В Велесовой книге (ВК) и Аскольдовой летописи (Будинском изборнике, БИ) в точности совпадают имена отца Орея, его брата Кышека и сыновей Орея - Кия, Пашека (Пащека) и Горовато. Нигде в других источниках полное имя Щека (Пашека/Пащека) и отца Орея не встречаются. А полное имя Кия - Лаврикий встречается только в Будинском изборнике.
ВК: И вот Кий умер, тридцать лет правив нами. А после него был сын Лебедян, который звался Славер, и он жил двадцать лет. А после него был Верен из Великограда, также двадцать. И после него - Сережень десять. [I се Кые умере за трi десенте ляты владыщете ны. I по семе бящь сын Лебедянь, iжь се реще Славере, i тоiе жiве два денсете ляты. А по те бясть Верен зь Влiкоградiе, текожьде два десенте. I [по] тому Сережень десенте.]
БИ: А после Кия власть принял первенец его Лебедян, а после его смерти - внук Кия, князь Верем, а после Верема - правнук Кия Сережень, который умер бездетным […А по Кiю вълъсть прiя съварохъ Ъго ЛебЪдянъ а по сьмьртi Ъго вълъсть прiя вънуче Кiевъ кънязъ ВЪремъ а по ВЪрему вълъсть прiа правънуче Кiевъ СережЪнь а оумЪрлъ бЪзъ чадънъ]
БИ о сестре Лыбеди: ...Очень разумна сестра Лыбедь и лицом очень красива, и травяные лекарства многие знает, и вышла замуж за друга Кия, князя бужанского Волобуя, а после смерти Волобуя вернулась к полянам и воспитала Славера, первенца князя Кия, потому он наречен Лебедян, как пасынок или племянник Лыбеди, которая умерла в старости в Полянах и была любима всеми.
Первенец Лаврикия Славер, или Славомир, или Лебедян, пошел княжить в Поляны, а второй, Яромир, пошел к древлянам, а третий, снова Рус, пошел князем в Северскую землю, а обе дочери вышли замуж в земле бужан, а обе жены Кия - гречанки, племянницы цезаря, ушли из Царьграда с прислугой и врачами, и поварами, и охранниками царевыми, и рабами.
Князь же Лаврикий, нареченный в народе как Кий, когда был отроком, то, по велению отца Орея, приехал к цесарю Феодосию II с дядей
своим Твердиславом для обучения греческому языку, а еще астрономии сирийской, а еще врачеванию травяному и другим наукам греческим; и пробыл он в Царьграде три года, и вернулся с честью в Полянскую землю, в Белоброд, и с тех пор стал другом цезарям римским, а Орей послал в Эпидамну много воинов для помощи цезарям, потому что пришли к Византии вандалы с римлянами и с фракийцами и хотят разграбить Царьград, и взять пленных, и получить дань.
И пошли на них ромеи вместе с русскими воинами, и отступили римляне от Византии, и это было в год 415-й от РХ.
ВК о Кие, Щеке и Хориве: ...I сынове трiе од Орiю бяшетi Кiе, Пащек а Горовато, окудь трiе слвнi племены iсткша. Сынове бящi хъробрiе водщi дроужiном, а тако се сэдше на комонiя а тэщаху… За нь эде дружiны младенчi, скотi, кравi, повензы быщi а овцщi… Тэщашетi дэцкi, староцi, матере, женi, якоже марънiе людя.
ВК о Кышеке: ...I по те о добiе бысте седьмы десенте конензе нашiе, яко Мезiславо, Боруславь, i Комонебранещ, i Горыславь. I тако iзбрященi [бяща i] iны о веще i одлоущенi о веще, колiбва люды не хотящете iех. се бо тоiе конезе влiце трудiще се. I се Кышек бя велiк i моудр. I тоi умре, а по не бяще iнi, [i] кажедiе творяе нiещо благiе о Русы.
БИ о Щеке и Хориве:
О старейших русских и словенских князьях, которые пришли на Днепр в год 380-й от РХ, при цезаре Феодосии Великом, со своими родами.
