Велес, Волос - божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии, второй по значимости после Перуна. Велес в «Слове о полку Игореве» встречается один раз: «Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче...» (с. 7).
В древнерусских письменных памятниках наряду с общеславянской формой Велесъ (Veles) встречается также имя Волосъ. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой Велес - общеславянский бог, на Руси называвшийся также Волос. Вс. Миллер считал форму Велес южнославянской, а Волос - восточнославянской. В действительности же оба имени употребительны на Руси повсеместно. Д. О. Шеппинг предполагал, что Волос и Велес - два разных божества языческого пантеона, так как в источниках имя Волос сопровождается определением «скотий бог», а при имени Велес оно отсутствует. С этим определением имя Волос употреблено в ПВЛ под 907 и 971 при сообщении о договорах русских с греками, в Житии князя Владимира и в «Слове некоего христолюбца». В «Сказании о построении града Ярославля», опубликованного в 1847 священником А. Лебедевым в книге «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля», имя Волос не сопровождается определением «скотий бог», но и здесь очевидна функциональная связь Волоса со скотом. Здесь, в частности, сообщается, что идол Волоса стоял в Ярославле посредине логовины, называвшейся Волосовой, из которой по обычаю весной впервые выгоняли скот на пастбище. В дни первого выгона скота на пастбище Волосу приносили в жертву «тельца и телицу».
Имя Велеса встречается в одном из списков «Хождения Богородицы по мукам», где говорится о посмертном наказании тех, кто «Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша», и в Житии Авраамия Ростовского, сообщающем, что святой разрушил каменный идол Велеса, почитавшийся «чудским концом» Ростова.
В Киеве идол Перуна стоял на горе (и затем входил в состав воздвигнутого князем Владимиром в 978 году пантеона), а идол Велеса находился в Киеве «под горой», вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города, то есть в торгово-ремесленной части Киева у пристани на реке Почайне. В «Житии Владимира» говорится, что этот идол был свержен во время крещения Руси в 988 году: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи».
В составленном в XVII веке рассказе о грамоте Александра Македонского, якобы данной предкам словен, говорится: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца».
Христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса. Сохранилось представление о нём как о злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс, волосатик, волосень - «нечистый дух, чёрт», чеш. Veles - «злой дух, демон» (XVI-XVII века). В христианскую эпоху Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, слился с христианским святым Власием, покровителем скота.
Как следы почитания Велеса можно рассматривать названия деревень, городов, урочищ по всему слав. миру, а также фамилии, образованные от имен Велес или Волос. Суммируя сведения о Велесе, можно выделить несколько функций. Прежде всего, Велес - «скотий бог». Велес был также божеством растительного плодородия, о чем свидетельствует обряд «завивания бороды» Велеса: в дар ему оставляли на поле несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, «завивая» и украшая их (см.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. СПб., 1865. Т. 1. С. 697).
⇨ Моя версия:
Велес - это в точности древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы Пан, культ которого заимствован славянами, когда они еще жили возле Дуная на границе с Римской Империей, а имя Велес - эпитет Пана, который был бородатым и до безобразия волосатым. Лат. vellus, villus «шерсть, руно; растительность на лице, борода, ворс, растительный пух», villōsus «покрытый шерстью, косматый; мохнатый, волосатый». Форма Волос - славянская, но означет тоже самое - волосатый.
Лат. vellus, villus «шерсть, руно; растительность на лице, борода, ворс, растительный пух», лат. villōsus «покрытый шерстью, косматый; мохнатый, волосатый», лат. pilus «волос, волосы», ит. pelo, pelli «волос, волосы». Польск. wełna, укр. вовна, слов., чешск. vlna, исл., исл., норв. ull, дат. uld, шв. ylle, англ. wool, арх. англ. wull, гот. wulla, нид. wol, нем. Wolle, ирл. olann, лат. vellus, фин., водск., ижор. villa, эст. vill, ливон. vīla, карел. villu, людик. vill(e͔), вепс. vill - «шерсть, волокно». Слав. волос, влас, ц.-сл. власъ.
⇨ Пан (др.-греч. Πάν) - древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение. Этимология имени традиционно, начиная с гомеровых гимнов, связывалась с греч. πάς, «весь». В настоящее время принято связывать имя Пана с греч. Πάω - «пасти». По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа. Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребёнка, мать покинула его, но Гермес, завернув мальчика в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса, видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς «весь») великую радость.
В жертву Пану приносили коров, козлов, ягнят, молоко. В римской мифологии Пану соответствовали Фавн, покровитель стад, и Сильван, демон лесов. При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле. Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана, такие праздники назывались Вота и Врумалия.
© TrueView