицером Али Изенбеком. В 1919 году в ходе боевых действий под Орлом в одном из разорённых имений Али Изенбек нашёл 35 дощечек, на которых имелись древнеславянские тексты.


Большинство академических исследователей - как историки, так и лингвисты - полагают, что это фальсификация, написанная в XIX или (более вероятно) XX веке, и примитивно имитирующая древний славянский язык. Вероятными фальсификатороми текста считаются сам Ю. П. Миролюбов или А. И. Сулакадзев. В 2004 году в санкт-петербургском филиале издательства «Наука» вышла книга под названием «Что думают ученые о ‛Велесовой книге’» [1] в редакции известного лингвиста О. В. Творогова. Составителем данного труда являлся его сотрудник А. А. Алексеев.

Три четверти сборника посвящена тому, как А.И Сулакадзев или Ю. П. Миролюбов подделывали «Велесову книгу».

Давайте разберемся с А.И Сулакадзевым.

Хорс (др.-рус. Хърсъ) - в древнерусской языческой мифологии бог Cолнца. Согласно наиболее распространённой версии, имя Хорса происходит из иранских языков - ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце».

По сообщению Повести временных лет, год 980, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь», однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.

Хорс упоминается и в других памятниках, например, в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяц, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша».

Хорс упоминается в одной из редакций «Беседы трёх святителей». В одном из фрагментов этой беседы Василий Великий отвечает:

Есть два громовых ангела: эллинский старец Перун и Хорс-жидовин - вот два ангела молнии.

Упоминание здесь «Хорса-жидовина» (то есть еврея, иудея) дало повод для спекуляций на тему заимствования этого божества у хазарского гарнизона в Киеве, предположительно состоявшего из ираноязычной хорезмийской гвардии, поскольку правящая верхушка Хазарского каганата исповедовала иудаизм, эллинами же на Древней Руси называли язычников.

В «Слове о полку Игореве» говорится, что Всеслав Брячиславич «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». Первые издатели не поняли этого места, оставив «Хръсови» без перевода («по ночам как волк рыскал из Киева и до Тмуторокани»), затем В. А. Жуковский перевел его как Херсон, а Д. Н. Дубенский - как Хазария или Корсунь. П. Г. Бутков предположил, что «Хръсови» поставлено по ошибке переписчиков вместо «Днѣпрови», не допуская ещё, что речь идет о Хорсе, бывшем, по его мнению, «славянским Фебом». Наконец, в 1840 г. анализ фонетических, этимологических характеристик слова «Хърсъ» в сочетании с сопоставлением аналогичных мотивов в фольклоре других народов привели П. И. Прейса к выводу о том, что во фразе «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» слово «Хорс» может «значить только: солнце. Прежде нежели оно успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани». При этом, по мнению Прейса, в Слове «Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое», и подобная идея «очень обыкновенна в понятиях народов арийских» [2].

Что мы имеем? Ни из одного свидетельства о Хорсе не следует его отождествление с Солнцем. Впервые гипотеза о тождестве Хорса и Солнца была высказана в 1840 году П. И. Прейсом, а предполагаемый фальсификатор А. И. Сулакадзев умер в 1829 году за одиннадцать лет до этого открытия. А. И. Сулакадзев не знал о солярной функции Хорса. Однако, в «Велесовой книге»  Хорс прямым текстом отождествляется с Солнцем:

Когда вести их на другую степь, идем есть, по дороге хвалу Богам вознося, славу споем, - и так до полудня, и речем славу великую Хорсу Златорунному, Вращающему Колесо (Коловрату), и сурьяну пьем, - и так до ужина.

В тексте написано коловртящу - вращающему коло - Колесо Времени (циклы времени).

Уже из этого факта следует, что  А. И. Сулакадзев не мог написать «Велесову книгу».

Сурья ( санскр. सूर्य - « Солнце », англ. Surya, Surja ) - бог Солнца , в ведийский период одно из трёх главных божеств наряду с Индрой и Агни. Его атрибутом стала колесница, запряжённая семью лошадьми, олицетворяющими солнечные лучи. Супругой Сурьи стала Санджи (Sanja), дочь божественного мастера Вишвакармана. Сурья иногда представляется как отец, муж или возлюбленный прекрасной Уши (Usha), богини рассвета. Предстаёт Сурья всегда блистающим, сияющим божеством. Как правило, в руках он держит цветок лотоса и колесо времени. Согласно древнему культу, колесо является символом времени.

Храм Сурьи в Конараке. Деталь цоколя мукхашалы [3].



Колесо Времени могло изображаться с различным числом спиц в звисимости от интерпретации.

Сол - бог солнца в древнеримской религии. Вначале он ассоциировался с Янусом и только в поздней Римской империи появляется как независимый бог солнца, Sol Invictus. Атрибуты бога - крылатые кони, запряжённые в золотую колесницу. Латинское слово sol, означающее «солнце», происходит от праиндоевропейского существительного *Seh2ul- / *Sh2-en-, родственного германскому Совило, санкритическому Сурье, греческому Гелиосу, литовскому Сауле. Гелиос (Гелий) (др.-греч. Ἥλιος, Ἠέλιος) - солнечное божество в древнегреческой мифологии, сын титана Гипериона (откуда пошло его прозвище «Гиперионид») и Тейи (либо сын Гипериона и Ирифессы), брат Селены и Эос. Ра (др.-греч. Ῥα; лат. Ra) - древнеегипетский бог солнца, верховное божество в религии древних египтян. Его имя означает «Солнце» (коптское PH).

Род - божество, упомянутое в церковно-славянской обличительной литературе, направленной против язычников. Упоминается вместе с рожаницами. По мнению Б. А. Рыбакова и его последователей, Род - общеславянский бог, создатель всего живого и сущего.

Слависты конца XIX - начала XX века стали на ту точку зрения, что Род - собственное имя забытого славянского бога, а в 1970-90-х Род становится главным славянским божеством в реконструкции пантеона, предложенной Б. А. Рыбаковым.

Как верховный Бог, Род сравнивался с латинским Сатурном. Иконография Рода показывает, что он управляет четырьмя элементами: стоит на рыбе, символе воды; держит в руках Колесо Времени, символ солнца и циклов Вселенной; держит ведро с цветами, символ цветущей земли; и вокруг его талии развевается ленточный пояс, символ воздуха. Вариации имени: укр. Рiд, др.-в.славянск. Роду, Hrodo, Chrodo, Crodo, Krodo, Crodone, ю.-слав Sud, словацк. Prabog, Praboh.



Исходя из написания имени на рисунке и наличия Колеса Времени в руках, Род - это все тот же греческий Хронос (слившийся с Кроносом) и перенесенный на славянскую почву:

Род < Chrodo (Род) < др.-греч. Χρόνος, Хронос < χρόνος «время».

Почему традиционное Колесо Времени имеет 6 или 8 спиц? В древности стража была мерой времени - 4 ночных и 4 дневных стражы, например. У древних народов, до разделения времени на часы, стража - самый небольшой промежуток времени. Для охраны лагеря древние народы делили день и в особенности ночь на определённые промежутки времени, в которые сменялась стража. Отсюда счёт времени по стражам. Вавилоняне и древние греки делили ночь на три стражи, римляне - на четыре, по три часа каждая, и от них этот счёт был принят в позднейшее время (около I века христианской эры) также и евреями. О делении ночи на стражи упоминается в Священном Писании; деление времени на часы в библейское время не было известно. Если в Ветхом Завете упоминаются три стражи, то в Евангелиях говорится уже о четырёх ночных стражах [5].

© TrueView

Велесова Книга, Слово

Previous post Next post
Up