Необходимость выбора ориентиров для определения положения на местности возникла у человека на самых ранних этапах его существования, буквально с первых шагов его по земле; вначале это была слаборазвитая, инстинктивная, как у многих высших животных, способность ориентироваться на местности - находить дорогу к своему «дому». Постепенно, по мере накопления сведений об окружающей среде, рельефе местности, месте восхода и захода солнца, о солнечной и теневой сторонах и т. п.
Языки даже высокоразвитых народов сохраняют часто представления давно минувших эпох, реалии которых уже прочно забыты. Индийцы, как и многие другие народы, для целей ориентации на местности обращались лицом к восходящему солнцу и потому восток обозначался словом praci, происходящим от слова prac ‛передний’, ‛находящийся впереди’; три других страны света соответственно назывались: paqcima ‛запад’ < paqcat ‛сзади’, ‛позади’, daksira ‛юг’ <
daksira ‛ правый’, uttarа ‛север’ < uttarа ‛верхний’, ‛вышний’.
Само слово «ориентация» свидетельствует о том, что исходным пунктом для определения своего местоположения по отношению к странам света романские народы избрали понятие oriens - orientis ‛восходящее солнце’.
Кроме ориентации на восходящее или полуденное солнце у многих народов мира, в том числе у индийцев и китайцев, существовала тонко разработанная система цветового обозначения стран света, т. е. цветовая геосимволика. У тюркских народов существовали обе системы обозначения стран света: 1) линейная (солярная) и 2) цветовая.
У семитских народов, в частности у древних евреев и арабов, обозначение стран света также было связано с культом Восходящего солнца, что видно из семантики терминов, обозначающих «юг» и «север»: др.-евр. jāmin, араб, jaman 1) ‛правая сторона’, 2) ‛юг’ (ср.: al Jaman ‛правая сторона’ > ‛Йемен’); др.-евр. semol, араб, ša’m, ša’mal, šam'al, šamāl 1) ‛левая сторона’, 2) ‛север’ (ср.: šām ‛левая сторона’ > ‛Самария’). Аккадск. šumēlu ‛левый’. Азербайджанский, турецкий и узбекский языки наряду с собственно тюркскими обозначениями для востока и запада сохраняют в своем словаре арабские термины: север - шимал, шимол (узб.), шамал, шымал (кирг.)
[Кононов, 1978] Не является ли русск. зима однокоренным с семитским semol ‛левый’. Латышск. ziemeļi ‛север’ (зимний). Small?
Во многих языках правая рука - прямая, большая и сильная, а левая - кривая, малая и слабая. В кетском языке богат - ‛правая рука’, а в русском - богатый, богатырь, в тюркских - батыр.
⇨ А теперь посмотрим, как выглядит название севера в языке индейцев майя:
Xaman [шаман]!
Сравним с др.-евр. semol, араб, ša’m, ša’mal, šam'al, šamāl 1) ‛левая сторона’, 2) ‛север’ .
По всей видимости, в Евразии во времена неолита контакты были более тесными, а ближневосточные земледельцы жили в Европе. Например, трипольцы на берегах Днепра. По одной из версий, связанной с теорией гаплогрупп, предки семитов и афразийцев вернулись из Евразии на Ближний Восток и в Африку.
Предки майя пришли из Азии в Америку (возможно, из региона Тарим) 12-15 тысяч лет назад.
Но до исхода у них были обширные контакты в Евразии. Майя nohol ‛юг, наибольший’ < майя noh ‛большой; правая рука; правый’. Майя nohach ‛сильный, искусный’, nohcinah ‛делать большим’, nohoch ‛большой’. Ненецк. ӈока, маори nui, венг. nagy ‛большой’.
⇨ Калька:
Маньчж. hasʼhū, фин. vasen, карельск. važen, эст. vasak, vasem ‛левый’, южный сан (сан-мака) gɔsɛ ‛левая рука’, gɔsiã ‛левша’, фр. gauche [goʃ] ‛левый; неуклюжий, нескладный, несуразный; неловкий; косой; кривой; левая рука; левая сторона’, gaucher [goʃe, -ɛʀ] ‛левша’, русск. косой, кит. 斜 [xié] ‛косой; наклонный; покоситься; наклониться; наискосок’, хауса hagu ‛левый’.
Аккадск. kaşû ‛холод’, татар. кыш ‛зима; зимний’, тур. kış, казах. қыс ‛зима’.
© TrueV iew