Некогда, еще при цезаре Феодосии Великом, пришло от Днестра на Днепр племя русичей, а с ними братья-князья Белояр, Боримир и Святомир, и Радимир, и сестра их Порусия, все они - дети Руса, сына Богумира; и от этих князей начались колена полян и древлян, и вятичей, и радимичей, и бужан…
Старший Белояр родил Орея и Кышека и Твердислава и на берегу Днепра, у переправы, начал строить малый городок и нарек его Белояров брод, но потом назвали его Белоброд, и дани и плату брали, и поставили нa перевозе охрану сильную и башни возвели из тяжелых камней…, а чужим людям давали ладьи для переправы за немалую плату, и питье и еду, и пищу тоже давали за плату;…после смерти Белояра первенец его Орей и внук Лаврикий начали строить дома на холмах, и этим городок разросся, у переправы возчики правила установили, и стены вокруг города построили, и так было при Орее…После смерти Орея дети его младшие Пашек и Гороват и роды их ушли за горы Карпатские и Угорские, к родственникам, это племена чехов и хорватов, и живут они там и поныне… [О кънязЪхъ старЪiшiхъ Рустiiхъ а СловЪнъскiхъ iже прiгрядЪ на Словутiчь въ лЪто 5888 от СМ прi цЪзарi ФЪодосii ВЪлiемъ а съ родомъ своя. Въ нЪкiя лЪта ешьтЪ прi цЪзарi ФЪодосii ВЪлiемъ прiiдЪ от Данастрi на Словутiчь пълЪмя РусiчЪй А кънязi iхъ адЪлъфii БЪлояръ Борiмiръ а Святомiръ а Радiмiръ а адЪльфiя iхъ же Порусiя iже чада РусовЪ сынЪ БогумiровЪ А от сiхъ кънязi зача колЪна суть полянЪ а дърЪвлянЪ а вятiчЪ а радiмiчЪ а бужанЪ… СтарЪйшiй БЪлояръ родi ОрЪя а КышЪка а ТвЪрдъслава А оу СловутiчЪ на бърЪзЪхъ аже оу ПьрЪвозi зача зiжьдатi гърадъкъ малый А наречЪ яко БЪлояръвъ Бъродъ аць послЪжьдЪ БЪлобъродъ А данi а мъзъды възiмаа а оуставi на ПьрЪвозi коустодiе кърЪпъкоЪ а заборолы сътворi iзъ камЪнiевъ тюжькъ…а чадi чюжiмъ ладii въдаяху на ПьрЪвозi а за мъзъды не малыя а пiтiЪ а ядiЪ а сънЪдi такожьдЪ вiру iмутъ…По оуспЪнiю же Белояра съварахъ Ъго ОрЪй а вънучЪ Лаурыкiй поча зiжъдатi домы на верЪтiяхъ А сЪмъ гърадъ разъдъбрЪ а оу ПьрЪвозi вожанЪ дъля кiнЪсь оуставi а гъродънiцЪ въкроугъ гърада зiжьдатi А тако бысть прi ОрЪЪ…По оуспЪнiю же ОрЪЪву чада Ъго мЪзiнi ПашЪкъ а Гъроватъ а роды iхъ оушЪдъ за цЪпi КаръпЪнътскыя а Оугоръскыя къ блiжiкъмъ Сь плЪмЪнъ въ ЧЪхы а ХъръватЪ А сущЪ тамо додънЪсь а прозваша ся яко ЧЪхы а ХъръватЪ въ прЪдЪлахъ сiхъ…]
Родословiе ОрЪЪво iже съварахъ Бълояръвъ (лЪта от СМ).
Въ лЪто 5889 прiiдЪтъ съ роды своя от Данастра къ Словутичю а сЪдЪ тамъ а сътъворi броды на бьрЪзЪхъ а нарЪчЪ бо бродъ Бълояръвъ аже Бълобродъ…
…а гърадъ зiжьдал на нь…
…ОрЪй же оустрояя коустодii оу ПърЪвозI а гърадъ разъдъбрi а нарЪклъ Лаврыкiевъ гърадъ по чьстi cъвараха своя а послЪжьдЪ чъловЪкi наречЪ сь гърадъ во Кiевъ гърадъ а по сь дънi…
…Лаврыкiй же кънажа оу ПолянЪхъ 30 лЪтъ а възълюбъленъ чадiю а въ лЪто 5943 поiдЪ въ Царьгърадъ къ Феодосiю II а заключi рядъ о мiрЪ а о гостЪхъ аже мъзды не iматi от алдiне такожьдЪ от пълЪна изымаа вълахъвъ а българы а полянЪ а съкуфi а обезЪ а прiвъдЪ въспять ихъ на Русь съ съкаръбiемъ iхъ же.
…Iма же…Лаврыкiй же от гърЪцi се ЪестЪ ЦЪзарь сълавЪнъ Кiй аже въ чадi гълаголютъ къняже Кiй а гЪрадъ Ъгоже Кiевъ ЪстЪ а се наречЪнiе вЪдаютъ а по сь дънi…
…А по Кiю вълъсть прiя съварохъ Ъго ЛебЪдянъ а по сьмьртi Ъго вълъсть прiя вънуче Кiевъ кънязъ ВЪремъ а по ВЪрему вълъсть прiа правънуче Кiевъ СережЪнь а оумЪрлъ бЪзъ чадънъ
Лаврикий княжил у полян 30 лет, и народ полюбил его, а в год 435-й от РХ пошел в Царьград, к Феодосию II, и заключил договор о мире и о купцах, чтобы плату с них не брали за ладьи, а также из плена освободил влахов и болгар, и полян, и скифов, и обезов и привел их обратно на Русь со скарбом их.
Имя Лаврикий греческое и означает, что он - царь славян Кий, или Славный Кий, увенчанный лаврами, а в народе говорят о нем: «Князь Кий, а город его - Киев»; и название это знают и поныне.
Сокращенные имена иначе называются производными от имен. Или уменьшительными (ласкательными), потому что как таковыми обычно называют детей или своих близких. Эта традиция существует с глубокой древности у всех племен и народов. Имена могут сокращаться по-разному. Часто остается начало или середина имени. Иногда после сокращения имени остается только его конец: Саша (Александр), Лёша (Алексей), Толя (Анатолий), Сеня (Арсений), Тёма (Артём/Артемий), Слава (Владислав, Вячеслав, Ростислав, Святослав, Станислав, Ярослав), Сева (Всеволод), Женя (Евгений, Евгения), Фима (Ефим), Ваня (Иван), Коля (Николай), Дуся (Евдокия), Катя (Екатерина), Лена (Елена), Лиза (Елизавета), Рита (Маргарита), Beth (Elizabeth), Fred (Alfred), Greta (Margareta), Ness (Agnes), Tina (Christina), Tony (Ant(h)ony), Lynn (Carolyn), Trish, Trisha (Patricia).
Гипотеза: Имена Кий и Щек являются сокращениями имен Лаврикий и Пашек (Пащек).
Как сообщает Будинский изборник: Имя Лаврикий греческое и означает, что он - царь славян Кий, или Славный Кий, увенчанный лаврами, а в народе говорят о нем: «Князь Кий, а город его - Киев»; и название это знают и поныне.
Со времён Античности лавровый венок или ветвь лавра - символ славы, победы или мира. Традиция вручать лавровый венок победителю восходит к VI веку до н. э. - к Пифийским играм в Дельфах. Эти состязания проводились в честь бога Аполлона, который обычно изображался в венке из листьев лавра - в память о нимфе Дафне, обратившейся в лавровое дерево, дабы спастись от Аполлоновых домогательств. Лавровый венок был наградой победителю, и им же награждали «любимцев Аполлона» - поэтов. Этим отношением между Аполлоном и лавром объясняется и приписывание лавру пророческого дара: его ели жрецы, чтобы узнать будущее (лавроеды). Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В торжественных случаях весь народ венчался лавровыми венками; жрецы при жертвоприношениях надевали лавровые венки. Существовало также убеждение, что лавр спасает от молнии. Помимо символа победы, лавр также считался целебным растением, поэтому венок из его листьев получали и врачи, прошедшие обучение. Именно отсюда берут начало такие академические звания как «бакалавр искусств» или «бакалавр наук». Все они восходят к латинскомуо Васса lauri - «плод лавра». Слово «лауреат» (лат. laureatus) означает «увенчанный лавром».
В своей книге «Жизнь двенадцати цезарей» (121 г.) древнеримский историк Светоний отмечает, что Юлий Цезарь «обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб», а потому «с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом», данным ему сенатом, «носить лавровый венок» победителя когда ему заблагорассудится. Цезарь сильно переживал из-за своей лысины. Клеопатра, с которой у него был роман, порекомендовала императору рецепт «проверенного» средства: целебную мазь из измельченных жженых мышей, медвежьего сала, зубов лошади и костного мозга оленя, которую следовало втирать в голову, пока та не «пустит ростки». Судя по всему, чудо-бальзам оказался неэффективным.
Полное имя Щека - Пашек (БИ) или Пащек (ВК). Возможно, Пашек (Пашка, Пашуха) - производная форма от имени Павел (< лат. paulus - «малый», «небольшой»).
Щек < Пашек (Пащек) ~ чешск. pašák «молодец, славный малый».
Пашек (словацк. Pašek, нем. Paszek) - имя собственное; распространено в виде фамилий.
Пашек, Душан (1960-1998) - чехословацкий хоккеист, центральный нападающий.
Пашек, Тамира (род. 1990) - австрийская профессиональная теннисистка.
-----------------
1. Велесова книга в переводе Н.В. Слатина.
2. Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись: (текст, перевод, комментарии, статьи). Под общей редакцией академика Ю.К. Бегунова. Санкт-Петербург. Из-во Искусство России, 2013. 550с.
© TrueView